Введение. Об этой работе.
Со времени написания М. Вебером «Протестантской этики и духа капитализма», постановка проблемы о связи религиозной этики и типа хозяйства принята научным сообществом.
Различные варианты ответа на вопрос о связи вероисповедания и хозяйственной этики существуют и в России.
Из работ, опубликованных в последние несколько лет можно указать статьи Т.Коваль, например «Православная этика труда»[31], работы Н. Зарубиной, в частности, книгу «Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные теории модернизации»[26], а также сборник «Преодоление времени (по материалам международной научной конференции, посвященной творческому наследию С. Н. Булгакова)». В этом контексте нам показалась плодотворной постановка вопроса о связи «православной этики» и «духа социализма». Однако, для ответа на подобный вопрос наших знаний оказалось недостаточно. В связи с этим возникла необходимость сузить тему исследования. Так возникла идея работы «Вероисповедание и проблема модернизации».В этой работе предполагалось рассмотреть взгляды М. Вебера, предложившего метод исследования того, каким образом вероисповедание могло повлиять на становление нового типа хозяйства (и новой социокультурной системы). С другой стороны, было полезно сопоставить веберовский вариант постановки вопроса с тем, как данная тема разрабатывалась, в то же время, в России. Для этой цели были выбраны классические работы С. Булгакова.
Однако, в ходе исследования выяснилось, что «сопоставление» взглядов Вебера и Булгакова окажется более плодотворным, если сравнивать их не непосредственно между собой. К. Маркс был тем, с кем в своих работах (иногда явно, иногда нет) полемизировали и Вебер, и Булгаков.
Исходя из этого и была выбрана логика построения работы.