<<
>>

Зооморфизмы на печатях и оттисках

Печать № 111 медно-бронзовая, (размером 2 х 2 см), с небольшой петелькой на обратной стороне. (Табл. 1, рис. 21) Найдена в слое Ia.14

3

могильника в Шахдаде . Эта плоская печать является очень символичной, имеет изображение насекомого, вероятно, пчелы, и полумесяца в верхней части.

Пчела символизировала второе рождение и воспроизводство.[328] [329] [330] [331]

Оттиск печати № 112 на фрагменте керамики (Табл. 4, рис. 78). Найден в могильнике Шахдада[332]. На оттиске печати изображен паук с одиннадцатью ногами. В различных культурах паук наделен разными значениями и символизирует различные понятия. В Древнем Иране он считался символом хранителя и защитника, который мог своими нитями препятствовать опасностям. В некоторых культурах он символизировал ткача судьбы. Паук

представлялся как создатель, который своими нитями плетет ткань жизни. В христианстве паук символизирует дьявола, который заключает грешников в свой плен.1

Оттиск печати № 113 на фрагменте керамики (Табл. 4, рис. 79). Найден

2

в могильнике Шахдада . На оттиске изображен стилизованный паук с 17 ногами с искривленным овальным туловищем, на на котором изображен круг неправильной формы.

Пресмыкающиеся (змея). Мотив змеи считается из числа распространенных изображений, использованных на печатях Шахдада. Мотив змеи символизирует возобновление жизни и вечность плодородия земли, обилие дождя, бога плодородия, в другом значении она

3

символизирует исцеление и хранителя по ту стороннего мира и умерших. Когда змея изображается в виде течения воды, она символизирует воду, добро, изобилие и плодородие. Однако когда она изображается с животным, особенно жалящей либо нападающей, она символизирует злые силы.[333] [334] [335] [336] Змея считается богом грунтовых вод, проявлением которых являлись пресмыкающиеся.

Подобно луне, которая видоизменяется, змея также сбрасывает кожу и меняет свою форму.[337]

Оттиск печати № 114 на фрагменте керамики (Табл. 4, рис. 80). Найден в могильнике Шахдада[338]. На оттиске квадратной печати изображен знак в форме латинской буквы S , имеющей в верхней части буквы круглое утолщение, напоминающее голову змеи.

Оттиск печати № 115 на фрагменте керамики (Табл. 4, рис. 81). Найден в могильнике Шахдада1. На оттиске печати изображен стилизованный знак по форме напоминающий латинскую букву S, но в зеркальном отражении т.е. обратное написание. В каждом завитке поставлена солидных размеров точка и к нижней части дорисован дополнительный завиток.

Печать № 116 бронзовая, плоская (Табл. 2, рис. 38) (размер: 1.20-1.80

2

см). Найдена в подъемном материале Шахри Сохте . Хранится в Риме, в Национальном музее восточного искусства. Печать в форме змеи, в барельефе которой запечатлено реалистичное изображение змеи,

свернувшейся в кольцо с высоко поднятой головой.

Печать № 117 металлическая, плоская с небольшой петелькой на обратной стороне (Табл. 1, рис. 22). Найдена в могильнике Шахдада (Слой:

3

Ia.130) . Печать в форме квадрата со сглаженными углами. Имеет изображение двух змее-богов в профиль, находящихся друг против друга. Верхняя часть туловища человеческая, нижняя подобна - змее. Над их головами видно изображение полумесяца.

Относительно змей-богов следует заметить, что присутствие этого мифологического существа впервые стало встречаться в Аккадской цивилизации. Изображение этих богов большей частью встречается на цилиндрических печатях Суз и на юге Ирана. Также следует отметить, что изображение змей-богов, начиная с III тыс. до н.э. (одновременно с Сузами и Аккадом) можно встретить в Джирофте, в Кирмане на некоторых сосудах, изготовленных из мыльного камня, характерных для этой цивилизации. В Иране, в эламской цивилизации, змея почиталась как один из великих богов, позже она становится известной с именем бога Иншашинак - бога города [339] [340] [341]

Сузы (судья умерших, бог солнца, бог морских вод, бог нижнего мира) и приобретает высокое положение.

В Сузах в ее честь строятся храмы. Мотив змей-богов был распространен с III тыс. до н.э. до начала II тыс. до н.э., в последующие столетия не встречался.1

Птицы (Орел, Утка) В иранской мифологии орел занимает особое место. В сказаниях о сотворении мира он упоминается как вестник солнца. В Древнем Иране ястреб считался священной птицей, приносящей счастье, в древних сказках представлял собой небесное создание. В мифологических и

народных верованиях орел считался правителем птиц, единственной птицей,

2

способной предстать перед солнцем. Шумеры считали орла посланником солнца и рассматривали захождение солнца за облако как конфликт между

- 3

орлом и змеей.

Изображение ястреба или орла на керамических фрагментах символизирует привилегированность положения, защиту и покровительство могущественного бога. Мотив орла прослеживается в большинстве исторических периодах.

Оттиск печати № 118 на фрагменте керамики (Табл. 1, рис. 23). Найден в могильнике Шахдад[342] [343] [344] [345]. Оттиск печати овальной формы со стилизованным изображением птицы, вероятно, орла с раскрытыми крыльями и повернутой влево головой.

Печать № 119 медно-бронзовая, плоская (размером 1.10 см) (Табл. 1, рис. 24). Найдена в могильнике Шахдада ( Слой: Ia.4). Хранится в Национальном музее Ирана[346]. Оттиск печати овальной форме с изображением птицы с раскрытыми крыльями, хвост птицы четко отображен несколькими вертикальными линиями.

В печати № 120 Шахдада мотив птицы выполнен в симметричной форме, в которой соблюдены принципы симметрии. Симметрия делится на три части: двусторонняя, четырехсторонняя и вращательная. Вращательная симметрия дает ощущение движения и совершенствования. Круглые штамповые печати представляют симметрию четырехкратно. Основной формой, определяющей симметрию, являются выгравированные изображения на печатях, возникающее в результате биологической значимости. Круглые и овальные печати имеют двустороннюю и вращательную симметрию.

Двусторонняя симметрия связана с дедукцией и видением в отношении эстетичности живых существ. 1

Печать № 120 медная, плоская (размером 3х3 см). (Табл. 1, рис. 25).

2

Найдена в могильнике Шахдада ( Слой: Ia.11) . Хранится в Национальном музее Ирана. Оттиск печати овальной форме с изображением двух орлиноклювых птиц, близко стоящие друг к другу смотрящих в противоположные стороны. Хорошо видна прорисовка глаз, клюва, крыльев находящихся в покое.

Печать № 121 медно-бронзовая, плоская (размером 1.80 см) (Табл. 1,

3

рис. 26). Найдена в могильнике Шахдада ( Слой: Ia.3) . Хранится в Национальном музее Ирана. Оттиск круглой печати с сильно стилизованным изображением утки с нераскрытыми крыльями в сидячем положении. Утка

4

символизирует полет.

Оттиск печати № 122. на фрагменте керамики. (Табл. 4, рис. 82). Найден в могильнике Шахдад. Оттиск печати профильного изображения [347] [348] [349] [350]

2Там же. -С. 183 Там же, С. 183

головы и шеи утки выполненного в стиле граффити1

Оттиск печати № 123 на фрагменте керамики (Табл. 4, рис. 83). Найден

2

в могильнике Шахдад . Оттиск печати форме летящей птицы, с четким изображением головы, хвоста и крыльев. Представляется, что этой птицей является ласточка. Ласточка символизирует надежду и наступление весны.[351] [352] [353]

Оттиск печати № 124 на фрагменте керамики (Табл. 4, рис. 84). Найден в могильнике Шахдад[354]. Оттиск печати отражает стилизованное изображение птицы с раскрытыми крыльями с двумя маленькими кругами на груди. Голова птицы направлена в правую сторону. По прорисовке клюва птицы можно предположить, что этой птицей является орел.

Оттиск печати № 125 на фрагменте керамики (Табл. 4, рис. 85). Найден в могильнике Шахдад[355]. Оттиск печати отражает стилизованное изображение птицы с раскрытыми крыльями. Голова птицы направлена в правую сторону.

Оттиск печати № 126 на фрагменте керамики (Табл. 4, рис. 86). Найден в могильнике Шахдад[356]. Оттиск печати отражает стилизованное изображение птицы с полураскрытыми крыльями. Голова птицы изображена в виде двух квадратиков стоящих на треугольном основании - шеи.

7

Оттиск печати № 127 на фрагменте керамики (Табл. 4, рис. 87) .

Найден в могильнике Шахдад Оттиск печати отражает стилизованное изображение птицы с опущенными вниз крыльями. Вместо головы птицы имеется изображение небольшого кружочка поддерживаемого двумя маленькими продолговатыми овальными формами.

Оттиск печати № 128 на фрагменте керамики (Табл. 4, рис. 88). Найден

в могильнике Шахдад1. Оттиск печати отражает стилизованное изображение птицы. Голова птицы направлена в правую сторону.

Козел - козерог символизирует бога или ангела дождя. С древних времен это животное считалось символом центральной власти и всегда являлось животным, водящим стадо[357] [358]. Горный козел с длинными рогами, похожими на форму полумесяца, считается символом луны. Горный козел получил фетиш солнечного животного. Между рогами этого животного изображен знак, похожий на многогранную звезду (лотоса или розетты).[359]

Антилопа символизирует изобилие.[360] Антилопа с длинными рогами, похожими на полумесяц, как и горный козел, символизирует луну. Во многих художественных произведениях, Анахита (богиня воды) изображается в виде антилопы. Иногда антилопа выступает как солнечный тотем, между рогами этого животного изображен знак, похожий на многочленную звезду (лотос или розетту).[361] [362] [363] В целом, символ этого животного причисляют к солярным или или астральным знакам.

Оттиск печати № 129 на фрагменте керамики (Табл. 4, рис. 89). Найден

в могильнике Шахдад. Изображает стилизованный рисунок антилопы с

~ 6 длинными рогами, идущей в правую сторону .

Оттиск печати № 130 на фрагменте керамики (Табл.

4, рис. 90). Найден

7

в могильнике Шахдад . Оттиск печати отражает стилизованное изображение

головы и длиной вытянутой шеи козерога. Голова направлена в правую сторону. Рога изображены округлыми разведенными в разные стороны.

Оттиск печати № 131 на фрагменте керамики (Табл. 4, рис. 91). Найден в могильнике Шахдад1. Оттиск печати отражает стилизованное изображение бюста антилопы вправо, выполненное в стиле кубизма. Голова, с длинными не разведенными рогами изображена в виде четырехугольника, шея и тулово переданы в виде прямоугольников.

Оттиск печати № 132 на фрагменте керамики (Табл. 4, рис. 92). Найден

2

в могильнике Шахдад . Оттиск печати отражает стилизованное контурное изображение фигуры полулежащей овцы. Голова высоко поднята. Фигура передана в левостороннем направлении. Четко выделен короткий хвостик.

Оттиск печати № 133 на фрагменте глиняной буллы (Табл. 5, рис. 6). Найден в III периоде (восточный жилой район) Шахри Сохте. По мнению К.Ламберг-Карловского оттиск печати отражает стилизованное изображение козла с длинными рогами[364] [365] [366] [367]. На наш взгляд рисунок больше похож на идущего в лево зайца с длинными широкими ушами. На тело животного нанесены какие то фигуры, возможно, сделан акцент на пятнистость окраса.

Печать № 134 бронзовая, плоская. (Табл. 2, рис. 39). Найдена в подъемном материале Шахри Сохте. Хранится в Риме, в Национальном Музее восточных искусств. Печать отражает стилизованное изображение

4

козла с длинными рогами .

Собака. Оттиск печати № 135 на фрагменте керамики (Табл. 1, рис. 27). Найден в могильнике Шахдад[368]. Оттиск печати отражает стилизованное

изображение, вероятно, стоящей собаки, с маленькими навостренными ушками и длинным и тонким хвостом ниточкой. В мифологии собака символизирует верность, преданность и защиту.1 Другим значением собаки является верность, лояльность и охрана.[369] [370]

Печать № 136 бронзовая, плоская (Табл. 2, рис. 39). Найдена в подъемном материале Шахри Сохте. Хранится в Национальном Музее Ирана. Печать в форме животного, отражает изображение, вероятно, шагающей влево собаки, торчащие уши и задранный хвост которой передают статичность позы. Голова высоко поднята.

Олень.В Древнем Иране изображения таких животных, как олень, на печатях и других выгравированных памятниках встречается редко. В более позднее время в период Парфян и Сасанидов изображение оленя часто встречаются на печатях и золотых кубках. Олень — это благоприятный символ, ассоциирующий с Солнцем, восходом, светом, чистотой,

обновлением, возрождением, созиданием и духовностью. Из-за сходства оленьих рогов с ветвями образ оленя связан с Древом Жизни. Кроме того, рога оленя символизируют солнечные лучи, плодородие, а также сверхъестественную силу, созерцания и порядочности. Взрослый олень- самец — солнечная эмблема изобилия.[371]

Печать № 137 квадратная, каменная, плоская, с небольшой петелькой с обратной стоны. (Табл. 1, рис. 28). Найдена в слое: la.17 поселения Шахдад[372]. Изображение на печати представляет лежащего в левую сторону оленя с повернутой в право на вытянутой длинной шее головой, увенчанной длинными рогами. Ноги четко прорисованы, поджаты под себя. Акцентирована прорисовка настороженно торчащего уха.

Корова. В Иране корова считается очень полезным животным. Земледельцы древности использовали корову или быка в сельском хозяйстве как тягловую и вьючную силу, она являлась важным источником питания людей того времени. Значение коровы на земельных угодьях приравнивалось к знаку быка на небе, поскольку она имела огромное значение в обработке земли. Этому животному приписывался дух зерновых. В народных и мифологических верованиях корова символизировала созидательный труд, являлась матерью всего творения. В Древнем Иране она символизировала бога шторма, создающего дождь. Корова обозначала миссию разума и знак солнца или луны,1 считалась явлением и символом плодородия земли,[373] [374] [375]

3

относилась к числу священных животных.

Оттиск печати № 138 на фрагменте керамики (Табл. 4, рис. 93). Найден в могильнике Шахдад[376]. Оттиск печати отражает стилизованное изображение, двух рядом расположенных голов коров или быков. В первом варианте рога нарисованы одной линией в форме полумесяца. Во втором варианте рога на длинной эллипсовидной морде изображены в виде коротких сильно закрученных рожков.

2.2.7.

<< | >>
Источник: ЭЛИКАЙ ДЕХНО СОРАЙЯ АЛИАШРАФ. К ПРОБЛЕМЕ СВЯЗЕЙ ИРАНА И СРЕДНЕЙ АЗИИ В БРОНЗОВОМ ВЕКЕ (НА ПРИМЕРЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ НА ПЕЧАТЯХ И ИХ ОТТИСКОВ НА КЕРАМИКЕ). ДИССЕРТАЦИЯ На соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности: 07.00.06 - Археология. ДУШАНБЕ 2016. 2016

Еще по теме Зооморфизмы на печатях и оттисках:

- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -