<<
>>

§ 10. Многообразие законов, присущих разным видам несамостоятельност

Согласно вышеприведенным рассуждениям несамостоятельность всегда подчиняется априорному закону, который имеет свою понятийную основу в общем [отношении] соответствующей части и целого.

Этот закон может быть осознан и высказан с большей или меньшей определенностью. Для введения понятия несамостоятельности достаточно уже сказать, что несамостоятельный предмет может быть тем, что он есть (т. е. в силу своих сущностных определенностей), только в более широком целом. Но в определенных случаях он будет принадлежать то к одному, то другому виду, причем будет меняться и вид дополнения [до целого], в котором он нуждается, чтобы существовать. Если мы, например, говорим, что момент ощущаемого качества, скажем ощущаемого цвета, несамостоятелен и требует целого, в котором он воплощается, то в этом случае указана только одна сторона действующей здесь закономерности, а именно сторона, касающаяся части, общий характер которой обозначен как ощущаемое качество. Характер целого остается при этом неопределенным, в том числе не ясно и то, каким образом данное «качество» является частью и в каком дополнении оно нуждается, чтобы иметь возможность существовать. Иначе дело будет обстоять, если мы скажем, что {ощущаемое качество может существовать только в «поле ощущений», или, более конкретно, ощущаемый цвет — в визуальном поле ощущений, или же что оно может существовать только как «качественная определенность» некоторой «протяженности». Здесь закономерность определена и с другой стороны. Дано понятие визуального поля ощущений, оно обозначает среди возможных видов целого некоторый частный и определенный. Так же точно понятия «качественная определен-

ность» и «протяженность» выделяют особый случай из разнообразных возможностей того, каким образом некоторый несамостоятельный момент закономерно присущ некоторому целому. Эта особенность определяется в общем сущностью ощущаемого качества или сущностью протяженности, но то и другое содержится на свой лад в сущностном единстве визуального ощущения или визуального поля, в которое встраиваются упорядоченно все такие единства, причем этот «лад» дальнейшему описанию уже не поддается.

Действительно, на вопрос, что же дифференцирует определенность быть ощущаемым моментом до определенности быть ощущаемым моментом [,который осознается] как «качество», нельзя дать ответ, который повел бы нас далее,}[124] мы не можем выявить никакой дополнительной определенности, которая не включала бы понятия качества. Скажем, на вопрос, что нужно присоединить к цвету, чтобы получить вид красный, мы можем лишь снова ответить: красный.

Во всяком случае, понятие несамостоятельного вместе с определяющими его закономерностями, которые, правда, обозначены только косвенно и в общем виде, указывает на объективно определенные и многообразно изменяющиеся сущностные законы. Речь ведь идет не о такой особенности определенных частей, что они вообще должны быть частями, а в остальном — совершенно безразлично, что будет с ними объединяться и каковы системы связей, в которые они будут встраиваться; напротив, существуют твердо установленные, необходимые отношения, т. е. содержательно определенные чистые законы, причем изменение чистых видов несамостоятельных содержаний предполагает и соответствующее изменение этих законов, которые предписывают одним содержаниям одно дополнение, другим — другое. Связанные в эти законы виды, которые устанавливают границы [различных] сфер случайных единичностей (именно с точки зрения этих законов), являются подчас, но не всегда предельными видовыми диф- ференциями. Если, например, закон предписывает каким-либо содержаниям вида «цвет» взаимосвязь с содержаниями вида

«протяженность», то это не значит, что он предписывает определенному цвету определенную протяженность или наоборот. Значения (Werte) предельных дифференций не находятся в функциональной взаимозависимости. Закон лишь называет низшие виды 5 (т. е. виды, имеющие непосредственно под собой многообразие предельных видовых дифференций). С другой стороны, если мы рассмотрим зависимость интервала между качествами от фундирующих качеств, мы отметим, что этот интервал однозначно определяется предельными видовыми дифференциями упомянутых 10 качеств, т.

е. опять-таки определяется как предельная дифферен- ция.

Итак, понятие несамостоятельности эквивалентно понятию идеальной закономерности взаимосвязей, образующих единство. Если какая-то часть находится не просто is в фактической, но в идеально-закономерной взаимосвязи, то она несамостоятельна — ведь такая предписываемая законом взаимосвязь означает не что иное, как то, что в соответствии со своей чистой сущностью некоторая часть определенного вида может закономерно существовать только в связи с некоторыми другими 20 частями того или иного соответствующего ей вида. Также и в том случае, когда закон говорит не об обязательности, а наоборот, о невозможности связи, например утверждает, что существование части А исключает, как несовместимое с собой, существование части В, мы приходим опять-таки к несамостоятельно- 25 сти. Действительно, А может исключать В лишь в том случае, если А и В требуют одного и того же взаимоисключающим образом. Один цвет исключает другой на одном и том же участке поверхности, которую они оба хотят полностью покрыть. Однако как раз оба они не могут этого сделать. Если в соответствии с сущ- зо ностной закономерностью исключается какая-либо определенная область (Umgrenzung) [окрашенной поверхности], то с этим соотносится всегда позитивное сущностно закономерное требование соответствующей [иначе окрашенной] области.

<< | >>
Источник: Гуссерль Э.. Логические исследования. Т. II. Ч. 1: Исследования по феноменологии и теории познания / Пер. с нем. В.И. Молчанова. — М.: Академический Проект,2011. — 565 с.. 2011

Еще по теме § 10. Многообразие законов, присущих разным видам несамостоятельност:

  1. § 10. Многообразие законов, присущих разным видам несамостоятельност
  2. Особенности русской философии
  3. Ответственность позиции и целостность теории.
  4. К.А.Сергеев, Я.А.Слинин «Феноменология духа» Гегеля как наука об опыте сознания
  5. § 2. Западная культурология: интенции и реальность
  6. Глава 3 КУЛЬТУРА РЕЧИ СРЕДИ ДРУГИХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН