62. Нельзя сказать в точном смысле слова, что твердое тело движется, когда оно уносится телом жидким
63.
Почему существуют тела столь твердые, что они не могут быть раздроблены нашими руками, хотя они и меньше их
Доказав, что легкость, с какой нам подчас удается сдви&нуть весьма крупные тела, когда они плавают или взве&шены в какой-либо жидкости, не противоречит четверто&му из изложенных выше правил (§ 49), надлежит еще показать, как согласуются с правилом пятым (§ 50) за&труднения, испытываемые нами при разламывании срав&нительно небольших тел. Ибо если справедливо, что части твердых тел не сцеплены между собой каким-либо ве&ществом и что их разделению не препятствует ничто, кроме того, что они находятся в покое по отношению друг к другу, как было недавно указано (§ 55), и если справед-
ливо также, как учит пятое правило, что движущееся те&ло, даже если оно движется медленно, всегда обладает до&статочной силой, чтобы подвинуть другое, находящееся в покое меньшее тело, то возможно задать вопрос, почему мы не можем одной силой наших рук сломать гвоздь или ка&кой-либо другой кусочек железа, поскольку каждая из по&ловинок этого гвоздя может рассматриваться как тело, находящееся в покое по отношению к другой его полови&не. Ведь ее, казалось бы, можно отделить силой наших рук, раз она меньше нашей руки, а природа движения состоит в том, что тело, о котором говорят, что оно движется, от&деляется от других соприкасающихся с ним тел.
Однако надобно заметить, что наши руки мягки и скорее прибли&жаются к природе жидких, а не твердых тел, а потому не все их части действуют совместно на тело, подлежащее раздроблению, но лишь те из них, которые, касаясь его, в него вместе упираются. Подобно тому как половину гвоздя, отделенную от другой половины, мы рассматрива&ем как отдельное тело, так и часть руки, касающуюся этой половины гвоздя и много меньшую, чем вся рука в целом, можно рассматривать как особое тело, поскольку она мо&жет быть отделена от других частей руки; а так как ее лег&че отделить от остальных частей руки, чем часть гвоздя от его остальной части, и так как мы испытываем боль при разделении частей нашего тела, то мы и не можем сло&мать железный гвоздь рукой; если же мы возьмем молоток, пилу, ножницы или иной подобный инструмент и восполь&зуемся им так, чтобы приложить силу нашей руки к той части тела, которую хотим отделить и которая должна быть меньше прилагаемой к ней части орудия, мы преодолеем твердость этого тела, как бы велика она ни была.64. Чтобы иметь возможность обосновать посредством доказательства все, что я буду выводить, я не принимаю в физике
никаких начал, которые не были бы также началами математики; и этих начал достаточно, тем более что посредством их могут быть объяснены все явления природы
385
13 Р. Декарт, т. 1
Я не прибавлю здесь ничего ни о фигурах, ни о том, как из бесконечного их разнообразия вытекают бесчислен&ные видоизменения движения, тем более что все обнару&жится само собой, когда наступит время повести о том речь; я предполагаю, что мои читатели уже знают основы гео-
метрии или по крайней мере обладают умом, способным понимать математические доказательства. Я прямо заяв&ляю, что мне неизвестна иная материя телесных вещей, как только всячески делимая, могущая иметь различную фигуру и движимая различным образом, иначе говоря, та, которую геометры называют величиной и принимают за объект своих доказательств; я ничего в этой материи не рассматриваю, кроме ее деления, фигур и движений; и наконец, ничего не сочту достоверным относительно нее, что не будет выведено с очевидностью, равняющейся ма&тематическому доказательству. И так как этим путем, как обнаружится из последующего, могут быть объяснены все явления природы, то, мне думается, не следует в физике принимать других начал, кроме вышеизложенных, да и нет оснований желать их.