<<
>>

  2.6.10. Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем человечества  

Великий естествоиспытатель И.М. Сеченов любил напоминать, что человек на 90% продукт воспитания, поскольку природные возможности передачи социальных знаний и опыта ограничены. Слишком сложна информация, которую человек получает за время жизни, а если учесть скорость ее обновления по мере развития общества, то становится понятным, что никакие природные кодирующие и передающие информацию средства не могут так быстро и сложно формироваться и меняться. Поэтому, в отличие от остальных организмов, поведение которых, пожалуй, более чем на 90% генетически запрограммировано, человек получает социальную программу поведения, главным образом, в процессе воспитания и образования.
Сначала социальная программа передается человеку от родителей, затем от окружающих его людей и далее от учителей и коллег по работе.

Естественно, что огромную роль в этом процессе формирования личности играют семейные, национальные и вообще исторические традиции, накопленные обществом. Так складывается преемственность поколений и образуется связь времен в истории общества.

Любой социум представляет собой прочный монолит, пока есть эта связь и осуществляется передача исторической памяти. Это обстоятельство остается в силе и для экологического воспитания и образования, но следует помнить об одной его особенности.

Экологические знания и навыки во многом не только отличаются от традиционных, но даже противостоят им, и поэтому предполагают формирование существенно иной системы ценностей и приоритетов, которые составляют духовный стержень личности. Конечно, традиции духовной и поведенческой культуры общества велики и многообразны. Есть среди них и такие, которые можно считать зачатками экологической культуры, но они фрагментарны, не систематизированы и, главное, не являются ведущими в современном обществе, которое по-прежнему увлече- I ю покорением природы и подчинением ее своим целям. Это теперь очень опасное увлечение, чреватое тяжелыми последствиями для самих людей.

Перед воспитателем-учителем стоит отныне трудная задача преодолеть в сознании воспитуемых покорительскую установку в отношении природы, сформировать новую мировоззренческую парадигму личности на сотрудничество с природой, уважительное и внимательное отношение к ее нуждам и потребностям, которые, в конечном счете, оказываются и нашими собственными потребностями, поскольку, при всем нашем отличии от природы, мы остаемся жить в ней и должны подчиняться законам ее системной организованности.

Приобщение к этим новым психологическим и ментальным установкам должно осуществляться как можно раньше, буквально с колыбели, когда начинает формироваться духовный каркас личности. Учебные программы по всем предметам должны быть внимательно проанализированы и пересмотрены, с тем чтобы задать им экологическую ориентацию, если этого еще не сделано, и, разумеется, необходимо найти в сетке часов, начиная со средней школы, место для преподавания специального курса по проблемам социальной экологии, где речь пойдет об общих, фундаментальных законах социоприродного развития в гармонии с природной средой.

Переход от стихийного природопользования к сознательно организованному и нормативному предполагает приобщение людей к новой системе знаний и навыков, ориентирующих на понимание природы как целостного организма со свойственными ему законами саморегуляции и самосохранения, в которые люди должны вписаться своей деятельностью и тем самым способствовать сохранению биосферы как своего собственного обиталища.

Именно в процессе экологически направленного воспитания и образования должно сформироваться то свойство, без которого человек не может долго существовать на планете, — свойство экологического самообеспечения.

Пока что он несет в себе, пожалуй, противоположное свойство экологического саморазрушения, и в этом состоит его обре- ченность. Преодоление такой ориентации в человеке представляет со-\ бой главную сложность задачи формирования экологической культуры; личности, но теперь ей должна быть подчинена деятельность всех образовательных и просвещенческих организаций, а также средств массовой! информации. Все эти учреждения в совокупности обладают колоссаль-j ной силой воздействия на людей и во многом способны формировать! личность любого наперед заданного типа.

От государства должен идти заказ упомянутым учреждениям на фор-' мирование личности экологически ориентированной заданности, если всерьез воспринимать задачу сохранения биосферы и самих себя.

В античной Греции была хорошо продуманная программа гражданского воспитания людей в духе патриотизма и верности долгу служения: обществу. В немалой степени этим объясняется то, что небольшая страна вышла тогда в число мировых лидеров и долгое время удерживала ведущие позиции в культуре, производстве, торговле и военном деле. Программа гражданского воспитания называлась «Пайдейя» и имела государственный статус. Настало время не только в рамках отдельных стран, но и на межгосударственном уровне разработать и принять глобальную Программу экологически ориентированного гражданского воспитания и образования людей планеты и согласованно придерживаться тех установок, которые будут в ней прописаны.

Стихийно приверженность экологической культуре у человека не сформируется, поскольку новая система духовных ценностей и установок требует времени жизни нескольких поколений для их выстраивания в сознании.

По-видимому, именно нынешнему поколению жителей нашей планеты уготовлена судьба сделать тот решительный поворот в развитии общества, которого теперь требует уже не только история, но и состояние биосферы. Оно в руках самих людей и будет таким, каковы они сами. Природа и общество планеты находятся отныне в соответствии как части единой глобальной системы, социоприродной по существу.

Именно человек в ответе не только за планету, но и за судьбы последующих поколений. Остается надеяться, что люди поднимутся на уровень той разумности, которая должна быть им присуща со свойственным ей девизом «спаси и сохрани природу и себя, пока это возможно».

Вопросы для самопроверки

  1. Как формулируется современное понимание предмета философии биологии?
  2. Что собой представляют «три образа» биологии как науки?
  3. Каковы истоки постановки вопроса о создании «теоретической биологии» в XX в.? Каково значение принципов редукции, системности и историзма в построении теоретической биологии?

  1. Каковы тенденции развития биологии в свете постпозитивистской и постмодернистской философии науки?
  2. В чем особенности живого как системной организации?
  3. Каковы основные этапы становления синтетической теории эволюции? Какова ее структура?
  4. Каково влияние биологической теории эволюции на становление современной концепции глобального эволюционизма?
  5. Каково влияние биологии на сферу социально-гуманитарного знания, на становление современной науки о человеке?
  6. Охарактеризуйте основные особенности системной познавательной модели.
  7. Какова роль системности в процессе интеграции научного знания?
  8. Охарактеризуйте роль биологии в формировании познавательных моделей целостности, развития, системности.
  9. Назовите основные принципы и ориентации современной биоэтики и биомедицинской этики, биополитических концепций, биотехнологий, биоэстетики.
  10. В чем состоит особенность исторически сложившегося отношения чело- иска к природе?
  11. Каковы основные причины возникновения экологического кризиса?
  12. Определите особенности понимания терминов «биосфера» и «ноосфера» у В.
    И. Вернадского и в современной трактовке.
  13. Что собой представляют пределы биосферы?
  14. Каковы пути преодоления конечности природных ресурсов?
  15. Что такое экологическая культура, каковы особенности и пути ее формирования?
  16. В чем основные особенности и специфика экологического образования?

Темы рефератов

    1. Сущность и специфика философских проблем биологии.
    2. Характеристика основных этапов изменения представлений о месте и роли биологии в системе научного познания.
    3. Проблема системной организации и системный подход в биологии.
    4. Воздействие современных биологических исследований на формирование новых норм и установок культуры.
    5. Биология в пространстве методологии науки XX в.
    6. Биологические основания формирования и развития человеческой культуры.
    7. Биология и формирование современной эволюционной картины мира.
    8. Основные этапы развития экологии от биологического до социоприрод- иого статуса.
    9. Суть теории биосферы и ноосферы В.И. Вернадского.
    10. Концепция устойчивого развития общества, проблемы и возможности ее реализации.
    11. Экологическая культура и ее роль в преодолении современной кризисной ситуации.

Литература

Биология и культура / Отв. ред. И.К. Лисеев. М., 2004. Биофилософия. М., 1997.

Борзенков В.Г. Философские основания теории эволюции. М., 1987. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М., 1999. Гирусов Э.В. и др. Экология и экономика природопользования. М., 2002. Глушкова В.Г., Макар С.В. Экономика природопользования. М., 2003. Данилов-Данильян В.И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М., 2000.

Докинз Р. Эгоистичный ген. М., 1993. Жизнь как ценность. М., 2000.

Заренков Н.А. Теоретическая биология. Введение. М., 1988. Карпинская Р.С. Биология и мировоззрение. М., 1980.

Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюци- онная стратегия. М., 1995.

Крик Ф. Жизнь как она есть. Ее зарождение и сущность. М., 2002.

Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 2000.

Лось В.А., Урсул АД. Устойчивое развитие. М., 2000.

Методология биологии: новые идеи. М., 2001.

Природа биологического познания. М., 1991.

Реймерс Н.Ф. Концептуальная экология. М., 1992.

Системный подход в современной науке / Отв. ред. И.К. Лисеев, В.Н. Садовский. М., 2004.

Философия экологического образования / Отв. ред. И.К. Лисеев. М., 2001. Фролов И.Т. Избр. труды. М„ 2002-2003. Т. 1-3.

Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М., 2004.

<< | >>
Источник: В. В. Миронов. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук : учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. — М. : Гардарики,2006. — 639 с.. 2006

Еще по теме   2.6.10. Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем человечества  :

  1. МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ ВНЕИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
  2. МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "НЕПРЕРЫВНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ"
  3. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
  4. КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (ОУР) КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ "ШКОЛА-ВУЗ"
  5. РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ г. ТОМСКА
  6. РАЗВИТИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
  7. РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЦЕНТРИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ИНСПЕКЦИИ им. Л. БЛИНОВА)
  8. ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАУРОКАХ ЭКОЛОГИИ
  9. РОЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР" В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ПРОСВЕЩЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ
  10. ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕНТРЕ ДОСУГА "АРИЭЛЬ" г. ТОМСКА
  11. РОЛЬ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
  12. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ
  13. ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ?
  14. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ - ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ ПО ВОСПИТАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ