2.1.1. Виды оттисков печатей.
Древние штампованные глиняные фрагменты найдены в различных видах. Некоторая их часть использовалась для закрытия или запечатывания глиняным налепом концов бечёвки обвязанной вокруг керамических сосудов, емкостей, ящиков или корзин.
Такие типы фрагментов, связанные в большей степени с товарами, называются печатным оттиском товара. Другая группа, связанная с отправкой сообщения от одной точки к другой, или использующаяся для архивизации, называется печатью сообщения.1Существуют два общих типа печатей: плоские и цилиндрические печати, изготовленные из каменных и металлических пород.[173] [174] [175] [176] В свою очередь плоские печати представлены различными видами. 1) печати из-за
3
решетчатой и сетчатой основы названые «сетчатыми» , перегородчатыми или ажурными печатями; 2) каменные печати, имеющие единую основу украшенные резьбой; 3) металлические печати, выполненные методом заливки в форму.
В.И. Сарианиди предлагает следующее подразделение на группы: первая группа это плоские перегородчатые печати с ушком для подвешивания на тыльной стороне, в основном изготовленные из металла: бронзы и, реже, серебра. Вторая группа - это цилиндрические печати. Третья группа, названная печатями-амулетами, это подквадратной формы каменные
4
изделия с просверленным сквозным отверстием для шнура .
В описании Л.Б. Кирчо печати представлены двумя основными типами:
печати-штампы с ушком для подвешивания на тыльной стороне и печати- пуговицы с двумя сквозными отверстиями посередине. Изготовлены печати из меди, кости, терракоты и камня1.
На основе имеющегося материала нами предлагается следующие типы печатей: перегородчатые печати с ушком для подвешивания на тыльной стороне; печати-пуговицы с двумя сквозными отверстиями посередине; печати-амулеты, это подквадратной формы каменные изделия с просверленным сквозным отверстием для шнура; цилиндрические печати.
На основе археологических и этнографических исследований выясняется, что печати считаются из числа наиболее важнейших производственных ремесел человечества, представляющие собой торговые и коммерческие связи между членами общества. Использование плоских печатей на Среднем Востоке начинается с доисторического периода. Самая древняя штамповая печать, относящаяся к 6000 г., была найдена в деревне Навсанги в Северном Миенруде, Малой Азии и Лаванте. Предполагается, что она использовалась для подкрашивания тканей или тела человека. В Миенруде штамповые печати были использованы для опечатывания глиняными налепами скрученных бечёвок (по типу запечатывания сургучём). В IV тыс. до нашей эры, наиболее древние печати изготавливались из жженой глины, гипса и молочно-белого мрамора. Позже использовались различные драгоценные камни и материалы, такие как железная руда, красный или серый камень «ямани», нефрит, гелиотроп, соломоновый камень, лазурит, белый или черный мрамор, стеклокерамика, смола, слоновая кость, ляпис-лазурит различных цветов, а иногда бронза[177] [178]. Использование печатей как символов власти были популярны в древности на Ближнем Востоке. Самые древние плоские печати в Иране найдены в слое III Сиалка Кашана, слое I Хисара Дамгана,Талли Бакун А, слое I Гаяна Нахаванда и Шуша I (Сузы) \ Эти печати изготавливались в круглой или других многочленных формах[179] [180] [181]. Как было указано выше, сетчатые (перегородчатые, ажурные) печати, названные так в связи с их сетчатой формой, также относятся к видам печатей с украшенной поверхностью. Образцы таких печатей найдены во время раскопок в городище Гиссар Дамгана, Сиалк Кашана, Суз, юговосточном районе Ирана, а также в Алтин-депе и Намазга (Туркменистан), 3 Мундигаке (Афганистан), в Зарафшанской долине (Таджикистан). Существует мнение, что основным местом происхождения и распространения перегородчатых печатей является Шахри Сохте, расположенный на юго-востоке Ирана.[182] Использование бронзовых перегородчатых печатей было, отмечено начиная от начала III тыс. В эпоху бронзы, начиная с халафской культуры, печати-штампы использовали уже для получения оттисков на глине (на глиняных буллах), т. е. в функции собственно печати, сначала как оберега, а позже - уже и знака собственности (общинной, храмовой?). Соответственно и изображение на такой печати символ (абстрагированный знак принадлежности) - крупный, четко читаемый мотив: крест, свастика, треугольник, солярный знак или зооморфное изображение. Судя по материалам погребений, печати эпохи бронзы имели персональный, личностный характер и входили в состав индивидуального погребального инвентаря общинной знати. В отличие от иранских материалов в Алтын-депе1 найдены они преимущественно в мужских погребениях, их находили привязанными на пояске. Но встречаются положенными и в погребениях женщин. Это позволяет предполагать занимание особого социального статуса. В Шахри-Сохта костяная круглая печать-пуговица так же найдена у запястья женского скелета.