<<
>>

глава v

  ...уж стариком я сбился на путь неверный, сам нековарный и не причастный никаким исследованиям (греч.). Слова, вкладываемые в уста Ксено- фана Тимоном из Флиунта (ученик Пиррона).— 257.

2" Ксенофан, задорный ГЪмерообмана гонитель (греч.).— 257.

3" И относительно богов он утверждает, что нет для них никакого водительства. Ведь нечестиво предполагать, чтобы кто-либо повелевал богами, а между тем никто из них ни в чем не нуждается (греч.).—258.

4* Когда элейцы спросили у Ксен[офана], следует ли им приносить жертвы Левкотее и оплакивать ее, он ответил: «Если Левкотея...» (окончание в тексте) (греч.).— 258.

5* Если бог всего могущественнее, ему, говорит он, следует быть одному. Ведь если бы их было двое или несколько, они не были бы всех сильнее и лучше (греч.).— 253.

60 Наше элейское племя, начиная с Ксенофана, а то и раньше... говорит в своих речах, что называемое «Всем»—лишь одно (греч.).— 259.

Существуют некоторые, утверждавшие обо «Всем», что природа едина... они говорят, что оно неподвижно (греч.).— 259.

8" Будучи одним, он повсюду одинаков, весь целиком зрение и слух, и прочие чувства в нем везде (греч.).—259.

9" К[сенофан] иного, нечеловекообразного бога создал, всюду равного целого, просто ум, или же вечную мысль (греч.).— 259.

10* Николай Дамаскин упоминает, что в сочинении «О богах» он (т. е. Ксенофан.—И. М.) говорит, что начало неограниченно и неподвижно. Александр же говорит, что оно ограниченно и шарообразно (греч.).—260.

Перевод этой фразы см. ниже, прим. 42*. Остальное довольно точно пересказано в тексте.— 261.

12* закругленная форма (лат.).—261.

13* Ксенофан, один из тех, кто признает существование богов, полностью отрицал пророчество (лат.).—261.

14* Тебе следует говорить и мыслить о сущем как о пребывающем, и что есть только бытие, а небытия нет вовсе: вот что прошу тебя обдумать; прежде всего удержи ум от пути этого исследования, а затем от того, по которому блуждают ничего не ведающие, непостоянные смертные.

Ибо они неспособны направить свой колеблемый ум по прямому пути у себя в груди. И вот они носятся взад и вперед, слепые и глухие, погребенные—племя, неспособное вынести суждение, согласно которому одно и то же — и не одно и то же быть и не быть, и всякого путь обращается вспять (греч.). «Ірудь» здесь следует понимать в гомеровском смысле: как орган мышления.—263.

15* Цельное, единородное и незыблемое, не нуждающееся в завершении, его не было и не будет, поскольку оно все есть сейчас, единое сплошное

первые четыре строки переведены в тексте, пятая переводится так: «И оно недвижно пребывает в границах великих уз» (греч.).—264.

17* всюду равный (греч.).—266.

18" ...он разыскивал истину в отношении сущего и сводил все сущее исключительно к чувственному (греч.).—266.

19" ...совершенное неподвижное—таково имя всему, да и прочее, что с настойчивостью выдвигали в пику всему тому Мелиссы и Парменида — что все есть единое, и оно стоит само в себе, не имея места, куда подвинуться (греч.).—267.

20" «Все» неподвижно (греч.).—267.

21* Более полно цитата дана ниже, в прим. 3 на с. 310. Перевод (со слов «они рассматривают...») см. в прим. 30* к указанной странице.—269.

2 Парм[енид] двинулся сразу по двум путям. Исходя из вечности Всего, но пытаясь также сделать уступку становлению сущего, он высказывал разноречивые суждения о том и другом. Именно, он принимал, что в соответствии с истиной существует единое Все, нерожденное и шарообразное, однако в соответствии с мнением он уступал становлению многого в явлениях и устанавливал два начала—огонь и землю, первый как причинное и деятельное начало, вторую же в качестве материи (греч.).—269.

23* «полноту» как «превосходящее» (греч.).—270.

2А* Он говорит о «превосходящий мысли», поскольку мышление находится в зависимости от телесного смешения и всегда происходит вследствие преобладания и одержання верха в телесной организации (греч.).—270.

25* они решили именовать формы двумя названиями (греч.).— 271.

26* Перевод см. выше, с. 268.— 271.

27* правдоподобные рассуждения (греч.).—271.

28# Т. е. Парменид. См. о нем как о первом, кто сказал о шарообразности Земли у Диогена Даэртского, IX 21.— 271.

29* X 614Ь—62lb. Теперь принято считать, что Эр (здесь Tkp)—сын Армения, а не армянин. В качестве варианта имени отца называют еще Гармоний (Plut. Quaest. conv. IX 5, 2, 740В — D), что также свидетельствует в пользу того, что Армении—имя собственное. Родиной Эра Платон называет Памфилию (область на юго-западе Малой Азии), однако Плутарх {в указанном месте) замечает, что Памфилия (греч. rcav—весь, всякий и lt;puXf| — племя) может пониматься и как «весь мир в целом». Представляется, Платон в своем повествовании исходит все же из греческого (хотя бы отчасти) происхождения Эра, в чем нет ничего невероятного, поскольку греческие колонии имелись и в Памфилии.— 271.

30" Содержание цитат передано в тексте. Пропущен эпитет богини — «ключница».— 272.

31* Я замечаю, Парменид,— сказал Сократ,— что наш Зенон хочет быть близок к тебе во всем, даже в сочинениях. В самом деле, он написал примерно то же, что и ты, но с помощью переделок старается ввести нас в заблуждение, будто он говорит что-то другое: ты в своей поэме утверждаешь, что все есть единое, и представляешь прекрасные доказательства этого; он же отрицает существование многого и тоже приводит многочисленные и веские доказательства... В действительности это сочинение поддерживает рассуждение Парменида против тех, кто пытается высмеять его, утверждая, что если существует единое, то из этого утверждения следует множество смешных и противоречащих ему выводов. Итак, мое сочинение направлено против допускающих многое, возвращает им с избытком их нападки и старается показать, что при обстоятельном рассмотрении их положение «существует многое» влечет за собой еще более смешные последствия, чем признание существования единого (греч., пер. Н. Н. Томасова).— 275.

32* Не следует полагать, что не был искушен в диалектике Парменид, если Аристотель назвал его ученика Зенона основоположником диалектики (греч.).—276.

33" и задающий вопросы и отвечающий Зенон (греч.).—276.

34* беспредельное из большого и малого (греч.). В сочинениях самого Платона такого определения нет (как нет и термина «материя», хотя соответствующее понятие имеется—см.: Тимей 49а, 50Ь — 5lb; впрочем, здесь же, 52Ь, она зовется «пространством»): оно, как платоновское, приводится Аристотелем (Метафизика I 6, 987Ь 26).—278.

35" Потому и неверно рассуждение Зенона о том, что невозможно пройти бесконечность или же по раздельности коснуться бесконечного числа в ограниченное время (греч.).— 281.

Зб* Четвертый аргумент — о равных телах, движущихся по дистанции с равной скоростью мимо друг друга, причем одни движутся от конца дистанции, другие же—от середины. Здесь, полагает он, оказывается, что удвоенное время равно одинарному. Паралогизм в том, чтобы считать, что как мимо движущегося тела, так и мимо покоящегося тела равной величины с равной скоростью движутся равное время (греч.).— 283.

37* писал эпическим размером, элегическим и ямбом против 1ёсиода и Іомера, порицая то, что сказали они о богах. Полемизировал, говорят, и с Фалесом, и с Пифагором, задевал и Эпименида (греч.).— 286.

38* «Истолкование Эмпедокла», «Споры», «Против философов» (греч.). Очевидно, С. Н. Трубецкой ошибся: указанное перечисление произведений Зенона имеется не у Диогена Лаэртского, а у Суды (статья «Зенон»).—286.

39* Не имеющее ни начала, ни конца оказывается беспредельным; итак, бытие беспредельно (греч.).— 288.

40" Но поскольку существует вечно, то и по величине должно быть бесконечным (букв, «вечным».—-И. М.) (греч.).— 288.

41 * Если бытие есть, ему надлежит быть единым; будучи же единым, ему следует не иметь тела: ведь если бы оно обладало толщиной, оно имело бы части и уже не было бы единым (греч.).— 288.

42' Как можно полагать, Парм[енид] подошел к единому отталкиваясь от разума, Мелисс—от материи (греч.).— 289.

43* Однако Мелисс утверждал, что и относительно богов утверждать ничего не следует, потому что познание их невозможно (греч.).—289.

 

<< | >>
Источник: Трубецкой С. Н.. Метафизика в Древней Греции / Примеч. И. И. Маханькова.— М.: Мысль,2010. — 589, [1] c.. 2010

Еще по теме глава v: