<<
>>

Психологическая антропология

Название "психологическая антропология" весьма условно. Скорее можно говорить о мировом тренде, об антропологизации психологии (равно как это происходит также и с историей, с педагогикой).
Тем не менее можно и нужно говорить о некоем поле исследований и разработок, о поле новых антропологических и гуманитарных практик в мире, в том числе и в нашей стране.

У нас этот сдвиг связан с работами таких авторов, как О.И. Гениса- ретский, Б.Д. Эльконин, В.И. Слободчиков, Б.С Братусь, А.А. Пузырей, Ф.Е. Василюк и др.

.

Так, О.И. Генисаретский говорит о том, что происходит в целом изменение функций психологии и ее базовых парадигм в связи с тем, что мы переживаем становление психопрактики культуры. Гуманитарная психология и психотерапия становятся проектной психотехнической практикой, практикой становления человека. Речь идет именно об опытах, тренингах, духовно-практическом опыте, о практиках личностного роста. Этот вывод правомерен, ибо в 80-90-е годы произошло обогащение и расширение поля психологических знаний и практик. Психология как никакая другая наука и практика получила сильнейший стимул для своего расширения. Во многом это связано как с политикой открытых дверей, снятием идеологического занавеса, так и с целенаправленной государственной политикой.

В настоящее время в России существуют несколько психологических направлений. Именно направлений, поскольку не все можно назвать школами. В большинстве своем это новая психология, пришедшая с Запада, так называемая практическая психология и психотерапия, психология консультирования. Их можно считать психопрактиками, стихийно сложившимися, меняющимися, вокруг которых складываются разнообразные психологические сообщества.

В целом в психологическом знании доминирует заимствованный из США вариант практической психологии в виде выжимок из гуманисти-

ческой психологии (в версии К.

Роджерса большей частью), гештальт- терапии,психодрамы.

На этом фоне тем более ценны оригинальные отечественные исследования и разработки и масштабные эксперименты. К числу таковых можно отнести разработку новых версий психологии развития под руководством В.В. Рубцова, В.И. Слободчикова, Б.Д. Эльконина, поиски "органической психологии" В.П. Зинченко, построение теории и практики развивающего обучения под руководством В.В. Давыдова и его учеников, в том числе создание и развитие Ассоциации развивающего обучения, создание экспериментального психолого-педагогического факультета в Красноярском университете (под руководством В.В. Давыдова, а также Б.И. Хасана).

Масштабное расширение поля психологических практик сопровождается обеднением содержания психологического знания. С одной стороны, психология перестала рассматриваться как калька с естественных наук. Она стала выстраиваться как "практика душепопечения", практика консультирования, направленного на решения повседневных проблем. Это сделало ее доступной многим миллионам людей, открыло доступ к психологическим знаниям новым поколениям психологов, которые считают себя не учеными, не исследователями, а практиками, консультантами, а еще больше - психотерапевтами, но не в медицинском, а в гуманитарном смысле.

С другой стороны, став более доступной, психология обеднила свое содержание. Зачастую психология стала преподаваться как упрощенная выжимка из классических основ науки. Глубинная теория повсеместно исчезает из учебных курсов. В последние годы много говорится о преобладании естественнонаучной парадигмы в психологии. На самом деле доминируют натурализм и прагматизм в психологической науке и образовании. Точнее, науки и образования в современной психологии осталось крайне мало. Гуманистическая психология свелась к общим идеям К. Роджерса. Подлинный психоанализ не ведется ввиду отсутствия специалистов.

Фактически тиражируется не столько западная практическая психология, сколько ее упрощенная версия, не имеющая никакого отношения к гуманистической и гуманитарной психологии и психоантропологии.

Словом, современное состояние психологической теории и практики неоднозначно.

С одной стороны, налицо сильная социальная востребованность психологии. Она воспринимается в массовом сознании как форма социальной помощи, лечения и исцеления. И, к сожалению, все это нередко сопровождается явлениями массового психоза, до суеверия и мистицизма.

С другой стороны, существуют и положительные тенденции.

  • Складываются разнообразные психологические сообщества, которые оказывают все более заметное влияние на формирование нового образа современного человека.
  • В дополнение к традиционному пониманию психологии как науки добавляется более богатое понимание психологии как особого опыта личного и профессионального роста, антропопрактического и антропо- технического опыта (разного рода антропотехники самоуправления).
  • Психология более активно влияет на различные области деятельности - военное дело, медицину, педагогику, рекламу, политику, бизнес, юриспруденцию, спорт, менеджмент и др. области.

  • Обогащается образ психолога: к ученому-исследователю добавля- С. Смирнов ются фигуры антропологов, консультантов, тренеров, аналитиков и др. Современная
  • Возникают все новые психопрактики и направления (психология антропология человека, христианская психология, органическая психология, нравственная психология и т.д.).
<< | >>
Источник: С.А. Смирнов. СОВРЕМЕННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. Аналитический обзор 2003. 2003

Еще по теме Психологическая антропология:

  1.   ЧТО ТАКОЕ АНТРОПОЛОГИЯ   I860 
  2.   3. Проблема человека в теологии и религиозно-философской антропологии  
  3. Региональные антропологии
  4. Психологическая антропология
  5. Психологические концепции человека
  6. Педагогическая антропология
  7. Религиозная антропология в ситуации постмодерна[133]
  8. 2.1. АНТРОПОЛОГИЯ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ РЕЛИГИОЗНО- ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ РУБЕЖА XIX-XX В.В.
  9. 2.2. ПРАВОСЛАВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В НЕТРАДИЦИОННЫХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯХ НА РУБЕЖЕ 19-20 ВЕКОВ
  10. 3.1. МАРКСИСТСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ РОССИИ
  11. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ Э. ГУССЕРЛЯ - МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ Ж.-П. САРТРА
  12. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ КАК АНТРОПОЛОГИЯ
  13. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ОБ АНТИЧНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
  14. 1. Философская антропология
  15. Патристика и христианская антропология
  16. Антропология — персонализм — экзистенциализм