<<
>>

  Сюань сюэ («учение о сокровенном»)

  Течение в китайском умозрении, возникшее под влиянием знакомства с буддизмом и приобретшее влияние в эпоху Вэй- Цзинь (3—5 вв.). В это время буддизм все еще рассматривали в «даосском» контексте, в основном под углом зрения учения Ван Би (226—249 н.
э.) и его последователей, особенно 1о Сяна (252—312), которое и называли иногда «учением о сокровенном» (сюань сюэ, другой возможный перевод—«учение о глубочайшем»). В западной литературе для обозначения «сюань сюэ» принят также термин «неодаосизм», поскольку ученые, развивавшие это направление мысли, охотно обращались к* наследию Лао-цзы и Чжуан-цзы. Считается, что «неодаосизм» с его акцентом на осознании индивидом своей судьбы, своего «удела» (фэнь), в какой-то мере подготовил китайское общество и к восприятию идей буддизма, связанных с «заданностью» миропорядка, которую надлежит преодолевать в индивидуальных актах «освобождения». Однако в еще большей степени «неодаосы» могли опираться на развитую в собственной традиции натурфилософию, тоже изображавшую мир как систему, функционирующую законосообразно, но оставляющую множество частных возможностей для гностика, овладевшего универсальными законами неба-природы (тянь дао), принципами земных процессов (ди ли) и правилами человеческого общежития (жэнь цзи).
<< | >>
Источник: Люйши Чуньцю. Весны и осени господина Люя Пер. Г. А. Ткаченко. Сост. И.В.Ушакова. — М.: Мысль,2010. — 525. 2010

Еще по теме   Сюань сюэ («учение о сокровенном»):

  1.   Даосская философия 
  2.   Сюань сюэ («учение о сокровенном»)
  3. О ЕДИНСТВЕ ОБЫЧАЕВ
  4. ОТЗВУКИ ДА О
  5. ГЛАВА ПЕРВАЯ
  6. ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
  7. НЕОДАОСИЗМ
  8. §1. Взаимодействие европейской и восточной мысли до Хайдеггера
  9. §3. Философия Хайдеггера и даосское учение сюань-сюэ