<<
>>

Разум познающий

Разум познающий определяется двумя основными категориями: антиномия и эксперимент/

1. Антиномия

Антиномия (А.) в диалогике — тип онто-логического противоречия, свойственного познающему разуму (Новое время) и определяющего характер его внутреннего (неявного) диалогизма.

А. есть противоречие двух атрибутивных определений единого субъекта. В основе А. познания лежит двойственность идеи бытия, предполагающая одновременно как субстанциальное разделение бытия на бытие объекта познания и бытие субъекта познания, так и субстанциальное их тождество в бытии-знании (субстанция-субъект). Как предмет, так и субъект познающего разума, в свою очередь, оказываются внутренне расщепленными на два необходимых, но исключающих друг друга атрибутивных определения: бытие предмета в себе и бытие предмета в действии на другое; мысль-субъект (“Я”) и мысль-объект (теоретическая “картина мира“). Каждое из этих определений обретает значение самостоятельного “субъекта“ и антиномически расходится с другим.

Внутренняя архитектоническая антиномичность познающего разума сказывается в системе многообразных внешних разделений, определяющих строй всей культуры Нового времени. Сфера “практического разума” (свободная причина) отщепляется от сферы “теоретического разума” (детерминизм, неопределенный в своих началах). Позитивные науки, методично развертывающие причинный порядок и связь вещей (natura naturata) в дедуктивном порядке и связи идей (теорий), антиномически отщепляются от философии и по существу впервые обретают самостоятельность. Философия занимается как раз теми “началами и концами”, вынесение которых за скобки конституирует позитивность позитивных наук. Она обращает мысль к тому, где бесконечные цепи причин и действий (и следствий) замыкаются на себя в точке само-начинания мира (causa sui, natura naturans), и само-бытия целостного субъекта мышления (“Я”, “дух“, “разум”).

“Дух позитивных (экспериментально-дедуктивных) наук” расценивает философию как спекулятивную метафизику или натурфилософию. Внутри самой науки ее “эмансипация” от философии приводит к тому, что логика определения предмета науки антиномически расходится с логикой дедуктивного развертывания теории о предмете.

Исходная А. воспроизводится и в сфере позитивной теории, но антиномические определения предмета сосуществуют здесь, не

631

сталкиваясь друг с другом. Бытийность сущего сводится для познания к

динамическим определениям: быть — значит действовать на другое; быть

силой, скрытая природа которой познается через возможное наблюдение

ее действия на другое. Интенсивности должны быть переведены в

экстенсивные, протяженные, измеримые величины. Динамические

(физические) характеристики представляются кинематическими

(механическими), которые формализуются далее в математическом анализе. Классическая физика есть математическая физика (механика), т.е. антиномическое соединение физики (динамика) и механики (кинематики), кинематики (траектории движения) и геометрии (аналитическая геометрия), геометрической интуиции (интегральный образ) и алгебраического анализа (дифференциальный анализ функций), математического и формально-логического анализа...

Предельная и элементарная идеализация предмета в любой области научного познания воплощается основным понятием теоретической механики: материальная точка. Понятие это внутренне антиномично: возможна либо материя как неточечное тело, либо нематериальная (математическая) точка. Но точка здесь материальна как точка возможного действия, которое не элементарно, не предельно изолировано, если не сосредоточено в точку. Она поэтому одновременно принадлежит и физическому континууму действий, и математическому континууму положений. Динамические и математические характеристики одной и той же точки (точка-импульс и точка-координата) существуют (могут быть измерены) как бы независимо, не противореча друг другу, их антиномичность скрыта. Когда же взаимодействие объектов (точек) оказывается сравнимым по величине и природе с наблюдающим (измеряющим) действием “субъекта”, А. точечной идеализации тела-действия становится очевидной. Корпускулярно-волновой дуализм, соотношения неопределенностей и принцип дополнительности делают именно антиномизм понятия “материальная точка” теоретическим базисом неклассической физики.

Коренной антиномизм познающего разума, с самого начала сказывавшийся в субстанциальном дуализме Декарта, в “представлении” единой субстанции множеством атрибутов у Спинозы, в динамико-топологическом дуализме определения субстанции у Лейбница, был философски продуман и явно включен в архитектонику познающего разума И.Кантом. Другой оборот антиномической диалектики дан Гегелем.

632

<< | >>
Источник: А.В. Ахутин. Поворотные времена (Статьи и наброски) 2003. 2003

Еще по теме Разум познающий:

  1. 1. Возможна ли положительная метафизика как наука в границах теоретического разума?
  2. 1. Положительная метафизика не имеет в границах теоретического разума предметной области.
  3.   2. «Разумная» мистика как средство примирения религии и науки  
  4.   3. РАЗУМ  
  5. ПРЕДИСЛОВИЕ
  6. ГЛАВА 109 [О ЧАСТИЧНОМ РАЗУМЕ И ДУШЕ]
  7. ГЛАВА 113[О ЧАСТИЧНОМ РАЗУМЕ И ДУШЕ] [О БОЖЕСТВЕННЫХ ЧИСЛАХ]
  8. Иго Канта
  9. § 77. Всеобщий разум
  10. А.М.Блок ГЕГЕЛЬ: «ХИТРОСТЬ МИРОВОГО РАЗУМА»
  11. 3.1. Замысел “коперниканского” разума467
  12. Разум Эйдетический
  13. Разум познающий
  14. О регулятивном применении идей чистого разума
  15. 6. Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом
  16. § 5. ПОНЯТИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. РАЗУМ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
  17. ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ
  18. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ КАК ФИЛОСОФИЯ
  19. П. УСТНЫЙ ДОКЛАД
  20. Цивилизация и культура