Человек — его природа и его место в мире
В отличие от Шелера и Плеснера, подчиняющих человека теории живого и вследствие этого определяющих дух, в одном случае, а в другом— эксцентрическую позициональность как особые признаки человека, Гелен считает эти попытки развить учение о ступенях живого с помощью понятий души и духа малообещающими22.
Вместо этого он намерен развить концепцию человека, в которой бы человек трактовался из себя самого. Отправной точкой для этого ему служит действие, которое заимствовано им у американского прагматизма его времени и которое порождает и формирует человека.С помощью действия преодолевается недостаточность, определяющая для природы человека. Для защиты своего тезиса Гелен обращается к размышлениям Гердера23. Подобные мысли можно найти и у Ницше. Здесь человек означается24 как «самое неудавшееся животное»25. Его недостаточное по сравнению с животными оснащение превращает его в «рискующее» существо. Его конститутивная недостаточность по сравнению с животными может быть преодолена только в действии. Тем самым морфологически недостаточная ситуация компенсируется и используется для совершенствования26. В процессе действия человек отчуждает, овеществляет и институализирует себя; опосредование и отчуждение неизбежны при этом. Как «рискующее существо» человек нуждается в культурной и институциональной надежности, а также в самостабилизации и дисциплинировании. «Действование, предполагая освобождение от инстинктов и избыток влечения, под биологическим давлением конфигурируется в растущую опосредованность и символическую нагруженность. Растущая косвенность и динамическое перераспределение влечений подводят поведение человека под закон разгрузки и гарантируют вместе с функциональной способностью институций надежность действия»27.
Согласно Гелену, характер человеческой недостаточности обусловлен особым биологическим положением: неотения и внеутробная весна (extrauterines Fruehjahr), редукция инстинктов / избыток влечения и открытость к миру, разгрузка и институция — центральные антропологические понятия.
Неотения: Ссылаясь на Луи Болька28, который на основе сравнения морфологии новорожденных обезьяны и детей и их различного развития в более позднем возрасте приходит к тезису о сохранении эмбриональной стадии у человека, Гелен развивает убеждение, что все течение человеческой жизни можно рассматривать как замед-
44
Парадигмы антропологии
ленное развитие. Исключительно длительное детство, растянувшийся подростковый период, долгое время старения — все это может служить в качестве аргументов. В то время как, согласно гипотезе Геккеля, онтогенез следует за филогенезом, то есть индивидуальный человек проходит in nuce историю человечества, гипотеза неотении указывает на то, что как раз ранние стадии человеческого развития не могут проходить быстро. По сравнению с приматами, у человека многое в развитии в онтогенезе и в филогенезе начинается лишь очень поздно. Поэтому характеристикой человека является не столько быстрота, сколько медленность его развития. В филогенезе это верно даже для оснащения органов, о котором Гелен предполагает, что оно сохраняет признаки, которые для других приматов уже давно позади. Вместе с Больком Гелен размещает расстройства функций в эндокринной системе, эти расстройства объясняют различное развитие людей. Это допущение имеет то преимущество, что оно не вступает в конфликт с данными, что между людьми и другими приматами существует значительное соответствие с точки зрения биохимии.
Конечно, тезис о неотении имеет некоторую пояснительную ценность, но его не стоит переоценивать. Целый ряд характеристик человеческой морфологии ни в коей мере не подлежат замедлению развития. Гелен, например, указывает на то, что пропорции туловища к конечностям у обезьян гораздо больше соответствуют эмбриональным состояниям, чем у человека29. Особенно ускорено у человека развитие ног. Между тем у некоторых животных, и даже у растений, можно обнаружить подобные задержки в развитии, так что на основе процессов замедления едва ли можно говорить об особом месте человека.
К тому же неотения не противоречит «общепринятым эволюционно-теорети-ческим положениям, поскольку при определенных условиях она может быть филогенетическим преимуществом»30.Внеутробшя весна: Следующий аргумент в обосновании особого места человека Гелен получает из исследований Адольфа Портмана, посвященных беременности, рождению и первому году жизни человека и других приматов31. Портман проводит различие между птенцовыми и выводковыми и пытается доказать, что человек по сравнению с обоими занимает особое место. К птенцовым относятся насекомоядные и грызуны. Продолжительность их беременности коротка; в каждом помете на свет появляются много детенышей. Они безволосы, их глаза и уши закрыты; им нельзя оставлять своего «гнезда» и они не могут сами прокормить себя. Поэтому они во всех отношениях зависят от помощи своих родителей. Иначе дело обстоит у выводковых, к кото-
Глава 2. Философская антропология
45
рым Портман относит копытных, китов и обезьян. Их детеныши уже в чреве матери заканчивают стадию птенцовых. Продолжительность беременности у них больше, а число приплода значительно меньше. Новорожденные детеныши могут слышать и видеть, самостоятельно двигаться и уже очень скоро вступать во взаимодействие с матерью. Например, жеребята и слонята могут уже спустя небольшое время стоять и бегать.
Люди не подходят ни к птенцовым, ни к выводковым. Хотя человек на основе вышеназванных признаков относится собственно к выводковым, новорожденные младенцы подобны во многом птенцовым. Только спустя год (внеутробную весну) человек достигает состояния развития, которое выводковые получили уже при рождении. Собственно говоря, беременность у человека должна была бы протекать существенно дольше. Поэтому Портман и Гелен считают человека особым случаем и называют его «вторичным птенцовым». Гелен выводит из этого, что человек в значительной мере зависит от воспитания и социализации, то есть от опосредования культурой, без которой он был бы нежизнеспособен. Эта ранняя беспомощность ведет к переплетению соматического и психического, индивидуального и социального развитии.
Они имеют центральное значение для развития ребенка. Исследования мозга32 и новейшие исследования, касающиеся культурного раз-о-э
вития человеческого мышления , подтвердили центральное значение для онтогенеза ранней внеутробной фазы развития. Однако попытка Гелена привлечь концепт внеутробной весны для защиты своего тезиса о недостаточности человеческого существа и использовать его для обоснования биологически особого места человека вызывает сомнение. Редукция инстинктов и избыток влечения: По мнению Гелена, характер человека как «недостаточного существа» обусловлен не только неотенией и внеутробной весной, но также и редукцией инстинктов и избытком влечения. Рудиментарная оформленность инстинктов, которая имела центральное значение также для размышлений Шелера и Плеснера, имеет многочисленные последствия. У человека она проявляется в непроизвольных движениях при приеме пищи (сосание, гры-зение, икота), в сексуальности (половые сношения, рождение, «детская схема») и в реакциях на внезапные опасные ситуации (паника, убегание и т. д.). В остальном нет никакой врожденной связи между побуждением и определенными объектами и движениями. Хотя человек и реагирует на ключевые раздражения, вызывающие у него чувство, что нужно что-то сделать, но все же он может противостоять этому чувству. Человеческое поведение характеризуется зазором, зиянием (хиа-
46
Парадигмы антропологии
тусом) между влечениями и вызванными ими реакциями, которое позволяет дистанцироваться от побуждения и сказать «нет». Эту потерю инстинктивного управления Гелен интерпретирует как доказательство его тезиса о человеке как «недостаточном существе» и как предпосылку для обучения, имеющего центральное значение в жизни человека. Однако и другие приматы учатся больше, чем об этом подозревал Гелен. В современных исследованиях приматов тому найдены многочисленные доказательства34. Есть значительные различия между группами обезьян одного вида в зависимости от обжитого ими биотопа, их можно объяснить на основе процессов обучения.
В одной японской группе макак осенью 1953 г. одна самка впервые помыла батат в морской воде. В этой группе этот образ действия сохранился по сей день и даже перенимается последующими поколениями. В другой группе макак, проживающей неподалеку, этот образ действия по сей день не встречается. Если в истории эволюции открытые поведенческие программы дают преимущество для развития, то нередко случается, что они замещают закрытые поведенческие программы. В соответствии с этим остаточная наделенность инстинктами была бы не недостатком, а скорее преимуществом для развития. Чтобы использовать это преимущество для развития и соответственно жить, нужны более комплексные, чем у закрытых программ, генетические задатки35. «Человек и в своем инстинктивном не является недостаточным существом»36. Это наводит на мысль, что «у человека генетически заложенное программирование не меньше, а больше, чем у всех животных. Если бы нужно было дать количественную характеристику, то оказалось бы, что у человека более генетически фиксированные поведенческие диспозиции, чем у животных. Только их (фиксированных диспозиций) относительное участие в фактическом действии меньше, поскольку другая сторона— культурно приобретенные компоненты поведения — нарастает сильнее»37.Избыток влечений: Гелен исходит не из нескольких влечений, а из одного выделенного влечения. Оно у человека не подразделяется на специфические влечения как у животных, у которых влечения связаны с различными функциями, такими как питание и продолжение рода. Оно пронизывает все сферы деятельности человека и связано с другими побуждениями, например, с агрессивностью и стремлением к власти и к доминированию. В отличие от сексуального влечения животных человеческая сексуальность не подчиняется сезонным ритмам. Она длительна по времени и артикулируется в продолжительном стремлении, сопровождающемся неутолимой потребностью. Гелен
Глава 2. Философская антропология
47
описывает сексуальность как «почти неисчерпаемую однонаправленную энергию» и говорит о «потенциальной захваченности сексуальным стимулом решительно всех видов человеческой деятельности»38.
Из этого структурирования внутренней жизни человека получается избыток влечений. Для его уточнения Гелен обращается к Шелеру и Фрейду. По его мнению, избыток влечений необходим для «недостаточного человеческого существа», так как человек нуждается в мощной энергии для использования многообразных возможностей поведения, возникающих из редукции инстинктов.Избыток влечений получается из неотении. Энергия влечения, согласно Бьютендейку, из-за замедленного развития человека наталкивается на еще несформированную моторику и сексуальность ребенка. В длительной фазе развития ребенка и подростка этот избыток соединяется с многочисленными ненаправленными к цели действиями, как, например, игровое поведение и удовлетворение любопытства. Это влечет, по Гелену, «биологически парадоксальное поведение». «Потенциал влечения, освобожденный от моделей прямого удовлетворения потребностей, может привести к тому, что мы поставим на карту нашу жизнь. Избыточная энергия выводит нас за пределы целей самосохранения. Без этой способности люди никогда бы не открыли новых горизонтов. Человек — существо рискующее, но он также... существо, ищущее риск»39. На основании такой ситуации возникает необходимость принуждения к формированию и доместикации. Из-за зазора (хиатуса) между возбуждением и реакцией возможны и необходимы контроль и управление избытком влечений. Они осуществляются с помощью созданных и опосредованных культурой образов, служащих тому, чтобы развивалась и формировалась структура человеческих потребностей, и ведущих к тому, что происходит удовлетворение потребностей посредством образов. Тем самым дело доходит до растущей опосредованности человеческого поведения. Наряду с образами в этом процессе важную роль играет язык. Побуждения переформируются с помощью языка. Внутреннее структурировано в соответствии с языком; возникает грамматика внутреннего. Кажется, что необходимо наделить внутреннее языком. «Человек, не добившийся обращенного к миру и долгосрочного оформления потребностей и интересов, под давлением сиюминутного избытка влечений дегенерирует в саморазрушительных маниях»40. С возникновением внутри структурированного в воображаемом в соответствии с языком внешнего мира границы между внешним и внутренним становятся прозрачны. Происходит обогащение и дифференциация человеческих восприятий. В поздних
48
Парадигмы антропологии
произведениях Гелен модифицировал свое понимание монистического характера человеческого побуждения41.
Открытость к миру: Также как Шелер и Плеснер, Гелен исходит из того, что, в отличие от связанности животных с окружающей средой, человек открыт миру.
В отличие от животных он не обладает специализированными органами, а органически неспециализирован. Это относится к его органам, к значительному отсутствию волосяного покрова, что позволяет человеку жить в холодных и в жарких регионах, а также к связанной с этим более сильной чувствительности кожи и к большим возможностям мимического выражения. Мозг, согласно Гелену, также не является специализированным органом, так как без соответствующего морфологического базиса он не мог бы развиться42. В историко-эво-люционной перспективе прямохождение возникает много раньше, чем активное развитие мозга, который всего лишь полмиллиона лет назад заметно превысил размеры мозга других приматов. Гелен считает мозг «парадоксальным органом», «так как мозг вместе с руками сделал излишним специализацию органов»43. Поэтому Гелен соглашается с Конрадом Лоренцом, который называет человека «специалистом по неспециализированному бытию»44. Так как между окружающей средой и специализацией органов есть соответствие, то верно и обратное. Так как у человека нет специального вида окружающей среды, то у него нет и специализированных органов. Эта точка зрения восходит к достижениям Икскюля о том, что животных нельзя рассматривать независимо от окружающей их среды, с которой они связаны целым рядом функций45. Для животных есть только факторы, важные для их выживания. Это верно как для их восприятия и поведения, так и для мира, который животные принимают во внимание, и мира, в котором они действуют. Икскюль переносит эти рассуждения на человека и показывает, что человек также воспринимает свой мир перспективно. Так, например, лесничий видит лес иначе, чем человек, прогуливающийся на отдыхе. Но в отличие от животного человек может воспринимать различные виды окружающей среды и при этом менять свою перспективу. Поэтому человек не связан окружающей средой, а открыт миру; он живет не в замкнутом круге функций, а в открытом круге действия. В отличие от Шелера, который нашел обоснование открытости человека миру в духе, Гелен считает человека результатом его биологически недостаточной конституции. На место окружающей среды животного у человека вступает культура, которую человек сам должен создать с помощью языка и работы. Поскольку человеку не
Глава 2. Философская антропология
49
предзадано, как и какие ему создавать культурные конфигурации, он открыт миру. Открытость миру ограничивается конституционными, историческими и культурными условиями46. Если действия человека ведут к разрушению природы, то открытость миру превращается в свою противоположность47.
Разгрузка: В конституции человека центральную роль играет разгрузка (Entlastung). С ее помощью восприятия и движения становятся координированными. Формируются способы поведения; если они оправдывают себя, то их активно натренировывают и они, автоматизируясь, совершаются без особого внимания и рефлексии. В таких процессах развиваются навыки, гарантирующие безопасность. Возникают манеры, обеспечивающие надежность поведения48. Только будни, разгруженные благодаря навыкам и рутине, освобождают человека для продуктивных действий49. Если бы не было разгрузки, то человек из-за своего сильного возбуждения был бы постоянно связан своими влечениями и только в ограниченной степени способен к другим действиям. Разгрузку берут на себя также техника и институции. Техника представляет собой замену органов и разгружает человека от его повседневного противостояния природе. Институции сообщают ему структуры порядка и защищают от неопределенности. Они фиксируют навыки, устанавливают непрерывность и заботятся об удачном исходе коллективных процессов. Они разгружают человека от наплыва возбуждения и от требований избыточного влечения. Наряду с институциями и техникой в разгрузку человека свой вклад вносит искусство. Искусство способствует развитию эстетической позиции, базирующейся на разгруженном отношении к миру.
Эти процессы ведут к уклонению от телесных напряжений, создают дистанцию и протекают неосознанно. Разгруженное поведение таит в себе опасность, что оно закоснеет в привычках и рутине.
Учение об институциях: Наиболее оспариваемая часть трудов Гелена по антропологии — его учение об институциях. По его мнению, в институциях действия закрепляются на длительный срок, что компенсирует недостаточность человека. Институции дают внешнюю и внутреннюю опору, с помощью которой, с одной стороны, можно справиться с угрозой внешнего мира, с другой стороны, контролировать обусловленные влечением раздражения и ненадежность внутреннего мира. Тем самым институции становятся гарантом стабильности и надежности. По Гелену, современность страдает тем, что вследствие растущих индивидуализации и субъективации институции теряют свою структурирующую и управляющую силу. «Культура субъективности
50
Парадигмы антропологии
по своей сути нестабилизируема, она должна умереть в массовом эфемерном избыточном производстве»50. Институции стабилизируют сообщества, материализуя их «ведущие идеи». Это происходит вне интенций индивидов, их рациональных решений и правового контроля. Институции, поставив общественные структуры также вне демократического контроля, разгружают тем самым общество. Задача институций, которые Гелен сначала, называл «руководящими системами», объяснять мир, формировать действие и обеспечивать людям надежность. Среди них особенная роль во временной непрерывности социальной стабильности общества отводится государству. Потеря государством и институциями значения ведет к тому, что индивиды все меньше формируются ими, а институции и государство оказываются среди суперструктур, возникающих в процессе глобализации, и организаций, которые ничем не обязаны, подобно институциям, нормативным ведущим идеям.
В размышлениях Гелена отсутствует критическая оценка институций с их претензией на подчинение и организацию индивида, которая принимала бы во внимание исторические изменения. Соответственно, в этом учении об институциях нет легитимации демократических процессов.
Гелен устанавливает жесткие внеисторические структуру и функцию институтов, что соответствует его концепции nocmucmopuu. Согласно этой концепции, хотя и есть количественный прогресс во многих областях человеческой жизни, но он не ведет к действительным инновациям в культуре и обществе. Скорее обнаруживается типическая для своего времени культурная кристаллизация, которая является причиной того, что в искусстве не возникает ничего по-настоящему нового. С помощью понятия nocmucmopuu, восходящего к лекциям Кожева о Гегеле, обозначается не конец времени или человека, а также не конец исторических событий. Подразумевается только, что больше нет и не будет никаких действительно культурных инноваций, никаких новых политических систем или идей, с помощью которых отдельный человек мог бы оказывать влияние на суперструктуры современности. Политическое действие — это «по своему глубинному смыслу консервативная попытка, шанс контроля, чтобы убедиться в метагуманном процессе, который как раз уже освободился от этого контроля»51.
Глава 2. Философская антропология
51