1. ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Экологический кризис представляет собой наруше ие равновесия между природными условиями и влияние человека на окружающую природную среду. Он означает нарушение еди - ства природного и общественного компонентов окружающей среды и показывает уровень угрозы стабильности функцио и- рования как биосферы, так и общества, ставя под вопрос са о существование человека как природно-общественного существа.Экологический кризис имеет определенные фор ы своего проявления:
I
Загрязнение —
низшая ступень
нарушения экологического равновесия
II
Нарушение равновесия
уменьшение способности экосистемы и биосферы для саморегуляции.
III
Деструкция —
стадия разрушения экосистемы, при которой возобновление её функций почти невозможно
Экологический кризис — это кризис существова ия и - дустриального общества и его отношения к природе, которое характеризуется ее беспощадной эксплуатацией.
С появлением человека начинается процесс наруше ия экологической гармонии, экологического равновесия.
Присваивая природу в процессе своей трудовой деятельности, человек не учитывал или учитывал недостаточ о закономерности, господствующие в биосфере, что приводило к а- рушению равновесия в природной среде.
I этап Адаптация человека к природным факторам среды
III этап Адаптация к антропогенным социальным факторам
1. Этапы эволюции и средняя продолжитель ость жиз и" />Продолжительность жизни
19-20 лет 33-40 лет 66-70 лет
А - природно-климатические факторы В - социальные факторы С - биологические факторы
II этап
Приспособление природы к человеческой деятельности
Рис. 1. Этапы эволюции и средняя продолжитель ость жиз и
На первом этапе, весьма продолжительно по вре е и, тягостном и мучительном по существу, человек адаптировался в основном к окружающим его враждебным природ о-кли а- тическим условиям.
Эволюция живого мира в этот период происходила в постоянном контакте с двумя группа и факторов внешней среды: 1) низкомолекулярными неорганически и чужеродными соединениями, эндогенными токсина и — ксе о- биотиками; 2) высокомолекулярными белковы и или други и сложными соединениями, вирусами, бактерия и, гриба и, простейшими, обладающими антигенными свойства и.В процессе исторического развития при постоя о взаимодействии с окружающей средой обитания у человека и высших животных сформировались две мощные защит ые систе-
Изучение человека как социальной личности не долж о заслонять изучение его биологии и специфической экологии с обязатель ы учето исторического и обществе ого развития человеческой популяции. Каждая эпоха и ела свои особе ости, и на это пути эволюция человека как бы прошла три этапа с различной долей биологического, социального и природ ого (рис. 1.)
ы, предохра яющие в утре юю э доге ую среду от повреждающего действия этих факторов: филоге етически более древняя онооксидазная детоксицирующая систе а печени и более молодая иммунная система. Между этими система и существует тесная функциональная взаимосвязь. Окислительная систе а печени и иммунная система выполняют роль своеобразных в утренних санитаров и цензоров, устраняя эндотоксины и балластные продукты обмена теми же механизмами, что и эндотоксины, а также постоянно элиминируя собственные поврежде ия, поддерживая тем самым постоянство внутренней среды и клеточный гомеостаз. В тесной связи с указанными систе а и а- ходится выделительная защитная система, предназначе ая для удаления из организма продуктов деградации токсинов — ксенобиотиков и антигенных субстанций.
В каменном веке люди не доживали до зрелого возраста, смертность среди них была крайне высока. Этому способствовали враждебные силы природы, утомительный поиск и хро и- ческая нехватка пищи, хищные звери, многочисленные болезни и эпидемии, высокая детская смертность, отсутствие стационарных жилищ. Плотность населения повсюду была оче ь из- кой.
По оценкам исследователей, к началу палеолита (при ер- но около 1 млн лет назад) общая численность людей а зе ле составляла всего 125 тыс. человек. По оценкам антропологов, неандерталец жил не более 25—30 лет.Около 300 тыс. лет назад с наступлением езолита численность людей все же достигла примерно 1 млн человек. Люди уже не жили только на Африканском континенте, но и в Евразии. Жизненные условия их несколько улучшились благодаря использованию пещер для обитания и применению ог я.
И, наконец, в период неолита фактически произошел первый демографический взрыв. Этому во многом способствовало создание примитивных орудий труда и изменение средств существования и прежде всего способов добычи пищи. Бродячий охотник, ранее занимавшийся лишь сбором даров природы, в период неолита переходит на оседлый образ жизни, строит примитивные дома, образует первые небольшие поселения, приручает диких животных, начинает культивировать расте ия.
На втором этапе общественного развития по ере появления орудий труда, совершенствования технических средств у
человека уже появляется воз ож ость адаптировать окружающую природу для своих потреб остей, для своей безопас ости. Прогрессирующее улучшение жизненных условий, ес отря а «болезни цивилизации», привело к увеличению продолжительности жизни и значительному росту населения.
И, наконец, в двадцатом столетии человечество перешло к третьему этапу. В условиях современного развития ировой экономики человеку уже приходится адаптироваться е столько к природным условиям, сколько к им же созданны отри а- тельным факторам антропогенного происхождения.
Примерно лет двести назад, в начале XIX столетия, ир был в экономическом и экологическом отношении от оситель о однородным. Экономический раскол начал фор ироваться и прогрессивно расти, главным образом за счет приложе ия а- учного знания.
Технический прогресс, особенно в его урбанистическо обличии не только не ведет к улучшению нравов, о и у е ь- шает число даже тех добродетелей, которые были з ако ы че-ловечеству издавна.
Создав мир высокопроизводитель ой техники, комфортную искусственную среду обитания для людей и существенно потеснив природный мир, человек создал ловушку для себя. Техносфера как разрушительная сила привела к деградации природного элемента. Деградация одного ко по е та по мере того, как природа на всех ее уровнях все более «пропитывается» техникой, ведет рано или поздно к деградации другого, и в конечном итоге к разрушению ценностей и благ.Есть основание полагать, что в последующих поколе иях с неизбежностью будет воспроизводиться в жизни человеческого рода и природы происходящая сейчас интеграция живого и техники (биосферы и техносферы), созданной человеко . А это, вероятно, приведет к деформированию человеческого рода (если он выживет) не только на социальном, но и а биологическом уровне.
Таким образом, в условиях нарастания техноге ой среды идет не только процесс разрушения способности природы к воспроизводству возобновляемых природных ресурсов, о, что особенно тревожно, и процесс разрушения способ ости человека как вида к воспроизводству. А ведь заповедь «не убий» ло-
гически оз ачает и « е арушай способ ости творе ия поддерживать жиз ь».
Для из енения характера нынешнего неустойчивого развития общества, для приведения в соответствие деятель ости и численности человечества с законами природы на да о ало времени. Человеческая история достигла такого этапа, за которым неизбежны конфликты, хаос и апокалипсис. Са а пла ет Земля требует решительных действий, чтобы предотвратить опасность.
Человечество с тревогой начинает осознавать, что о о вступило в принципиально новую эпоху мировой цивилизации — эпоху выживания, когда решается фундаментальный вопрос: существовать нам дальше или человеческой цивилизации раз и навсегда исчезнуть с планеты Земля с ее материальной и духовной культурой.
К концу нынешнего столетия годовые потери, связа ые с экологическими бедами, будут неуклонно возрастать. Это е- избежно произойдет, так как общая стратегия и ероприятия, связанные с защитой окружающей среды недостаточны и оставляют все больше стран незащищенными перед угрозой эко-логической катастрофы.
Причины здесь более глубокие и связаны прежде всего с серьезными изменениями и преобразованиями в роде человеческом как на социально-экономическом, так и на эколого- физиологическом и психологическом уровнях.
Человек отделяется от природы и постепенно, не замечая этого, в ходе и ду- стриализации сам попадает в ярмо технологических процессов и становится надприродным существом.Промышленное развитие создало не только особый ир техники, но и «городской мир». Если в 1800 году в городах ира проживало всего 5 % населения (50 млн человек), то к 2000 году число горожан возрастет более чем в 10 раз и составит 51 % (3,2 млрд человек). И хотя города с динамично развивающи ся крупнопромышленным и энергоемким производство в цело занимают всего 0,5 % земной суши, они оказывают губительное воздействие на природу.
Взрывная урбанизация (после 1950 года на планете появилось около 2 млрд новых горожан) позволила не только ко - центрировать население и технику в городах, но корен ы об-
разо преобразовать жиз едеятель ость человека, из е ить качестве ые показатели всего уклада, образа и стиля жиз и людей.
В чем же причина деградации природы и человека?
Что было первично?
Дело в том, что изначально существующие при ципы и формы научно-технического развития, которые определили успех техногенной цивилизации, отражали особое представление о природе человека и его деятельности.
Человек рассматривался как активное существо, призва - ное преобразовывать мир, т. е. он как бы противопоставлялся миру и дистанцировался от него. Деятельность человека рассматривалась как направленная вовне, на преобразова ие среды обитания. «Нам нечего ждать милостей от природы...»
На ранних этапах своей истории человек адаптировался в основном к «враждебным» силам природы и старался как ож- но больше взять от нее. Но даже далекий предок вскоре по ял, что бороться с природой нелегко и неблагоразу но, а лучше, изучив ее «повадки», адаптировать природу для своих целей. И здесь человек преуспел и перестарался. С появление человека наряду с живой оболочкой начала нарождаться и фор ировать- ся духовно-нравственная сфера. Разум и нравственность и еют много общего, но это не аналогия. Духовно-нравстве ый пласт землян изменялся в различные исторические эпохи.
Каждая страна, каждый народ имеет свой специфический, самобытный тип культуры, сложившийся не в вакуу е, а в определенных природно-климатических и социальных условиях.
Причем для каждого социального организма эта систе а выступает в качестве своего рода генома, в соответствии с которы он воспроизводится.Природа задала нам три программы: «для себя», «для рода», «для вида». Иначе: себе, семье, всем людям. Эгоиз тре ировать не нужно, его оказалось сверх достаточно.
Сколько же отдавать людям? «Отдайте без еры, ва воздастся».
Все равно человек каждый раз измеряет свои чувства. И хотя хорошее отношение, получаемое от окружающих ас лю-дей в ответ на свои поступки — это важное условие душев ого комфорта, образование само по себе не может улучшить породу
и природу человека. В свое вре я Марк Тве справедливо за етил, что человек еди стве ое живот ое, которое у еет краснеть, и у него для этого есть ного оснований. Как это и парадоксально, но с годами, с развитием науки, с росто своего могущества человек становится по отношению к природе все более прагматичным, хищным, бесстыдным и безнравстве ы .
Становление индустриально-городской цивилизации явилось мощным фактором, приведшим человека через ауч о- технический прогресс к кризисному состоянию. Обеспокое - ный ростом и давлением техники на общество и природу Николай Бердяев в работе «Смысл истории» одним из первых заметил, что с концом Ренессанса и переходом к аши о у производству «обнаруживается новое отношение человека к природе. Завоевывается и покоряется человеку са а в еш яя природа, и от этого меняется сама человеческая природа.
Если предшествующая стадия ознаменовалась орга ич ы отношением человека к природе и ритм человеческой жиз и соответствовал ритму жизни природной, то с известного о- мента истории происходит очень радикальный сдвиг и переворот: переход к механическому и машинному укладу жиз и. По моему глубокому убеждению, победоносное появление аши- ны есть одна из самых больших революций в человеческой судьбе.
Это действительно был переворот, существенно из е ив- ший соотношение человека и природы, ослабивший зависимость исторического ритма от цикличных природных процессов. Это была одновременно и победа машины над человеко , насилие над природой. И этот процесс интеграции человека и техники стремительно углубляется.
И когда говорят об экологическом кризисе, кризисе цивилизации, то сюда относят не только острые глобальные проблемы среды обитания, но и проблемы, связанные с коре ыми изменениями в самом человеке: деградацией культуры и орали, деформацией структуры ценностей, идеалов, потреб остей и интересов современного человека.
Твердо установлено, что никакие изменения глуби ых социальных структур невозможны без изменения шкалы це - ностей, заложенных в культурной матрице соответствующего вида общества. Культура — духовно-нравственная, научная, твор-ческая — выступает своеобразной канвой, на которую акла-
дывается узор, сцепляющий все огообразие ко крет ых про- гра поведе ия, обще ия и деятель ости людей.
Еще в традиционных древних культурах до инировала и ая шкала ценностей. Там было иное понимание природы человека и его взаимоотношения с окружающим миром. Напри ер, древнекитайская культура предостерегала от вмешательства в природные и социальные процессы и требовала адаптирова ия к ним, угадывая ритмы изменений. В книге «Цинь» выс еивается человек, который, чтобы ускорить рост злаков, начал тя уть их за верхушки и в конце концов вырвал их с корне .
Однако опыт оказался мало поучительны для аших е- давних лидеров самого высокого ранга, стремящихся из-за своей некомпетентности и невежества «насиловать» природу и свой народ, засеяв кукурузу на обширной территории стра ы — «от Москвы до самых до окраин», монокультуру (хлопок) практически на всей территории Средней Азии, стре ящихся повернуть вспять сибирские реки, затопить водами гидроэлектростанций необъятные просторы Сибири, без достаточ о обос о- ванных расчетов настроить АЭС. В результате — трагедия Арала, Чернобыля, пустые закрома, больная Земля и озлобле ое больное общество.
Цивилизованный мир ощутил, пока лишь и туитив о, надвинувшуюся опасность безнравственности и голого праг а- тизма, особенно в деяниях верхнего эшелона власти. Мы только тогда построим демократическое общество, основан ое а господстве Закона, если это общество будет, с одной сторо ы, гуманно, морально, интеллектуально, духовно и культур о, а с другой — социально справедливо и основано на науч ой базе, на высоком профессионализме исполнителей.