<<
>>

  ГЛАВА ВТОРАЯ Отсутствие чувства долга / У и  

Прежние ваны относились к теории-лунь с полным вниманием и достигли в ней совершенства; ведь моральный долг — начало всякого дела, основа всех приобретений— это то, чего не постичь среднему уму.
Не постичь, значит, и не иметь об этом представления, а не имея об этом представления, остается одно—стремиться к выгоде. Однако стремление к выгоде еще не означает, что выгода будет обретена, что показывают случаи Іунсунь Яна, Чжэн Пина, Сюй Цзина и Іунсунь Цзе. Когда же действуют, руководствуясь моральным долгом, не бывает непреодолимых трудностей. Когда раб договаривается с рабом о преступлении, всегда кто-нибудь да присоединится. Не тем более ли когда властитель договаривается с подданным на основании внутреннего закона восстановить справедливость — кто же откажется им помогать? [Конечно же не только] его собственные подданные—тут вся Поднебесная ему поможет.

Іунсунь Ян в Цинь не имел старших родственников- покровителей, на службу он попал благодаря способностям, и для того, чтобы оправдать доверие, ему необходимо было во что бы то ни стало показать себя в деле. Поэтому он взял на себя командование циньским войском и напал на Вэй. Вэйцы послали наследника Гунцзы Ана во главе войска задержать его. Когда Іунсунь Ян жил в Вэй, он был в дружбе с Іунцзьі Аном, поэтому он послал передать ему следующее: «То, что я отправился в чужие края и стал искать славы—лишь для того, чтобы сравняться с вами. И вот циньцы велели [вашему] Яну встать во главе войска, а вэйцы велели вам, Іунцзьі, нас задержать. Да неужели же наши сердца выдержат это сражение друг против друга? Пусть Іунцзьі сообщит об этом своему правителю, а я, Ян, с вашего позволения также сообщу об этом своему властителю, и мы прекратим тем самым состояние войны». Перед отъездом он послал передать Іунцзьі: «Возвращаюсь и не знаю, когда теперь свидимся; хотелось бы на прощание побыть вместе и проститься».

Іунцзьі сказал: «Согласен». Тогда вэйс- кие военные стали возражать, говоря: «Нельзя!» Но Іунц- зы не послушался, поехал на встречу и сел там с ним. Іунсунь Ян между тем приказал спрятать солдат, колесницы и конницу, чтобы с их помощью захватить Іунцзьі Ана. Когда циньский Сяо-гун умер, наследовавший ему Хуэй-ван из-за этого случая стал сомневаться в Іунсунь Яне и хотел обвинить его. Іунсунь Ян со своими домочадцами и матерью вернулся в Вэй. Сян Пи не принял его, сказав: «После того случая с Іунцзьі Аном я не могу с тобой больше знаться».

Отсюда видно, насколько внимателен к своему поведению должен быть государственный муж.

Чжэн Пин служил в советниках циньского вана и состоял в советниках у Ин-хоу. Он обманул своего друга и предал своего властителя из-за стремления к выгоде. Когда он был командующим у циньцев, не было такой почести в Поднебесной, которая бы не была ему оказана, и это потому, что он был человек дела. Но если серьезность—это то, с помощью чего он все это приобрел, то іегкомьіслие было тем, благодаря чему он все это утраті. Когда он отказался от поста циньского командующего и отправился в Чжао и Вэй, не было такого унижения в Поднебесной, которого ему не довелось бы пережить; не было такого позора, который не обрушился бы на него. [Ведь] если поведение таково, что заслуживает только осуждения и позора, и при этом нет той серьезности, которая подобала бы циньскому полководцу,— чего тут ждать, кроме несчастья!

Чжаосцы ловили Ли Хая, и Ли предложил Сюй Цзину бежать вместе с ним в Вэй; когда достигли мест Іунсунь Юя, Іунсунь Юй принял их и оставил у себя. Воспользовавшись этим, Сюй Цзин донес вэйским представителям, чтобы они послали схватить [Хая]. За это чжаосцы дали Сюй Цзину титул дафу пятого ранга, но никто не желал находиться одновременно с ним при дворе, и даже его детям и внукам невозможно было найти себе друзей.

Іунсунь Цзе был в заговоре с правителем Инем, но предал его и донес на всех первому советнику Чу Ли, за что и получил титул пятого дафу в Цинь. Впоследствии заслуги его были значительны, и тем не менее ему не разрешали [появляться] в трех столичных городах [Чжао, Хань и Лян-Вэй]. Можно представить, что было бы, если бы некто, не имея его заслуг, совершил бы то же самое, что и он!

<< | >>
Источник: Люйши Чуньцю. Весны и осени господина Люя Пер. Г. А. Ткаченко. Сост. И.В.Ушакова. — М.: Мысль,2010. — 525. 2010

Еще по теме   ГЛАВА ВТОРАЯ Отсутствие чувства долга / У и  :

  1. Глава вторая. Век внешней рецепции западноевропейской науки уголовного права, как составной части единой системы юриспруденции
  2. Глава вторая.Что мешает предотвращать фальсификации?
  3. ГЛАВА ВТОРАЯ.Направление аграрной политики и организация земельного кредита.
  4.   ГЛАВА ВТОРАЯ X СЪЕЗД ПАРТИИ И ПЕРЕХОД К НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
  5.   ГЛАВА ВТОРАЯ Об ученье / Цюань сюэ
  6.   ГЛАВА ВТОРАЯ О долге / Шя цзе  
  7.   ГЛАВА ВТОРАЯ Исследование мудрости / Ча сянь  
  8.   ГЛАВА ВТОРАЯ Отсутствие чувства долга / У и  
  9.   Глава вторая ИСТИНА И ЗНАНИЕ
  10.   ГЛАВА ВТОРАЯ, ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
  11. Глава вторая
  12. ГЛАВА ВТОРАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ОНТОЛОГИЯ КАК АНТРОПОЛОГИЯ
  13. Глава вторая. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА. БЫТИЕ. МАТЕРИЯ
  14. ГЛАВА ВТОРАЯ
  15. Глава вторая «Субъекты административного расследования» состоит из трех параграфов.
  16. Глава вторая  «Особенности применения законодательства  при разрешении      основных   видов   финансово-правовых   споров  в  судах      общей     юрисдикции» состоит из двух параграфов.
  17. Глава вторая Сущность собственности
  18. ГЛАВА ВТОРАЯ ВЕЩИ