<<
>>

  (Д) Так выигрыш скрывает свой От остальных игрок любой.

  Поскольку это общераспространенное явление, о котором не может не знать ни один человек, хоть когда-либо наблюдавший ту или иную игру, то должно быть что-то такое в устройстве человека, что дает повод для этого.
Но поскольку рассмотрение данного вопроса покажется многим совсем пустяковым занятием, я хочу, чтобы читатель пропустил этот комментарий, если только он не находится в прекрасном настроении и ему совершенно нечего делать.

Игроки обычно стремятся скрыть свой выигрыш от проигравших, что обусловлено, мне кажется, охватывающим их смешанным чувством благодарности, жалости и самосохранения. Все люди, естественно, испытывают благодарность, получая какую-либо выгоду, и то, что они говорят или делают в тот момент, когда это чувство влияет на них и согревает их, подлинно и идет от сердца; но, когда он проходит, мы обычно предпринимаем ответные действия, исходя из добродетели, хороших манер, разума и мыслей о долге, но не из благодарности, которая служит одним из побудительных мотивов рассматриваемой нами склонности. Если мы примем во внимание, насколько тиранически та неумеренная любовь, которую мы питаем к самим себе, заставляет нас уважать каждого, кто намерено или случайно действует нам на пользу, и как часто мы распространяем свою привязанность на предметы неодушевлен- ные, когда воображаем, что они содействуют нашей нынешней выгоде; если, повторяю, мы примем это во внимание, то нетрудно будет обнаружить, почему нашей расположенностью к тем, чьи деньги мы выигрываем, мы обязаны началу благодарности. Следующий побудительный мотив - наша жалость, вытекающая из осознания нами той неприятности, которая заключается в проигрыше, а так как мы любим, чтобы все нас уважали, то опасаемся лишиться уважения проигрывающих, став причиной их потери. Наконец, мы боимся их зависти, и поэтому чувство самосохранения заставляет нас стремиться преуменьшить сначала наше чувство обязанности к ним, а затем причину, почему нам следует их жалеть, в надежде, что они меньше будут нам завидовать и проявлять недоброжелательство.

Когда аффекты проявляются в полную силу, они узнаются всеми. Когда человек, находящийся у власти, дает высокую должность тому, кто оказал ему небольшую добрую услугу в молодости, мы называем это благодарностью. Когда женщина стенает и заламывает руки, потеряв своего ребенка, она во власти аффекта, называемого горем. А то беспокойство, которое мы испытываем при виде больших несчастий, например, когда человек сломал ногу или разбил голову, повсюду называется жалостью. Но слабые проявления, легкие прикосновения аффектов обычно не замечаются или неправильно истолковываются.

Для доказательства моего утверждения нам нужно лишь понаблюдать, что обычно происходит между выигрывающим и проигрывающим. Первый всегда услужлив, и, если второй только сдерживает свой темперамент, он более чем обычно любезен, он всегда готов потворствовать проигрывающему, охотно, с предупредительностью и с подчеркнуто хорошими манерами исправляет его ошибки. Проигрывающий беспокоен, придирчив, угрюм и, возможно, ругается и бушует; и все же, пока он не говорит и не делает ничего намеренно оскорбительного, выигрывающий все воспринимает без обиды, не оскорбляя и не задевая его и не противореча ему. Как говорит пословица, проигрывающим дозволяется браниться. Все это показывает, что проигрывающий, считается, вправе жаловаться и именно по этой самой причине достоин жалости. Что мы боимся недоброжелательства проигрывающего, очевидно из того, что мы сознаем, как нам не симпатичны те, кому мы проигрываем, и мы всегда опасаемся зависти, когда считаем себя более удачливыми, чем другие. Отсюда следует, что, когда выигрывающий стремится скрыть свой выигрыш, его цель состоит в том, чтобы избежать тех неприятностей, которых он опасается, а это и есть самосохранение; его беспокойства продолжаются все время, пока сохраняются вызвавшие их побудительные мотивы.

Но спустя месяц, неделю или, возможно, гораздо более короткий промежуток времени, когда мысли об обязанности перед проигравшим и, следовательно, благодарность выигравшего постепенно угасают; когда проигравший успокаивается, смеется над своим проигрышем и основание для жалости у выигравшего исчезает; когда боязнь навлечь на себя недоброжелательство и зависть проигравшего улетучивается, т.е.

как только все аффекты исчезают и забота о самосохранении уже не занимает больше мыслей выигравшего, он не только не постесняется признаться в том, чтб он выиграл, но и, если вмешается его тщеславие, будет также с удовольствием хвастаться своим выигрышем, если не преувеличивать его.

Возможно, когда играют люди, враждующие между собой и, вероятно, ищущие предлог для ссоры, или же когда играют по маленькой, оспаривая прежде всего превосходство в искусстве игры, стремясь главным образом добыть славу победителя, ничего такого, о чем я говорил, не происходит. Разные аффекты заставляют нас принимать разные меры; то, что я сказал, по моему разумению, относится к обычной игре на деньги, когда люди стремятся получить и рискуют потерять то, что они ценят. И даже в этом случае, я знаю, многие возразят, что хотя они виновны в сокрытии своего выигрыша, но никогда не замечали тех аффектов, на которые я указываю как на причины этой слабости; что неудивительно, потому что очень немногие люди найдут досуг, а еще меньше применят правильный метод для изучения самих себя так, как это следует делать. С аффектами у человека дело обстоит так же, как с колерами в ткани: легко распознать красный, зеленый, голубой, желтый, черный и т.п. цвета, когда они встречаются в отдельности, каждый на особом месте; но нужно быть художником, чтобы уметь распознать все различные цвета и их соотношения, составляющие сложный цвет однородной ткани, в которой тщательно смешаны все краски, его составляющие. Тем же самым образом можно обнаружить аффекты, когда они проявляются отчетливо и один отдельный аффект охватывает всего человека; но очень непросто проследить каждый побудительный мотив тех поступков, которые являются результатом смешения ряда аффектов.

<< | >>
Источник: Мандевиль Бернард. Басня о пчелах, или Пороки частных лиц - блага для общества. - М.: Наука,2000. - 291 с.. 2000

Еще по теме   (Д) Так выигрыш скрывает свой От остальных игрок любой.: