<<
>>

ГЛАВА 176 [О НЕСЛИТНОМ СОЕДИНЕНИИ]

«Все разумные роды находятся друг в друге и каждый в самом себе».

Это весьма глубокое положение познай, созерцающий. Ибо разумные роды соединены и как бы составляют одно в разумной утробе.

Ибо как в утробе род семени тождествен [себе], пока частицы [семени] не начинают отделяться благодаря действию творческого логоса, так и в единице тождественны роды всех чисел, ибо откуда [происходят] числа, как не от высшей причинной силы единого. Подобно этому в разуме и разумных строениях [находится] множество всех родов. А неслитность их соединения делает ясной обособленная отделимость приобщающихся. Ибо откуда же последующие получили разделение своих свойств, если не от начал и причин, так как последующие своеобразность получают от первых причин. Поэтому среди первых отцов и начал находятся свойства всех родов.

[РАЗУМ-СУММА РОДОВ J

«Всякий разум есть сумма родов, но один охватывает более цельные роды, а другой — частичные».

Все эти положения говорят нам, что некоторые из разумов являются цельными и высшими, а некоторые — частичными и низшими. Но высшие и более всеобщие дальше распространяют свои начала вплоть до предельных [явлений] и охватывают большее количество родов и сущностей, а более низшие и более частичные являются причинами меньшего количества родов и обнимают их. Ибо низшие более множественны, а силой — более незначительны, а высшие количественно менее множественны, но превышпостыо силы значительнее, так как более походят на самое высшее. Но ты, услышав о высшем или низшем, не представляй их пространственно и не приписывай бестелесным и непротяжеипым онкоса и протяженности, а пойми лишь как способности сущностей, сил, а еще более — действенности.

ГЛАВА 178 [О РАЗУМНОМ РОДЕ|

«Всякий разумный род способен давать существование вечным [вещам]».

Выше были переданы эти взгляды, по ты и здесь изучи, что всякий разумный род производит вечные по роду, как, например, душу и сущность бессмертных тел, скажем Аполлона и Гермеса и других, сродных с ними. Ибо неподвижное, как пребывающее в вечности и действием, и сущностью явление, неподвижно имеет в самом себе роды.

ГЛАВА 179 [О РАЗУМНОМ ЧИСЛЕ I

^Всякое разумное число ограниченно».

Теперь, доказывая эту теорию, философ говорит, что разумные числа не являются неограниченпыми, потому что по сравнению с последующими более близки к высшему единому, а более близкие к единому — более единообраз- ны; и более единообразные по [своей] множественности меньше, чем последующие. Но где созерцаются большие и меньшие, там отсутствие числа и безграничность не имеют места 204.

<< | >>
Источник: Г В. ТЕВЗАДЗЕ. Иоанэ ПЕТРИЦИ. РАССМОТРЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПРОКЛА ДИАДОХА. АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ философии ИЗДАТЕЛЬСТВО « МЫСЛЬ » МОСКВА -1984. 1984

Еще по теме ГЛАВА 176 [О НЕСЛИТНОМ СОЕДИНЕНИИ]:

  1. ГЛАВА 176 [О НЕСЛИТНОМ СОЕДИНЕНИИ]
  2. ГЛАВА 197 [О ЖИЗНЕННОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОСТИ ДУШИ]
  3. Дом отчий.
  4. Евхаристия и соборность. (Из книги о Церкви)[*]
  5. § 87. И. Христос есть Богочеловек. Особенная важность и непостижимость догмата о воплощении Сына Божия. Краткая история догмата.
  6. Концептуализация предлогов в философском и поэтическом тексте
  7. Обобщение русских гласных в синтагмо-фонемы.