<<
>>

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ (ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Г.А. Мухамбеталиева ИГУ им.Тыныстанова, г. Каракол, Киргизия
Ценностные отношения человека к миру и себе приводят к ценностным ориентация личности. Ценностные ориентации важнейший элемент внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.
То есть, ценностные ориентации действуют на уровне сознания. Стрежень сознания образуется из совокупности сложившейся, устоявшихся ценностных ориен- таций, которые обеспечивают устойчивость личности преемственность определенного типа поведения и деятельности. Развитие ценностных ориентаций связано с необходимостью решения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере. В общей форме это можно представить как борьбу между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного порядка. Психологи отмечают устойчивые ценностные ориентации и недоразвитые ценностные ориентации. Устойчивые ценностные ориентации обуславливают такие качества личности как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалом, способность к волевым усилиям. В то время как недоразвитость ценностных ориентаций характеризуется господством внешних стимулов во внутренней структуре личности, непосредственность воздействия объекта стремление на потребность.
Чаще всего проблемы ценностей понимают в самом общем плане и тогда в качестве ценностей вступают - истина, добро и красота. Необходимо отметить, что истина, добра и красота относятся к вечным, непреходящим ценностям мира и имеют единое толкования и понимание. При большой детализации выделяют экономические, эстетические, нравственные, религиозные ценности.
Исследования ученых-специалистов (Гурова Р., Дежникова Н., Школьник Г., Козлачков В. и др., 1994; 2000) по определению систем ценностей показывают о наличии у молодых людей (16 лет) принципиально противоположных ориентиров на шкале ценностей. Так, было определено, что на первое место и в жизненных целях, и в понимании счастья вышли проблемы индивидуалистического и материального характера, а общественные и духовные ушли на задний план. Данные группы, по Р.Г. Гуровой [3], показывают о наличии трех основных групп учащейся молодежи.
20% составляют учащиеся, тяготеющие к "буржуазному" образу жизни. Сюда входят дети хорошо обеспеченных родителей. Их объединяет индивидуализм и потребительство. Это стяжатели-потребители, гедонисты (любящие развлечения, удовольствия, наслаждения) и маргиналы (воинствующие эгоисты);
50% - учащиеся с недостаточно определившейся направленностью, со слабым уровнем социально- политического развития. Представители этой группы - в основном, обыватели, недостаточно развитие люди, исходящие, в основном, из личных и семейных интересов. Они в большей мере ориентируются на материальные ценности, чем на духовные;
30% - эта группа школьников характеризуется, как
"плывущие по течению". Для них характерно пассивность, не активность, отсутствие стремления к чему-либо. Для них важно, что скажут родители, близкие. Они не "горят" желанием что-либо изменить в своей жизни, не ставят каких-либо целей, ориентиров. Живут по готовым "рецептам".
В итоге, мы можем заметить, что мир ценностных отношений школьника сугубо индивидуален, он стремиться сохранить его, оградить от внешних воздействий.
Мы можем констатировать, что в системе отношений современной учащейся молодежи проблема отношений с окружающей природной средой пока на уровне потребностей и признание ее (т.е. природы) только как объекта экономического развития. За рамками отношений остаются те нравственные императивы (Н.Н. Моисеев, 1998), которые на современном этапе собственно определяют проблему выживания человека. Вполне очевидно, что столь длительный период потребления наложил определенный отпечаток на мышление, культуру, в которой и проявляется потребительское отношение к окружающей природной среде. Но реалии современности наталкивают человека на размышления: "В чем суть экологических кризисов?", "Почему и меня могут затронуть проблемы экологии?", "Что значить качественная среда обитания?" и др. Это уже обостряет восприятие остроты современных экологических проблем. И тогда роль и значение экологического образования неизмеримо возрастает. Именно ей предназначена роль формирования экологически и нравственно чистого внутреннего мира, где четко прорисовывается несовместимость вещей: мир духовный и стяжательски-меркантильный, культура, интеллигентность, духовность и необузданные страсти к наживе.
Вышеизложенное, позволяет отметить о направленности ценностных ориентаций на понимание (осознание) универсальной, уникальной ценности природы. И насколько эти ценности могут воздействовать с системой уже имеющихся ценностей, на-столько отношения к окружающей природной среде могут характеризоваться, как ответственные [2]. Те социальные ценности, которым ученик руководствуется в своем поведении, имеют для него некую степень значимости и дают ему действовать так, что это не противоречит принятому. А включение экологических ценностей в число уже существующих у него ценностей дает основание педагогу "строить" образова-тельный процесс так, чтобы теперь его поступки (действия) были основаны на убеждении, что
природа принадлежит как настоящим, так и будущим поколениям;
природа - полноправный субъект;
мир людей и мир природы - элементы одной системы;
значение нормы и правила равным образом распространяются на взаимодействия между миром людей и миром природы.
То есть, отношение ребенка к природе определяется тем, насколько глубоко ценностные аспекты мировоззренческого понятия природы взаимодействуют с системой его ценностей. Итак, можно отметить, что ценностный компонент ориентирует учащихся на понимание личностного смысла экологических знаний и связанных с ними способов деятельности.
Нельзя не заметить, что в последние годы пробле- ма формирования экологической культуры стала актуальной в деятельности учителей практиков. При этом основной упор в процессе обучения ставится не только на овладение системой научных знаний о природе и ее взаимодействии с обществом выработку сознания, но и что принципиально важно формирование и развитие эмоционально-чувственного, нравственно-эстетического восприятия природы и чувства долга, ответственного отношения к природе [2]. Новаторы, педагоги энтузиасты стараются и стремятся к нестандартному построению своих уроков. Они видят и работают по системе, где каждый элемент системы направлен на достижение одной конкретно поставленной цели. Об этом свидетельствуют ряд авторских учебных программ по экологии.
Однако как показывает практика школ, мы остаемся на уровне предметного знания, предметного построения живого и неживого. Обучение посредством предметного знания формирует узкого специалиста. Хотя предметное знание наполняется экологически позитивным содержанием, оно все же подчиняется общесоциальной тенденции на самоподчинении неживому предмету - человека, всей природы. Об этом наглядно свидетельствуют большинство методических разработок, характеризующихся как "излагающие", отражающие монологические способы обучения, знания предъявляются в готовом виде. Учебная деятельность не выходит за пределы урока и мало обогащается практическим делами.
Нами предлагается такое построение учебного процесса, где возможно отождествления себя с природой (биосферой), культурой, своей будущей профессией. Такому подходу способствуют диалогическое построение урока, проблемное изложение материала, использование элементов ролевой игры, моделировании и анализ реально сложившихся острых ситуаций, практические действия по охране природы. В процессе обучения должна раскрываться общая реальная картина страны, существующая цепь экологически взрывоопасных объектов, способных сделать сознание школьников напряженным и ответственным. Здесь эффективным могут оказаться совместные обсуждения соответствующей информации по радио, телевидении, специальных статей, посещения местных экологических служб, выяснение обстановки в районе. Встречи с представителями предприятий, заводов, непосредственная практическая работа. Развитие нравственной ответственности за экологию окружающей природной среды связано с пробуждением эмоционально-чувственного отношения ко всему живому в формах систематического общения с животными, растениями, ухода за ними.
Здесь уместно сказать о том, что сегодня просто передача информации, знаний (как чего-то внешне- предметного) не может привести к приобретению лич- ностно-значимых знаний, к поиску решения задач к конкретным проблемам, ситуациям, которые могут служить показателем отношений к окружающему. Вероятно, здесь уместно говорить о знании, которое обладает и характеризуется качественной структурой более высокого уровня. В экологическом образовании основу будут составлять:
гармония человека и природы;
их гармоническое общение на равных;
индивидуально-личностное самовыражение об
окружающей природной среде.
В целом это составляет основу исходного, базового типа личности, сохраняющийся в качестве исходной черты творческой личности всех уровней развития и стремящейся находиться в гармонии с другими людьми и творить жизнь природы.
<< | >>
Источник: О.И. Кобзарь, Т.В. Хахалкина. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. г. Томск, 2-3 ноября 2006 г. Под ред. О.И. Кобзарь, Т.В. Хахалкиной . 234 c.. 2006

Еще по теме ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ (ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ):

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
  2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
  3. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОГО СОЗНАНИЯ В ВУЗОВСКОМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
  4. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ (ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
  5. 1.3.2. Аспекты инновационного проектирования в трудах отечественных ученых
  6. 2. Социальные ценности и социализация личности
  7.   2.6.4. Проблема системной организации в биологии  
  8.   2.6.5. Воздействие биологии на формирование новых норм, установок и ориентаций культуры  
  9.   2.7. Философские проблемы медицины 2.7.1. Философия медицины и медицина как наука  
  10.   3.1. Философские проблемы техники 3.1.1. Философия техники и методология технических наук 
  11. ОСНОВНЫЕ МОДУСЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
  12. § 2.2. Причины глобализации мира и глобальные проблемы человечества
  13. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  14. Недостаточная концептуальная расчлененность основных философских понятий, контрарностей (вера – знание, нравственность – наука, идеальное – материальное). Взгляд на природу как божественное творение; нравственно-практические установки, вытекающие из такого взгляда. Концепция целостности мира с точки зрения исторического прогресса и современного «экологического» мировоззрения.
  15. 17. 1. _Проблема человека и его свобода в философии.
  16. Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса
  17. К истории проблемы