<<
>>

| § 7. Науки о фактах и науки о сущностях

CD

Та (в свою очередь, эйдетическая) взаимосвязь, о 20 какая имеет место между индивидуальным предме- У том и сущностью, согласно с чем каждому индивиду- ^ альному предмету принадлежна некая сущностная наличность — в качестве его сущности, равно как и наоборот — каждой сущности соответствуют воз- 25 можные индивиды, которые были бы его индивидуа- лизациями в фактическом, — закладывают основу для соответствующего сопряжения друг с другом о_ наук о фактах и наук о сущностях.

Имеются чистые у науки о сущностях, как то: чистая логика, чистая зо математика, чистое учение о времени, о пространст- 5 ве, о движении и т. д. Они, причем во всех своих мыс- ^ лительных шагах, исключительно свободны от ка- О) ких-либо полаганий фактического, или же, что равнозначно, в них никакой опыт не может принимать 35 на себя функцию обоснования именно как опыт, т. е. как сознание, схватывающее или же полагающее реальное существование. Если и функционирует в них опыт, то он функционирует все же не как опыт. Когда геометр рисует на доске свои фигуры, то этим он 40 производит фактически существующие линии на

фактически существующей доске. Однако ни физически производимое им, ни опытное познавание им физически производимого — как опытное — не выступает как обосновывающее его созерцание геометрических сущностей, его мышление сущностей. Поэтому совершенно безразлично, есть ли у него при этом галлюцинации или нет и чертит ли он свои линии действительно или же встраивает линии и конструкции в некий мир фантазии. Совершенно иначе поступает естествоиспытатель. Он наблюдает и экспериментирует, т. е. он констатирует существующее по мере опыта, опытное познание есть для него акт обоснования, какой никак не возможно было бы заменить простым воображением. Именно потому- то понятия «наука о фактах» и «опытная наука» эквивалентны. Но для геометра, исследующего не действительное, а «идеальные возможности», не положение дел в действительности, а сущностное положение дел, вместо опыта в качестве акта самого последнего обоснования выступает высматривание сущности.

И так во всех эйдетических науках. На сущностном положении дел (подлежащем постижению в непосредственном усмотрении), или же на эйдетических аксиомах, основываются опосредуемые — те, что достигают данности в опосредуемо-усматривающем мышлении, причем по принципам, усматриваемым исключительно непосредственно.

Посему любой шаг опосредованного обоснования — аподиктически и эйдетически необходим. Итак, сущность чисто эйдетической науки составляет то, что она поступает исключительно эйдетически, что она с самого начала и во всем дальнейшем не познает никакого положения дел помимо эйдетически значимого, т. е., следовательно, никакого, какое нельзя было бы либо непосредственно привести к данности из первоисточника (как непосредственно основывающееся в сущностях, высмотренных из первоисточника), либо «раскрыть» путем чистого выведения из подобного «аксиоматического» положения дел.

С этим связан практический идеал точной эйдетической науки, идеал, осуществлять который научила, собственно говоря, лишь новейшая математика — любой эйдетической науке придавать высшую 5 ступень рациональности путем редуцирования всех опосредованных мыслительных шагов к простому подведению под раз и навсегда систематически составленные аксиомы соответствующей эйдетической области, с привлечением — если только речь заведо- ю мо не идет о самой же «формальной», или «чистой» логике (в предельно широком смысле mathesis universalis?) — всей совокупности аксиом этой последней.

А в связи с этим последним, в свою очередь, находится идеал «математизации», который, подобно is только что охарактеризованному идеалу, отличается огромным практически-познавательным значением для всех «точных» эйдетических дисциплин, вся познавательная наличность которых (как, например, геометрии) заключена во всеобщности совсем немного гих аксиом с их чисто дедуктивной необходимостью. Сейчас не место входить в это[28].

<< | >>
Источник: Гуссерль Э.. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая / Пер. с нем. А.В. Михайлова; Вступ, ст. В.А. Куренного. — М.: Академический Проект,2009. — 489 с.. 2009

Еще по теме | § 7. Науки о фактах и науки о сущностях: