<<
>>

Как лучше себя вести, находясь на трибуне, за столом, у микрофона

Не начинайте свою речь сразу, как только вам дали слово. Немного подождите. Дайте слушателям на вас посмотреть. Ну, секунд 15-20. Вытащите из кармана или папки тезисы речи, взгляните на них. А потом посмотрите на людей, ожидающих вашего слова и улыбнитесь, сделайте приветствующий жест ли скажите "здравствуйте". 2.Читать текст или нет?

Дело не в том, читает ли выступающий свой текст или только пользуется короткими пометками (тезисами), дело в свободе общения с аудиторией, в диалогичности твоей речи, в ее разговорности.

Диалог-разговор может быть с одним человеком и с тысячью тоже.

Трудно говорить по тезисам потому, что в первую же минуту надо правильно построить свою речь, формулируя ее "набело", без поправок и изменений. Но и читать заранее написанный текст можно так, словно вы говорите с собеседником.

Если вы хотите говорить "без бумажки", все равно время от времени зачитывай короткие пометки, справки, цифры, хотя вы и помните их. Это снимает сомнения слушателей в достоверности вашей информации.

3. Встаньте в полупрофиль

Зачем? Во-первых, такой позой вы благодарите того, кто тебя представил аудитории и дал слово. Во-вторых, если такого человека нет, вам удобнее сделать небольшую задумчивую паузу, одновременно и глядя, и не глядя на слушателей.

И больше никаких суетливых движений, они отвлекают людей от сути выступления и вызывают разные ассоциации, часто далекие от содержания речи. Выступая, не "гуляйте" около трибуны или стола президиума, потому что слушатели начнут разглядывать вас, а не слушать. Для них это проще, чем вникать в то, что вы говорите.

Помните, что главный психологический фактор, активно влияющий на внимание слушателей, - вы сами. Они хоть и цензоры, но оценивают: как вы одеты, как держите себя, как говорите и знаете ли то, о чем говори.

Микрофон - не помощник

Иногда микрофону приписывают "чудесную" способность исправления дефектов произношения. Это - ошибочное впечатление. Микрофон хорошо выявляет индивидуальные особенности голоса и подчеркивает дефекты речи, которые мы не замечаем у человека, говорящего без микрофона.

Если человек "проглатывает" согласные или "съедает" окончания слов, текст становится неразборчивым, а голос - "лающим".

Иногда мы громко произносим одни слова, а другие "глотаем". А что слышат люди? Отдельные фразы, шумное дыхание, когда вплотную приближаешь лицо к микрофону, щелканье и причмокивание. Все это раздражает слушающих.

Еще хуже, если вы запутались в своих записях и судорожно подбираете нужные слова, заполняя вынужденную паузу словами-паразитами "значит.так сказать". И микрофон усиливает то, что почти не замечается в обыденных разговорах.

Смотрите на аудиторию

Не останавливайте взгляд на отдельных лицах, помня, какое неприятное чувство может вызывать долгий пристальный взгляд. Надо скользить взглядом по отдельным группам слушателей, по-разному вас слушающих. Это привлечет их внимание и вызовет расположение.

Правда, один из отечественных ораторов действовал наоборот: он выбирал а аудитории самое тупое лицо и пытался говорить так, чтобы на этом лице появился проблеск мысли и понимания того, о чем идет речь.

Говорите выразительно

Выразительная речь способна передать огромную массу оттенков мысли. Можно сказать 50 раз "да" и 50 раз "нет", говорил Б. Шоу, и все они будут нести разный смысл, но написать их можно только однозначно.

Применяй весь запас слов

Ребенок пользуется 3600 словами, подросток в 14 лет - 9000, средний взрослый употребляет 11700, а человек "повышенной интеллигенции" - до 13500 слов.

Словарный запас А. С. Пушкина был 21200 слов.

Неприятное впечатление на слушателей производят канцеляризмы, бюрократизмы, "дежурные" фразы: "Охватить мероприятием. уделять должное внимание. в переживаемый момент".

Очень опасное слово, которое надо забыть в вашей речи, - слово "вопрос". Его "ставят, снимают, заостряют, регулируют, касаются, тормозят, затрагивают, поднимают, притупляют, регулируют, утрясают, проваливают, утрамбовывают.". Недопустимы также выражения, которые стереотипны в письменной речи.

Возбудите внимание слушающих

Ожидание пробуждает интерес и эмоции сильнее, чем что-то неожиданное. В начале речи намекните, что главное будет в конце, и несколько раз напомните. Надо уметь с первых же слов посадить слушателя на "крючок" интереса, на ожидание "сюрприза". И тогда ваши слушатели "мысленно не покинут зал".

Научитесь держать паузу

Психологическая пауза - простой и проверенный способ сосредоточить внимание на какой-то мысли, подчеркнуть неожиданность выводов, обобщить изложенное, недосказать.

Физическая пауза еще более сложна. Мастерство оратора, как и актера, проверяется паузой, но и 5-6 секунд могут быть слишком долгими.

Соединяйте слова с жестом

Жест в публичной речи несет около 40% информации. С этим утверждением можно согласиться или не согласиться, но попробуйте во время выступления держать руки "по швам", забыв о жесте, и сразу же люди услышат "деревянную" сухость голоса, скованность мысли. Выразительный жест понятен и без слов.

Меняйте темп речи

Для восприятия и понимания известных слов надо не более одной секунды. Если слова неизвестны, времени требуется больше. Человек схватывает звуковую и смысловую информацию обыденной речи со скоростью 60-70 слов в минуту.

Но в публичной речи держать такую скорость опасно, лучше если она будет меньше, и еще лучше, когда темп речи меняется в зависимости от содержания. Смена темпа речи меняет и скорость восприятия, мешая слушателю заснуть. Неизменная скорость, ровное шоссе убаюкивают водителей автомашин.

Не будьте "педантично - систематично - поучительным"

Вокруг нас очень много наставительной, пропитанной духом поучения информации, исходящей даже от случайных попутчиков в общественном транспорте. Не добавляй своей. Даже небольшие дозы "вы должны", "вы обязаны" сначала настораживают, затем надоедают, а иногда и обижают.

Имейте в запасе юморные истории

Хорошо если слушатели посмеются, но не над ситуацией, где вы были действующим лицом, положительным или отрицательным. Были и есть ораторы, которые могут с юмором реагировать на реплики слушателей, импровизировать.

В британском парламенте шли дебаты. Речь держал Черчилль, лидер консерваторов, и едко "щипал" своих оппонентов-лейбористов. Наконец, не выдержав, вскочила с места пожилая и некрасивая лейбористка и крикнула на весь зал: "Мистер Черчилль! Если бы я была вашей женой, то подлила бы вам в кофе яд!" Раздался смешок. Черчилль выдержал паузу и, окинув взглядом разгневанную леди, промолвил: "Если бы вы были моей женой, то я бы выпил этот яд с наслаждением". Взрыв хохота означал победу, одержанную импровизированной шуткой.

Любой профессиональный оратор имеет запас шуток, баек, анекдотов и постоянно пополняет его.

У вас всего 15 минут

Многочисленные исследования показали, что активно слушать даже очень интересное выступление человек может в среднем 15 минут. Потом необходима пауза, небольшое отступление, какой-нибудь любопытный факт, анекдот.

Не развивайте подробно второстепенные мысли,

т. к. не хватит времени для главных.

Меньше говорите о себе

- это раздражает и знакомых людей, желающих, чтобы говорили

прежде всего о них.

Будьте осторожны с цифрами

Цифры в публичной речи - подспорье словам, нужна строгая мера в их использовании. Если такой меры не имеете, тогда развесьте таблицы, покажите диапозитивы, если вам что-то нужно доказать "с цифрами в руках". При этом в одной руке лучше держать указку: и слушателю-математику все же не очень хочется искать и "считать" чужие цифры.

<< | >>
Источник: В.Е.Рева. Деловое общение, учебное пособие на электронном носителе, Пенза, ПГУ. 2003

Еще по теме Как лучше себя вести, находясь на трибуне, за столом, у микрофона:

  1. Как лучше себя вести, находясь на трибуне, за столом, у микрофона
  2. Вопросы для самопроверки знаний
  3. Настройте высоту микрофона на свой рост.
  4. ДЕСЯТЬ ДНЕЙ ПРИ КОММУНИЗМЕ
  5. Приложение Фрагменты текстов публичных бесед