<<
>>

Принципы дедукции

Приступим к изучению первого параграфа дедукции — «О принципах трансцендентальной дедукции вообще». Именно здесь Кант определяет понятие трансцендентальной дедукции, Показыва­ет ее необходимость и упоминает о некоторых трудностях, возни­кающих на пути ее проведения.

Прежде всего Кант дает дефиницию понятия дедукции вообще. Он трактует ее в юридическом смысле как «доказательство права или справедливости притязаний» (А 84 / В 116; о понимании Кан­том термина «дедукция» — см. статью Д.Хенрика12). Трансценден­тальная же дедукция имеет дело с чистыми понятиями и должна, как следует уже из одного лишь определения термина «трансцен­дентальный» (А 11—12 / В 25), обосновать их право на «чистое ап­риорное применение» (А 85 / В 117), объясняя «каким образом по­нятия a priori относятся к предметам» (там же). Кант подчеркивает, что поскольку речь идет об априорном отношении чистых понятий к предметам, то при объяснении возможности подобного отноше­ния ссылки на опыт совершенно бесполезны (А 86 / В 119). Транс­цендентальная дедукция сама, стало быть, имеет характер априор­ного исследования.

Но что же требуется для искомого априорного объяснения воз­можности отношения чистых понятий к предметам? В каком слу­чае его можно будет считать удавшимся? На примере пространства и времени Кант показывает, что речь здесь должна идти об априор­ном доказательстве необходимого соответствия чистых понятий и предметов (А 89 / В 121-122). Но если в случае с пространством и временем подобное доказательство не вызывает трудностей (по­скольку пространство и время как формы чувственности составля­ют единственные условия, при помощи которых нам могут быть даны предметы, то a priori можно сказать, что все предметы воз­можного опыта будут необходимо соответствовать понятиям об этих чистых формах чувственного созерцания — А 87—88 / В 120), то когда речь идет о чистых понятиях рассудка, ситуация выглядит гораздо более запутанной.

Дело в том, что, как пишет Кант, «категории... рассудка вовсе не представляют нам условий, при которых предметы даются в со­зерцании; стало быть, предметы могут, несомненно, являться нам без необходимого отношения к функциям рассудка» (А 89 / В 122). Кант поясняет ситуацию на примере категории причины: «Возь­мем, например, понятие причины, обозначающее особый вид син­теза, когда за некоторым А полагается согласно определенному правилу совершенно отличное от него В. A priori еще не ясно, по­чему явления должны содержать в себе нечто подобное (так как опыт нельзя приводить в качестве доказательства, поскольку объ­ективную значимость этого понятия должно быть возможно дока­зать a priori — denn Erfahrungen kann man nicht zum Beweise anfue- hren, weil die objektive Gueltigkeit dieses Begriffs a priori muss daigetan werden koennen), и поэтому a priori возникает сомнение, не есть ли это понятие совершенно пустое и не имеющее среди явлений ни одного предмета» (А 90 / В 122). Кант продолжает, указывая, что «явления могли бы быть такими, что рассудок не нашел бы их со­образными с условиями своего единства, и тогда все находилось бы в смешении (Verwirrung) до такой степени, что, например, в после­довательном ряду явлений не было бы ничего, что... соответствова­ло бы понятию причины и действия» (А 90 / В 123).

Тем не менее, Кант дает понять, что, как ни трудно сделать вывод о том, что явления должны сообразовываться с «условиями, в которых рассудок нуждается для синтетического единства мыш­ления» (т.е. с категориями), этот вывод все же необходим (там же). Забегая вперед, отметим, что подобный вывод будет сделан Кантом не относительно предметов чувственных созерцаний вообще, или явлений как таковых, а по отношению к предметам, данным в вос­приятии, т.е. к осознанным явлениям (см. напр. В 164), так что ему не придется менять позицию, обозначенную в предыдущем абзаце.

Итак, несмотря на все сложности, мы должны, по Канту, искать априорное доказательство необходимого соответствия предметов чувств и категорий, в частности, категории причины, т.е.

должны осуществлять трансцендентальную дедукцию этих чистых понятий. Ну а если окажется, что подобное доказательство невозможно?

Кант пишет относительно понятия причины, что «оно или должно быть обосновано в рассудке совершенно a priori, или должно быть совсем отброшено как чистая иллюзия» (Himgesprinst — А 91 / В 123). Ясно, что в случае неудачи трансцендентальной дедукции других категорий (в действительности дедукция проводится для всех категорий сразу), их ожидает та же участь.

Суммируем вышесказанное. Из параграфа «О принципах дедук­ции» мы узнаем, что трансцендентальная дедукция категорий должна объяснить возможность априорного отношения этих чис­тых понятий рассудка к предметам (А 85 / В 117), что само это объяснение должно проводиться a priori (А 86—87, 91 / В 118—119, 123), и что оно трансформируется в доказательство необходимого соответствия предметов чувств и чистых понятий рассудка или, что то же самое, в априорное доказательство объективной значимости этих понятий (ср. А 89—90 / В 122—123). Если же подобное доказа­тельство невозможно, то категории должны быть отброшены как чистые иллюзии (А 91 / В 123; 13).

Получается, что для Канта возможность категорий как чистых понятий рассудка оказывается неразрывно связанной с их необхо­димым отношением к предметам опыта. Этот тезис подтверждается и другими высказываниями Канта, сделанными им в рамках транс­цендентальной дедукции в «Критике чистого разума» (см. А 111— 112, 130), где речь идет об имплицировании возможностью катего­рий в качестве чистых понятий рассудка — их необходимости по отношению к предметам опыта.

Стоит обратить внимание на одно любопытное обстоятельство. Рассмотрение в предыдущей главе «истоков» трансцендентальной дедукции, проведенное относительно автономно — в качестве ис­ходной посылки использовалось лишь формальное определение де­дукции как исследования, которое должно продемонстрировать не­обходимую связь между предметами и априорными понятиями рас­судка — показало, что в основании дедукции лежит (исходящий исторически от Юма) аргумент «если невозможно a priori доказать основоположения, вытекающие из категорий (в частности, осново­положение о причинности), то категории должны быть признаны незаконно возникающими из опыта и привычки как склонности воображения (т.е представляют собой своего рода иллюзии)».

По­скольку доказать основоположения можно лишь в том случае, если будет показано, что предметы необходимо соответствуют категори­ям, то напрашивается вывод о тождестве аргумента, инициировав­шего в 1771 году осознание Кантом необходимости дедукции кате­горий, с главными тезисами параграфа «О принципах дедукции» из «Критики». Признавая их тождество, мы не только подтверждаем правильность осуществленного ранее исторического анализа, но и определяем место первого параграфа дедукции в ее общей структу­ре. В этом параграфе изложена аргументация, в свое время побу­дившая Канта к проведению дедукции и лежащая, таким образом, в самом ее основании. Поэтому и первый параграф дедукции «О принципах дедукции» является своеобразным фундаментом для всех кантовских исследований в «Критике чистого разума», так или иначе связанных с проблематикой дедукции категорий13.

3.

<< | >>
Источник: ВАСИЛЬЕВ В.В.. ПОДВАЛЫ КАНТОВСКОЙ МЕТАФИЗИКИ (дедукция категорий) М.— «Наследие»,—1998. С. 160.. 1998

Еще по теме Принципы дедукции: