2.1.4. История использования цилиндрических печатей.
Наиболее важной особенностью этого типа печатей является их цилиндрическая форма.[190]
С течением времени эламское письмо устарело, но шумерское письмо, будучи традиционным в Месопотамии, превратилось в клинопись, использованной разными народами Ближнего Востока в течение трех тысяч лет.
В своей корреспонденции эламиты также использовали клинопись. Первоначальные надписи на глине, на самом деле, считались документом для обмена и доставки товаров. Разные лица с целью документирования этих надписей на глине использовали свои печати, часто имевшие в то время цилиндрическую форму. Цилиндрическая печать, которая по всей вероятности была изобретена в регионе Суз, одновременно с возникновением письма, была удобной для прокатывания по мягкой глиняной поверхности. При этом на поверхности глины изображался цельный рисунок и при необходимости, повторяемый не однократно. Подобное свойство цилиндрических печатей были также очень подходящими для запечатывания складов в храмах и тарных емкостей (хумра) для хранения пищевых продуктов. С этой целью горловина хумры, содержащие продукты, завязывались куском тряпки, затем оба края горловины сосуда замазывались глиной, таким образом, что глина покрывала также поверхность нижней части материи. Затем, вращением цилиндрической печати по поверхности глины на всей ее поверхности отпечатывался конкретный орнамент. Таким образом, не разрушив глиняную обмазку, не возможно было открыть сосуд; кладовщик с помощью запечатывания горла сосудов, обеспечивал надежный контроль в заведении. Цилиндрические печати этого периода указывают на торговые связи между такими регионами, как Сузы, Сирия и Египет.[191]Для каждого периода истории имели распространение конкретные темы - они были разнообразными и посвящались различным областям. Кроме того, изобразительный стиль в каждом периоде и в каждом регионе обладал уникальными характеристиками, свойственными индивидуальности.
Из числа наиболее распространенных тем можно назвать изображения со сценами охоты, баталий, религиозных церемоний, пиршеств и музыки, эпических и мифологических мотивов, изображений богов и поклонения им, мифических существ и животных. Постепенно наряду с различнымисценическими изображениями, которые вырезались на цилиндрических печатях, стало добавляться обозначение имен и владельцев печати.
Фактически, можно сказать, что чиновники, как правило, имели свои личные печати. Они носили их всегда с собой, использовали в правовых и торговых делах. Среди памятников, найденных в древнем городе Мари на востоке Сирии, известно изображение женщины, повесившей свою цилиндрическую печать на бечевке связывающей кошелек.
После смерти, как правило, печати клались вместе с личными вещами в могилу. Кроме того, возможно печать входила в число даров, которых усопшие брали с собой на потусторонний мир в качестве подарка для богов.1
В шумерском эпосе, датированных III тыс. до н. э., в которых упоминаются смерть и путешествие «Урнаму», основателя третьей династии «Авуров», в потусторонний мир, печать описывается в качестве его подарка для «Хушбишага» и «Димпика», двух представителей богов потустороннего мира. Для ношения печатей, как правило, в каменном цилиндре проделывалась отверстие по ее длине. Иногда, на цилиндрическом камне вырезалась маленькая ручка с отверстием. Через отверстие протягивался шнурок для удобства ношения.
Следует отметить, что цилиндрические печати в Иране находились в пользовании до периода правления Ахеменидов, затем стали распространятся плоские печати, заменившие по течению времени цилиндрические. Возможно, причиной замены цилиндрических печатей плоскими является применение кожи и бумаги для ведения переписок с использованием письма. Кроме того, цилиндрическая печать не подходила для бумаги или кожи и была более пригодна для нанесения изображения по глиняной поверхности[192] [193]. Таким образом, можно констатировать, что формы используемых печатей на протяжении всей истории использования печатей были плоскими и цилиндрическими, изготовленными из каменных и металлических пород. В конце IV тыс. до н.э. с появлением письма и письменного текста, для печати обнаружилось новое применение. Около 3100 лет до нашей эры, эламские и шумерские племена, живущие в Хузистане и на юге Месопотамии, в первый раз в истории человечества изобрели письмо. Основное применение письма в городских центрах того времени, т.е. в городах Сузы и Урук, заключалось в записи товарного обмена. Со временем эламское письмо устаревает, но шумерское письмо, распространенное в Месопотамии, трансформировалось в клинопись и использовалось различными этническими группами на Ближнем Востоке в течение почти трех тысяч лет. Для своей корреспонденции, эламиты также использовали клинопись. Первые письма на глине на самом деле считались документом для обмена и отправки товара. Для документирования этих писем на глине люди использовали свои цилиндрические печати. Печати несли в себе информацию отраженную в определенных хорошо известных знаках и символах. Слово «символ» на греческом языком означает «знак». Символ представляет собой набор признаков и знаков замещающих невидимые изображения, чтобы более ясно и кратко донести сложные 2 понятия невидимых изображений. Символ играл особую роль в повседневной жизни человека. Большинство геометрических форм и фигур, язык, письмо представляют собой набор символов и знаков. Восточный человек, жизнь которого в течение истории была смешана с тайнами, загадками и мистикой, большей частью использовал и широко практиковал язык символов. Символы можно рассматривать международным и универсальным языком человека - языком, который на протяжении всей истории имел одинаковое понятие для всех народов и культур. В различных цивилизациях мира символы обладают различной значимостью и ценностью, и, следовательно, их значение и понятие являются различными. Например, [194] [195] роль и значение солнца для жителей северных и тропических стран различаются. В северных странах, в связи с обилием воды рост и развитие существ зависел от солнца. Таким образом, солнце означает тепло, жизнь, защиту и любовь. Но на Ближнем Востоке температура солнца является более высокой, что превращает ее в опасную и грозную сил, в то время как вода в этих регионах считается источником жизни и важнейшим фактором роста и развития. Религиозные символы и мифы можно рассматривать в качестве одной из форм проявления психологического состояния человеческих - отражения страданий и проблем (голод, войны, болезни, смерть). Роль религиозного символа заключалась в том, что он придавал жизни человека смысл. Природные и небесные объекты (камни, растения, животные, горы, долины, ветер, вода, огонь, солнца) и геометрические формы (треугольник, квадрат, круг, ромб и т.д.), являлись фактически потенциальным символами всего мира. Исследователями неоднократно отмечалось особое значение символов и знаков прочерченных или оттиснутых печатями на керамике найденных в Шахдаде. На красно керамических чашах, кувшинах, маленьких и больших хумра в могильнике на объекте «мастерской А», были получено значительное количество знаковых линий (пиктограмм). Аналогию знаковых линий, найденных в Шахдаде также можно наблюдать на древних эламитских глиняных табличках юго-запада Ирана и на шумерских табличках. Большая часть знаков наблюдается на донцах кувшинов и чаш. Знаковые линии наносились на керамику до обжига двумя способами. В одном из них, знаки на керамике наносились посредством нажатия металлических или каменных печатей, в другом способе знаки прочерчивались пером или выдавливались пальцами рук. Однако для нанесения трудных и сложных знаков использовались печати. Красная керамика в могилах датируется второй половиной III тыс. до н. э. Знаки, 3 4 наносимые на донца керамики, датируются одновременно с изготовлением этой керамики от середины до конца III тыс. до н. э. Появление этих знаков произошло одновременно с развитием письма среди эламцев, Шумеров и Аккадов примерно в одно и то же время: они немного древнее, чем древние пиктограммы долины Инда, т.е. Несмотря на то, что только на керамике знаки определены как числовые, а процарапанные граффити приняты в качестве линейного письма, тем не менее, это позволяет не рассматривать весь орнамент керамики доисторических времен чисто декоративным элементом, поскольку некоторые из них принимают момент социальных или профессиональных отношений между отдельными людьми и способствовали необходимости создания письма. Пиктографические знаки на красной керамике Шахдада также являются продолжением той же орнаментации на керамике, но с другой смысловой нагрузкой В ходе раскопок в Шахдаде были найдены более 1100 керамических сосудов красного цвета, содержащие знаки - письменные линии. Из числа знаков на 607 керамических сосудов, 333 знака были созданы методом процарапывания и 274 - методом штамповки. В некоторых могилах были найдены плоские каменные и бронзовые печати, имеющие те же знаки, что и на керамике. Поэтому мы допускаем, что некоторые из этих знаков и надписей являются начальным линеарным письмом, а не декоративным элементом, знаком или логотипом керамистов. Мы предполагаем, что аналогии керамики Шахдада на других древних стоянках не найдены, по причине того что, они имели чисто местное потребление и не изготавливались для экспортных и торговых хождений. В дополнение к этому, вероятно, словосочетания на керамике представляют собой ритуальные и религиозные тексты и захоронены с умершими для спасения их душ. При том выбор керамики красного цвета и место нанесения надписи на ней не являются случайными, а имеют особую цель и понятие. В таблице 13 показано четыре типа места нанесения знаковых пиктограмм на керамику. Вероятно помещенная на определенном месте (в верхней , средней или нижней части керамического сосуда, с левой или с правой стороны сосуда) пиктограмма отражала принадлежность, назначение или какой либо другой смысл до нас не дошедший смысловой символ. 2.2.