(Ф) Бич трудолюбия, довольство...
Лень - это отвращение к делу, обычно сопровождаемое безрассудным желанием оставаться бездеятельным; и ленивым является всякий, кто отказывается от какого-либо дела, которое он должен совершить для себя или для других, хотя в этом ему не препятствует никакое иное законное занятие.
Мы обычно называем ленивыми только тех, кого мы считаем ниже себя и от кого мы ожидаем каких-либо услуг. Дети не считают, что их родители ленивы, а слуги - что ленивы их хозяева; а если джентльмен так чудовищно потворствует своему покою и праздности, что сам не наденет себе башмаков, хотя он молод и гибок, никто его не назовет за это ленивым, если он может содержать слугу или еще кого-нибудь, кто может сделать это для него.Г-н Драйден дал нам очень хорошее представление о величайшей лени на примере утопающего в роскоши египетского царя71. Его величество пожаловал некоторые значительные дары нескольким своим фаворитам, и сейчас же его главные министры принесли пергамент, который он должен подписать, чтобы подтвердить эти дары. Сначала он ходит взад и вперед с выражением суровой озабоченности на лице, затем усаживается, как очень уставший человек, и наконец с величайшим отвращением к тому, что он собирается сделать, берет перо, начинает вполне серьезно жаловаться на длину слова "Птолемей" и выражает великую озабоченность тем, что его имя - не короткое односложное слово, что, по его мнению, избавило бы его от множества хлопот.
Мы часто упрекаем других в лени, потому что сами в ней виновны. Несколько дней тому назад, когда две молодые женщины сидели и вязали, одна сказала другой: "Страшно тянет холодом из двери, ты, сестра, ближе к ней сидишь, пожалуйста, закрой ее".
Другая, моложе ее, правда, снизошла до того, чтобы бросить взгляд на дверь, но осталась сидеть и ничего не ответила; старшая опять два или три раза пыталась ее просить и наконец, когда вторая ничего ей не ответила, сердито вста- ла и сама закрыла дверь; возвращаясь на свое место, она очень сурово посмотрела на младшую и воскликнула: "Боже мой, сестра Бетти, я бы ни за что на свете не была такой ленивой, как ты!" - и произнесла это так серьезно, что даже покраснела. Признаю, что младшая должна была бы подняться; но, если бы старшая не слишком переоценивала свой труд, она бы сама молча закрыла дверь, как только ее начал беспокоить холод. Она была не более чем на шаг дальше от двери, чем сестра, а что касается возраста, то разница между ними не превышала одиннадцати месяцев, а им обеим не было и по двадцати лет. Я полагал бы, что крайне трудно определить, кто из них двоих более ленив.Есть тысячи бедняг, которые постоянно трудятся из последних сил, не получая почти ничего, потому что они не размышляют и не знают, чего стоят прилагаемые ими усилия, в то время как другие, хитрые и понимающие истинную ценность своего труда, отказываются работать за более низкую плату не потому, что они бездеятельные натуры, а потому, что не хотят сбить цену своему труду. Один сельский джентльмен увидел у задней стороны биржи посыльного, который расхаживал взад и вперед, заложив руки в карманы. "Прошу тебя, друг, - сказал он, - отнеси для меня это письмо до Боу-Чэрч, и я дам тебе пенни". - "Я пойду со всем моим удовольствием, - ответил тот, - но, хозяин, я должен получить два пенни". А когда джентльмен отказался их дать, парень повернулся к нему спиной и проворчал, что уж лучше играть задаром, чем задаром работать. Джентльмен счел необъяснимым проявлением лени со стороны посыльного, что он предпочел шататься взад и вперед и ничего не получать, чем заработать пенни тоже без всякого труда. Несколько часов спустя случилось ему быть с друзьями в таверне на Треднидлстрит, где один из них, вспомнив, что он забыл послать за векселем, который должен был той же ночью отправить почтой, оказался в весьма затруднительном положении и немедленно захотел, чтобы кто-нибудь сходил вместо него в Хэкни как можно скорее.
Было после десяти вечера, в разгар зимы, шел сильный дождь, и все посыльные в округе уже легли спать. Джентльмен очень забеспокоился и сказал, что, чего бы это ему ни стоило, он должен кого-нибудь послать. Наконец один из буфетчиков, видя его настойчивость, сказал ему, что знает посыльного, который мог бы встать, если это будет работа, за которую ему стоит браться. "Стоит ему браться, - очень нетерпеливо воскликнул джентльмен, - не сомневайся в этом, друг. Если ты кого-нибудь знаешь, пусть он поспешит, как только может, и я дам ему гинею, если он будет обратно к полуночи". После этого буфетчик взял послание, вышел из комнаты и менее чем через четверть часа вернулся с приятным известием, что послание будет доставлено как можно быстрее. Тем временем общество развлекалось, как и раньше, но, когда время начало приближаться к двенадцати, все вынули часы и разговор сосредоточился на том, когда же вернется посыльный. Некоторые были того мнения, что он все же может вернуться до того, как часы пробьют полночь;другие считали это невозможным, и оставалось всего лишь три минуты до полуночи, когда вошел проворный посыльный, от которого валил пар, одежда его была насквозь мокрой от дождя, а голова вся покрыта пбтом. На нем не осталось сухой нитки, за исключением внутренней стороны его бумажника, откуда он извлек вексель, за которым его послали; посыльный по указанию буфетчика подал его владельцу. Тот был настолько доволен той быстротой, с какой он выполнил поручение, что дал ему обещанную гинею, в то время как другой джентльмен налил ему полный бокал вина, и все общество похвалило его за усердие. Когда этот парень подошел поближе к свету, чтобы взять вино, тот сельский джентльмен, о котором я говорил вначале, к своему величайшему восхищению, узнал в нем того самого посыльного, отказавшегося заработать пенни, которого он считал самым ленивым смертным на земле.
Эта история учит нас, что не следует путать тех, кто отказывается от работы потому, что не имеет возможности проявить себя с наибольшей пользой, с теми, кто из-за отсутствия силы духа цепляется за свою лень и скорее согласится голодать, чем пошевелит пальцем. Без этой предосторожности мы рискуем всех людей объявить более или менее ленивыми в зависимости от их оценки того вознаграждения, которое им обещано за труд, и тогда самых трудолюбивых можно счесть ленивыми.
Довольством я называю ту спокойную безмятежность духа, которой наслаждаются люди, когда думают, что они счастливы, и остаются удовлетворенными таким положением, в котором они находятся.
Оно подразумевает благоприятное истолкование нашего положения и мирную уравновешенность, которая незнакома людям, когда они озабочены улучшением своего положения. Это такая добродетель, одобрение которой очень рискованно и сомнительно, ибо в зависимости от того, как меняется материальное положение людей, их надо либо порицать, либо хвалить за то, что они ею обладают.Одинокому мужчине, который много работает и занят тяжелым трудом, родственник оставляет сто фунтов в год. Это изменение судьбы вскоре приводит к тому, что работа ему надоедает, и, не обладая достаточным трудолюбием, чтобы добиться успеха в этом мире, он решает вообще ничего не делать и жить на свой доход. Пока он живет по средствам, платит за то, что берет, и никого не обижает, его называют честным тихим человеком. Поставщик провизии, квартирная хозяйка и портной, а также и другие делят между собой то, что он имеет, и общество каждый год обогащается за счет его доходов, в то время как, если бы он занимался своим прежним делом или каким-либо иным, он должен был бы мешать другим и кто-нибудь получал бы меньше из-за того, что он забирал бы свою долю; и поэтому, хотя бы он оказался самым ленивым созданием на свете, проводил бы в постели пятнадцать часов из двадцати четырех, а в остальное время бездельничал и только шатался взад и вперед, никто бы его не порицал, а бездеятельность его духа получила бы почетное название довольства.
Но если тот же самый человек женится, заводит трех-четырех детей и продолжает по-прежнему вести ту же самую легкую беззаботную жизнь, остается удовлетворенным тем, что имеет, и, не пытаясь заработать и пенни, предается своей привычной лени, то прежде всего его родственников, а затем и всех его знакомых тревожит его нерадивость. Они предвидят, что его дохода будет недостаточно для должного воспитания стольких детей, и боятся, что некоторые из них могут стать если не позором, то бременем для них. После того как в течение некоторого времени эти опасения шепотом передаются от одного к другому, его дядя Грайп дает ему нагоняй и обращается к нему с таким увещеванием: "Как, племянник, все еще без дела! Стыдно! Не могу представить себе, что ты делаешь, чтобы убить время; если ты не хочешь заниматься своим прежним делом, существуют десятки способов, чтобы заработать пенни.
Правда, у тебя есть сотня в год, но расходы твои ежегодно растут, а что ты будешь делать, когда твои дети станут взрослыми? У меня состояние побольше твоего, однако ты же видишь, я не бросаю своего дела; нет, я заявляю, даже если бы я владел целым миром, я бы не смог вести такую жизнь, какую ведешь ты. Признаю, это не мое дело, но все говорят, что стыдно такому молодому человеку как ты, при твоей силе и здоровье не заниматься чем-нибудь полезным". Если эти увещевания не изменят его за короткое время и он еще полгода будет ходить без занятия, то станет притчей во языцех для всех соседей, и за те же самые качества, которые некогда послужили основанием для того, чтобы его называли тихим довольным человеком, его станут называть самым плохим мужем и самым ленивым созданием на земле. Отсюда ясно видно, что, когда мы объявляем поступки хорошими или плохими, мы принимаем во внимание только тот вред или пользу, которые получает от них общество, а не того человека, который их совершает.Слова "diligence" ("старание") и "industry" ("трудолюбие", "усердие", "рвение") часто употребляются без разбора, обозначают одно и то же качество, но между ними существует огромная разница. У бедняги может оказаться достаточно и старания и изобретательности, он может быть экономным, усердным человеком и все же, не стремясь улучшить свое материальное положение, оставаться довольным тем состоянием, в котором он находился; но трудолюбие, кроме других качеств, подразумевает жажду приобретения и неутомимое желание улучшить свое положение. Когда люди считают, что прибыли, которые обычно приносит их занятие, или их доля в деле слишком малы, у них есть два способа, чтобы заслужить название "трудолюбивые": они должны быть либо достаточно изобретательны, чтобы найти необычные и тем не менее законные способы расширения своего дела или увеличения своих прибылей, или же восполнять этот недостаток многообразием занятий. Если торговец заботится о том, чтобы обеспечивать товарами свою лавку, и уделяет должное внимание своим посетителям, он старательный в своем деле человек.
Но если, кроме того, он принимает особые усилия, чтобы продать товар лучшего качества с большей выго- дой, чем его соседи, или же, если благодаря своей услужливости или какому-либо иному хорошему качеству, приобретая множество знакомых, он прилагает все возможные усилия, чтобы привлечь покупателей в свою лавку, тогда его можно назвать трудолюбивым. Сапожник, даже если он занят лишь половину своего рабочего времени, но не запускает дело и торопится, когда у него есть заказ, - несомненно старательный человек; но, если он трудится посыльным, когда у него нет заказов, и делает сапожные гвозди, а по ночам работает сторожем, тогда он заслуживает того, чтобы его называли трудолюбивым.Если то, что сказано в данном замечании, должным образом взвесить, мы обнаружим, что либо лень и довольство очень близкие родственники, либо если есть между ними большая разница, то второе более противоположно трудолюбию, чем первое.