<<
>>

  ГЛАВА ТРЕТЬЯ Знание самого себя / Цзы чжи  

Тому, кто хочет получить ровное-горизонтальное и прямое-вертикальное, необходимо пользоваться уровнем и отвесом; тому, кто хочет получить идеально прямоугольное или круглое, необходимо пользоваться угольником и циркулем. Властителю, желающему узнать себя самого, необходимы честные мужи. Поэтому сын неба учреждает должности помощников и наставников, посты учителей и хранителей, с тем чтобы они ему указывали на его ошибки. Человек сам оебя не знает, властитель тоже. Причины существования и гибели, покоя и опасности не надо искать вовне—их нужно усмотреть в себе.

У Яо был барабан, который умел его увещевать; у Шуня было обличающее дерево; у Тана был муж, который специально следил за его упущениями; у У-вана был барабанчик, который напоминал ему о необходимости сдержанности и осторожности.

Даже они боялись, что недостаточно знают себя. У нынешних правителей ум не такой, как у Яо, Шуня, Тана и У, но зато у них есть умение, с помощью которого они это могут скрыть. Откуда уж тут взяться знанию самих себя!

Чэн из Чу, Чжуан из Ци не обладали знанием самих себя и были убиты. Уский ван, Чжи Бо не обладали знанием самих себя и погибли. Сунский Кан и правитель царства Чжуншань не знали себя и исчезли с лица земли. Цзиньский Хуэй-гун, чжаоский Ко не знали себя и были пленены. Командующие Цзань Туй и Пан Цзю- ань, наследник Шэнь не знали себя и расстались с жизнью. Так что нет большего несчастья, чем незнание самих себя.

Когда Фань Ши собрался бежать, его люди хотели взять с собой колокол, но он был слишком велик, чтобы унести его на спине. Тогда они хотели разбить его молотом на части, но колокол зазвенел так громко, что они, боясь, как бы их не услышали и не отняли его у них, заткнули собственные уши. То, что они боялись, как бы их не услышали, еще можно понять, но то, что они сами боялись его звука, это уже глупость. Но когда властитель боится услышать о собственных упущениях, разве он не поступает точно так же? Хотя можно понять, что ему не хочется, чтобы о его ошибках знали другие.

На одном пиру вэйский Вэнь-хоу велел, чтобы каждый из присутствующих дафу о нем высказался. Первые выступающие заговорили было об уме правителя, но когда очередь дошла до Жэнь Цзо, тот сказал: «Правитель у нас неразумный. Когда взяли Чжуншань, он отдал его в надел сыну, а не своему младшему брату. Из этого видно, что правитель у нас неразумный». Вэнь-хоу это не понравилось, и это было видно по его лицу. Жэнь Цзо поспешно удалился. Когда очередь дошла до Ди Хуана, тот сказал: «Наш правитель—достойный правитель. Как слышал ваш слуга: там, где правитель достойный, там речи подданных прямы. Как мы видели, речь Жэнь Цзо была прямой, и из этого мы можем заключить, что правитель у нас достойный». Вэнь-хоу это понравилось, и он весело сказал: «Не вернуть ли его назад?» Ди Хуан сказал на то: «Что же тут невозможного? Как я слышал, верный подданный остается верным до конца, он даже от смерти не станет бежать. Цзо, наверное, ждет там у ворот». Затем Ди Хуан отправился посмотреть, и Цзо действительно ждал у ворот, так что он пригласил его вернуться от имени правителя. Когда Жэнь Цзо вошел, Вэнь-хоу встретил его на нижней ступени. До конца жизни сидел он на почетном месте и в конце концов стал главным среди гостей. Однако же, если бы не Ди Хуан, Вэнь-хоу мог бы потерять верного подданного! Так что овладеть высоким искусством сказать так, чтобы властителю пришлось по сердцу, и притом было похвалой его мудрости,—не один ли только Ди Хуан оказался на это способен?!

<< | >>
Источник: Люйши Чуньцю. Весны и осени господина Люя Пер. Г. А. Ткаченко. Сост. И.В.Ушакова. — М.: Мысль,2010. — 525. 2010

Еще по теме   ГЛАВА ТРЕТЬЯ Знание самого себя / Цзы чжи  :

  1. Глава третья. Маркс - экономист.
  2.   ГЛАВА ТРЕТЬЯ Прежде сам / Сянь цзи
  3.   ГЛАВА ТРЕТЬЯ О почтении / Цзунь шн
  4.   ГЛАВА ТРЕТЬЯ О пьянящей музыке / Чи юэ  
  5.   ГЛАВА ТРЕТЬЯ О выборе / Цзянь сюань  
  6.   ГЛАВА ВОСЬМАЯ Обязательно самому / Би цзи  
  7.   ГЛАВА ТРЕТЬЯ Понимать в искусстве восприятия / Чжи цзе  
  8.   ГЛАВА ТРЕТЬЯ Знание различий / Чжи фэнь  
  9.   ГЛАВА ТРЕТЬЯ Знание изменений / Чжи хуа  
  10.   ГЛАВА ТРЕТЬЯ Знание самого себя / Цзы чжи  
  11.   Глава третья НАЧАЛО ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ СПЕКУЛЯЦИИ: КЛИМЕНТ И ОРИГЕН
  12. Проблема человека в философии Человек как проблема для самого себя
  13. Глава третья. БОГ КАК СУЩНОСТЬ РАССУДКА.
  14. Глава третья Право собственности
  15. ГЛАВА ТРЕТЬЯ
  16. Глава третья УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
  17. Б. Поведение по отношению к самим себе
  18. Глава третья. Юг. 1820—1824
  19. ГЛАВА ТРЕТЬЯ ПРАВО НА ИСТИНУ
  20. ГЛАВА ТРЕТЬЯ Связь системы и метода в философии Гегеля.