<<
>>

Сократ и его друг

 

Сократ. Можешь ты нам сказать, что такое спра- 372 ведливость? Или ты считаешь этот предмет недостойным обсуждения?

Друг. Нет, я считаю его даже очень достойным.

Сократ.

Так что же это такое?

Друг. Но чем же еще это может быть, как не тем, что считается справедливым?

Сократ. Нет, не отвечай мне так; ведь если бы ты меня спросил, что такое глаз, я бы сказал тебе: это то, чем мы смотрим; и если бы ты попросил тебе это доказать, я бы доказал. А если ты спросишь меня, что мы называем душою, я ответил бы: мы называем этим именем то, чем мы познаём. Опять-таки, если ты спросишь, что такое голос, я отвечу тебе: это то, с помощью чего мы беседуем. И точно так же ты скажи в отношении справедливого: для чего мы его используем? Отвечай примерно в том же духе, как я сейчас спрашивал.

Друг. Но я не очень-то в силах тебе так ответить.

Сократ. Что ж, если ты не можешь ответить таким образом, быть может, мой вопрос прозвучит легче вот как: скажи, каким образом различаем мы большее и меньшее? Не с помощью ли измерительной линейки?

Друг. Да.

Сократ. Ну а какое искусство пользуется этой линейкой? Не измерительное ли?

Друг. Да, измерительное.              373

Сократ. А как мы различаем легкое и тяжелое? Не с помощью ли весов?

Друг. Да.

Сократ. Ну а какое искусство пользуется весами? Не искусство ли взвешивания?

Друг. Несомненно, оно.

Сократ. Так скажи же, с помощью какого инструмента различаем мы справедливое и несправедливое, а также прежде всего с помощью какого искусства, когда мы пользуемся этим инструментом? Разве и теперь тебе не ясен вопрос?

Друг. Нет, не ясен.

Сократ. Но опять-таки: когда мы спорим относительно большего и меньшего, кто разрешает наш спор? Разве не измерители?

Друг. Да, они.

С о к р а т. А когда спор идет о многочисленном и ма- ь лочисленном, кто бывает судьями? Разве не мастера счета?

Друг.

Как же иначе?

Сократ. Ну, вот. А когда мы спорим друг с другом о справедливых и несправедливых вещах, к кому мы обращаемся и кто всякий раз решает наш спор? Скажи.

Друг. Ты разумеешь судей, Сократ?

Сократ. Это хорошо сказано. Давай же, попробуй ответить и следующее: с помощью каких действий решают измерители вопрос о большом и малом? Не путем ли измерения?

Друг. Да.

Сократ. Ну а как же насчет многочисленного и малочисленного? Не путем ли счета решается этот вопрос?

Друг. Да.

с Сократ. А как решается вопрос о справедливом и несправедливом? Ответь.

Друг. Я не могу.

Сократ. Скажи, что с помощью речей.

Друг. Это верно.

Сократ. Значит, когда судьи решают наш спор о справедливом и несправедливом, они это делают с помощью речей?

ДРУГ. Да.

Сократ. А измерители решают вопрос о большом и малом с помощью измерения? Ведь это определяется измерительной линейкой.

Друг. Да, так.

Сократ. И опять-таки искусные весовщики решают вопрос о легком и тяжелом путем взвешивания. Ведь это, как мы сказали, определяют весы.

Друг. Да, мы так сказали.

Сократ. Далее, мастера счета решают вопрос о многочисленном и малочисленном, считая: ведь у нас выш- d ло, что их инструмент — число.

Друг. Правильно.

Сократ. А относительно справедливого и несправедливого мы недавно согласились, что судьи решают этот наш спор с помощью речей: ведь их инструмент — слово.

Друг. Ты хорошо говоришь, мой Сократ.

Сократ. Потому что говорю правду. Итак, по-видимому, слово — тот инструмент, с помощью которого справедливое отделяется от несправедливого.

Друг. Да, очевидно.

Сократ. Но что же такое при этом справедливое и несправедливое? Представь, кто-то спросил бы нас: поскольку измерительная линейка, измерительное искусство и измеритель решают вопрос о большем и меньшем, чем являются большее и меньшее? Мы ответили бы ему, что большее — это превосходящее, меньшее же — то, что превзойдено большим.

Далее, поскольку тяжелое и легкое определяются с помощью весов, искусства взвешивания и весовщика, чем являются тяжелое и легкое? Мы ответили бы ему, что чаша весов, опускающаяся книзу, несет на себе большую тяжесть, более же легкое поднимается вверх. Точно таким же образом, если бы кто спросил нас: поскольку спор о справедливом и несправедливом решают слово, судебное искусство и судья, чем же являются справедливое и несправедливое? Что мы ему ответим? Или мы пока еще не можем ответить?

Друг. Не можем.

Сократ. А как ты думаешь: это вот несправедливое — добровольное свойство людей или невольное? 374 Я имею в виду следующее: люди чинят несправедливость добровольно или невольно?

Друг. Полагаю, Сократ, что добровольно — в силу своей негодности.

Сократ. Значит, ты считаешь, что люди бывают дурными и несправедливыми по собственной воле?

Друг. Да, я так считаю. А ты нет?

Сократ. Нет, если только верить поэту.

Друг. Какому поэту?

Сократ. Тому, кто сказал:

Не бывает никто добровольно дурным и невольно блаженным \

Друг. Но, мой Сократ, ведь истинна древняя поговорка, гласящая, что немало лгут стихотворцы 2.

Сократ. Однако я очень бы удивился, если бы оказалось, что этот поэт солгал. Так что, если у тебя есть досуг, давай разберем, правду он говорит или лжет.

Друг. Но я свободен.

Сократ. Скажи же, что ты считаешь справедливым — лгать или говорить правду?

Друг. Конечно, говорить правду.

Сократ. Значит, лгать — несправедливо? Друг. Да.

Сократ. Ну а что справедливо — вводить в заблуждение или нет?

Друг. Не вводить, разумеется.

Сократ. Значит, вводить в заблуждение — несправедливо?

Друг. Да.

Сократ. Далее, справедливо вредить или приносить пользу?

Друг. Приносить пользу.

Сократ. Значит, вредить — несправедливо?

ДРУГ. Да.

Сократ. Следовательно, говорить правду, не вводить в заблуждение и приносить пользу — справедливо, а лгать, вредить и вводить в заблуждение — несправедливо?

Друг.

Несомненно, клянусь Зевсом!

Сократ. То же самое и по отношению к врагам?

Друг. Нет, ни в коей мере.

Сократ. На самом деле справедливо вредить врагам и несправедливо приносить им пользу?

ДРУГ. Да.

Сократ. Значит, справедливо вредить врагам и вводя их в заблуждение?

Друг. Как же иначе?

Сократ. Ну а лгать, чтобы успокоить врагов и им повредить, разве не справедливо?

Друг. Справедливо.

Сократ. Далее, ты утверждаешь, что помогать друзьям справедливо?

Друг. Да, я так говорю.

Сократ. А делать это надо без успокоительного обмана или обманывая для их же пользы?

Друг. И обманывая, клянусь Зевсом!

Сократ. Значит ли это, что справедливо приносить

пользу только успокоением, но не ложью? Или здесь нужна также и ложь?

Друг. Справедливым в этих случаях будет и лгать.

Сократ. Похоже, что и лгать и говорить правду одновременно будет и справедливым и несправедливым.

Друг. Да.

Сократ. А также справедливо и несправедливо успокаивать и не успокаивать.

Друг. По-видимому.

Сократ. И подобно этому вредить и приносить пользу будет справедливым и несправедливым.

ДРУГ. Да.

Сократ. И все такого же рода вещи одновременно и справедливы и несправедливы.

Друг. Мне кажется, да.

Сократ. Послушай же: ведь у меня, так же как и у всех людей, есть правый и левый глаз?

ДРУГ. Да.

Сократ. И правая и левая ноздря?

Друг. Несомненно.

Сократ. И рука правая и левая?

Друг. Да.

Сократ. Значит, когда, говоря об одном и том же, ты одно у меня называешь правым, а другое — левым, то на мой вопрос, что именно ты так называешь, ты ведь можешь ответить: правое — то, что находится справа, а левое — слева?

Друг. Да, могу.

Сократ. Далее, значит, и когда ты одно и то же именуешь то справедливым, то несправедливым, ты можешь ответить, что именно справедливо, а что — нет? 375

Друг. Итак, мне мнится, что справедливо все, делающееся должным образом и вовремя, то же, что не делается должным образом, несправедливо.

Сократ. Мнение твое превосходно. Значит, делающий все эти вещи должным образом и в должное время, поступает справедливо, а тот, кто не делает этого должным образом,— несправедливо?

Друг. Да.

Сократ. Значит, справедлив тот, кто поступает справедливо, и несправедлив поступающий наоборот?

Друг. Это так.

Сократ. Ну а кто способен в надлежащее время делать разрезы, прижигания и очищать тело?

Друг. Врач.

ь Сократ. Потому что он в этом сведущ или по какой-то другой причине?

Друг. Потому что сведущ.

Сократ. А кто умеет в надлежащее время пахать и взрыхлять землю и делать посадки?

Друг. Земледелец.

Сократ. Потому что он в этом сведущ или же нет?

Друг. Потому что сведущ.

Сократ. Значит, и во всем остальном дело обстоит таким же образом: сведущий человек способен делать то, что должно, надлежащим образом и в надлежащее время, а несведущий — нет?

Друг. Да, так.

Сократ. Стало быть, и лгать и приносить пользу сведущий человек может надлежащим образом и в надлежащее время, а несведущий — нет?

Друг. Ты прав.

Сократ. А тот, кто делает эти вещи должным образом, справедлив? ДРУГ. Да.

Сократ. Ведь он делает это в силу знания?

Друг. Как же иначе?

Сократ. Значит, справедливый человек справедлив в силу знания?

ДРУГ. Да.

Сократ. А несправедливый бывает несправедлив в силу того, что противоположно справедливости?

Друг. Очевидно.

Сократ. Значит, справедливый человек справедлив в силу мудрости?

ДРУГ. Да.

Сократ. А несправедливый несправедлив по невежеству?

Друг. Похоже, что так.

Сократ. По-видимому, та мудрость, что оставили нам в наследство предки, и есть справедливость, а оставленное ими невежество — несправедливость? d Друг. По-видимому.

Сократ. А люди невежественны по доброй воле или невольно?

Друг. Невольно.

Сократ. Значит, они невольно и несправедливы?

Друг. Очевидно.

Сократ. А несправедливые люди плохи?

Друг. Да.

Сократ. Следовательно, они невольно несправедливы и плохи?

Друг. Несомненно так.

Сократ. А чинят они несправедливость, потому что несправедливы?

Друг. Да.

Сократ. Значит, поневоле?

Друг. Конечно.

Сократ. Ведь добровольное не возникает поневоле?

Друг. Разумеется, нет.

Сократ. И несправедливый поступок возникает в силу несправедливости нрава?

ДРУГ. Да.

Сократ. Несправедливость же невольна?

Друг. Да, невольна.

Сократ. Следовательно, люди бывают несправедливыми, дурными и совершают несправедливые поступки невольно?

Друг. Кажется, да, невольно.

Сократ. Значит, аэд не солгал?

Друг. Кажется, нет.

 

<< | >>
Источник: А. Ф. ЛОСЕВ. ПЛАТОН. Диалоги. «Мысль » Москва —1986. 1986

Еще по теме Сократ и его друг: