<<
>>

  ГЛАВА ПЯТАЯ О множестве / Юн чжун  

Тот, кто силен в ученье, напоминает циского царя, обедающего курятиной; тот ел только куриные пятки и насыщался, лишь поглотив их тысячи. Учащийся если и не насытится, так по крайней мере попробует куриные пятки.

В мире нет ничего, что не обладало бы определенными преимуществами, как нет и ничего, что не имело бы определенных недостатков.

То же и в отношении людей. Посему тот, кто силен в ученье, пользуется преимуществами других для восполнения собственных недостатков. И тот, кто обращает себе на пользу других, приобретает Поднебесную. Тогда не смущаются тем, что к чему-либо неспособны, не стыдятся того, что чего-либо не знают. Ибо смущаться тем, что к чему-либо неспособен, стыдиться того, что чего-либо не знаешь,—это недуг. А не смущаться тем, что к чему-либо неспособен, не стыдиться того, что чего-либо не знаешь,— благо. Даже у Цзе и Чжоу было наряду с тем, чего следует страшиться, то, чему следовало бы поучиться; ни тем более ли у людей разумных? Посему некий ученый муж изрек: «Нельзя уклоняться от спора. Тот, кто владеет искусством спора, поистине учен. Ведь ученье и есть великий спор. Тот же, кто не владеет искусством спора, подобен наряжающемуся в хламиду перед выходом в свет, в то время как дома он расхаживает в шелках».

Жуны рождаются и растут среди жунов, а потому и говорят по-жунски, сами того не сознавая. Чусцы рождаются и растут среди чусцев, а потому и говорят по- чуски, не сознавая этого. Но если чусца-мальчика отправить воспитываться к жунам, а мальчика-жуна—к чусцам, тогда чусец будет говорить по-жунски, а жун— по-чуски. Из этого понятно, что я не могу найти причин, по которым правитель гибнущего царства не мог бы стать правителем разумным. Ведь вся его беда в неспособности его окружения при рождении и возмужании.

Итак, совершенно невозможно не принимать во внимание окружение человека при его рождении и возмужании. В природе не бывает белых лис, но есть белые лисьи шубы. На них идет белый мех от многих лис. Заслуги и слава трех властителей и пяти ди как раз и происходили от их умения брать у многих. То, на чем стоят все правители, проистекает из множества народа. Тот же, кто, укрепив свое положение, желает оставить множество народа на произвол судьбы, хватается за верхушку, забывая о корне. Между тем неслыханно, чтобы пребывал в покое тот, кто, хватаясь за верхушку, забывает о корне. Заодно со множеством отважных можно не бояться и самого Мэн Бэня. Заодно со множеством сильных можно не бояться и самого У Хо. Заодно со множеством зорких можно не бояться и самого Ли Jloy. Заодно со множеством знающих можно не бояться и Яо с Шунем. Посему умение быть заодно со множеством—сокровище для правителя.

Некогда Тянь Пянь поучал циского царя в таких словах: «У этого Мэн Бэня опасные замашк и. Но если его отправить на границу, он перестанет быть опасным». Цари Чу и Вэй отвергали все советы, укрепляли свои пределы и держали войска наготове оттого, что желали привлечь многих.

 

<< | >>
Источник: Люйши Чуньцю. Весны и осени господина Люя Пер. Г. А. Ткаченко. Сост. И.В.Ушакова. — М.: Мысль,2010. — 525. 2010

Еще по теме   ГЛАВА ПЯТАЯ О множестве / Юн чжун  :

  1. ГЛАВА ПЯТАЯ КОСВЕННЫЙ УМЫСЕЛ
  2. ГЛАВА ПЯТАЯ.Деятельность банка во 11-м периоде (1896-1905).
  3.   ГЛАВА ПЯТАЯ ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ПЕРВОГО ГОДА НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ
  4.   ГЛАВА ПЯТАЯ О множестве / Юн чжун  
  5.   Глава пятая
  6.   ГЛАВА ПЯТАЯ.
  7.   ГЛАВА ПЯТАЯ, ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
  8. Глава пятая
  9. Глава пятая. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ
  10. ГЛАВА ПЯТАЯ
  11. Глава пятая НЕКОТОРЫЕ ИДЕИ И «ТЕОРИИ», РАЗВИВАЕМЫЕ СОВРЕМЕННЫМИ ОСТФОРШЕРАМИ
  12. Глава пятая Объекты права собственности
  13. ГЛАВА ПЯТАЯ ЗАЩИТА ПРАВ
  14. ГЛАВА ПЯТАЯ УСТУПКА ТРЕБОВАНИЙ И ПРИНЯТИЕ НА СЕБЯ ЧУЖИХ ДОЛГОВ (cessio и intercessio)
  15. ГЛАВА ПЯТАЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ИЗ НЕДОЗВОЛЕННЫХ ДЕЯНИЙ
  16. ГЛАВА ПЯТАЯ ОТКАЗЫ
  17. Глава пятая НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
  18. Глава пятая НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ