<<
>>

Материальная культура.

Предметы материальной культуры населения островных стран Юго-Восточной Азии нередко являются подлинными произведениями искусства, желанными объектами для коллекционеров и этнографических музеев.

Некоторые народы со­хранили традиционную материальную культуру почти в неизменной форме. У других— крупных развитых народов — она испытала значительное еврбпейское влияние, но во многом, в особенности в домашней жизни, сохраняет устойчивые черты. В Индонезии, Малайзии и на Филиппинах созданы многочисленные музеи народного быта.

Народы, занимающиеся орошаемым плужным зем­леделием, теперь часто используют орудия фабричной выработки. У племен же, живущих примитивным зем­леделием, обработка полей, посев, жатва ведутся при помощи самодельных орудий. Таковы, например, са­жальный кол — похожее на соху пахотное орудие, сде­ланное из суковатого дерева, разного рода мотыги, рабочие наконечники для которых делаются не только из металла, но также из камня и рога.

Эффективны и интересны различные виды оружия, которые выработали в соответствии со своим уровнем развития обитатели островов. Широко распростране­ны у лесных жителей копья, которыми охотники вла­деют в совершенстве. Наконечники для копий некогда изготавливались из камня или раковин, но теперь их делают из металла. А вот луки и стрелы используют лишь некоторые лесные племена. Лесные жители и сегодня редко используют для охоты ружья, распуги­вающие дичь шумом выстрелов. Вместо них они при­меняют духовые трубки сумпитан из бамбука или высверленных древесных стволиков. Из сумпитана стреляют маленькими стрелками, острия которых сма­зывают сильнейшим ядом. В приготовлении этого яда лесные племена достигли большого мастерства. Животное, раненное такой стрелкой, скоро погибает, но мясо его остается при этом пригодным для употребле­ния в пищу. Кстати сказать, в частых в прошлом меж­племенных войнах отравленные стрелки не использо­вались.

Яванские кинжалы — крисы — знамениты своими лезвиями самых замысловатых форм. Рукоятки этих кинжалов покрывают резьбой, а ножны украшают орнаментом. В прошлом крисы использовались в каче­стве боевого оружия. Сегодня они сохраняют лишь обрядово-ритуальное значение, их носят как дополне­ние праздничной национальной одежды. Во всех му­зейных этнографических собраниях обязательно при­сутствуют даякские мечи мандау.

Лесные бродячие племена постоянных жилищ не строят, а устраивают в каждом месте ночлега платфор­мы для сна из сучьев и листьев на деревьях или вет­ровые заслоны, в виде простейших шалашей.

Деревни оседлых земледельцев в прошлом окружались высоким частоколом, что придавало им вид настоящих крепос­тей. Строительным материалом для него служили тол­стые колья, которые оплетали колючими растениями. Полосу земли вокруг частокола «минировали» заост­ренными бамбуковыми колышками. Теперь, когда во­енные столкновения практически прекратились, таких оград больше не строят. Поселения состоят либо из улиц, образуемых параллельными рядами жилищ, либо имеют беспорядочную (кучевую) планировку.

Дома, за исключением яванских, сооружаются на высоких столбах и имеют прочную тяжелую крышу, способную противостоять сильным ветрам. Для постро­ек — как жилых, так и хозяйственных — характерны двускатные седловидные вогнутые крыши. Они встре­чаются на всех островах. Стены домов нередко покры­вают искусной резьбой, назначение которой — охра­нять обитателей дома от злых сил. Интересны даякс­кие поселения, состоящие из одного, двух или трех «длинных» домов, в каждом из которых обитает не­сколько семей. Такие дома также возводят на высоких столбах, а все поселение окружают труднопреодолимой оградой.

Интерьер сельских жилищ прост: на полу рассти­лаются циновки, на которых днем сидят, а ночью — спят; на стенах развешивают оружие, орудия, некото­рые охотничьи трофеи, предметы утвари.

К числу наиболее сохраняемых элементов матери­альной культуры народов, населяющих страны южных морей (в том числе и таких развитых, как малайцы, яванцы, сунды, тагалы и др.), относится народная одеж­да.

У лесных народов одежда сведена к минимуму: мужчины носят набедренную повязку (которая в про­шлом изготавливалась из тапы — материи из древес­ного луба, а теперь чаще из покупной фабричной тка­ни), женщины— травяную или матерчатую юбочку. Обуви они, живя в заболоченных лесах, не носят. Зато неотъемлемую часть их наряда составляют различные украшения: ожерелья, ручные и ножные браслеты и т. п. Их носят и мужчины и женщины. У многих пле­мен существует обычай ритуальной татуировки, а также боевой раскраски воинов. У некоторых народов принято подпиливать и чернить зубы или инкрустиро­вать их вставками из различных металлов.

Народы, занимающиеся орошаемым плужным зем­леделием, носят более сложную одежду — саронг. Он представляет собою прямой кусок ткани, которым женщины обертывают тело от груди до щиколоток, а мужчины носят наподобие длинной юбки. В последние десятилетия, наряду с привычными тканями и нацио­нальной одеждой, широкое распространение получи­ли покупные фабричные ткани и одежда, причем не только среди горожан, но отчасти и среди сельских жителей. В городах часто наблюдается смешение тра­диционного и современного европейского стилей одеж­ды. Служащие, представители интеллигенции носят одежду европейского образца, но нередко можно встре­тить и человека в костюме, состоящем из европейской рубашки, галстука и пиджака и в то же время — тра­диционного элемента: подобия штанов из цельного куска ткани, обернутого вокруг нижней части тела. Домашней одеждой по сей день остается саронг. На его изготовление идет ткань батик, ныне получившая широкое распространение также в Европе и Северной Америке. Это — высококачественная хлопчатобумаж­ная ткань, окрашенная и орнаментированная путем сложной ручной обработки — «батикования». Батик очень дорог. Теперь продается очень много дешевых подделок. Батик, производимый с использованием вос­ка, выделывается на Яве. В Малайзии тоже изготовля­ют батик, но с использованием не воска, а раститель­ных масел; по качеству он хуже яванского.

<< | >>
Источник: Этнография и этнология. Лекции. 2017

Еще по теме Материальная культура.:

- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -