<<
>>

НАУКА И ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ

полярные по своей сути типы познания и знания, поскольку наука высокоспециализированная и рационализированная сфера человеческой жизнедеятельности, тогда как обыденное сознание обслуживает повседневную жизнь.

Соотнесение науки с обыденным сознанием - один из способов вычленения их специфики. Обыденное сознание, как и наука, стремится изучать объекты реального мира и на этой основе предвидеть возможности и результаты его практического преобразования. По мере развития познавательной деятельности и практики в обыденном сознании появляются представления о реальности, в общем-то сходные с теми, которые характеризуют науку. Ведь достижения науки по-своему транслируются и в повседневную жизнь. С другой стороны, первоначальные формы научного познания возникли на основе обыденного сознания, это было свойственно науке первых древних цивилизаций.

С развитием науки способ мышления, свойственный научной рациональности, оказывал активное воздействие на обыденное сознание.

Обыденное знание отличается от научного по нескольким параметрам.

Обыденное сознание интересуют только те объекты, которые могут быть непосредственно в его практической деятельности. Наука изучает и такие фрагменты реальности, которые могут стать предметом освоения только в практике далекого будущего; она постоянно выходит за рамки предметных структур наличных видов и способов практического освоения мира и открывает человечеству новые предметные миры его возможной будущей деятельности. Отсюда проистекает различие средств, которыми пользуются при освоении действительности наука и обыденное сознание: если первая выработала всевозможные формы материального, компьютерного и мысленного эксперимента, то второе полагается в основном на метод «проб и ошибок». Обыденный язык приспособлен для описания и предвидения объектов, вплетенных в наличную практику человека (а язык науки выходит за ее рамки).

Понятия обыденного языка нечетки и многозначны, их точный смысл чаще всего обнаруживается лишь в контексте языкового общения, контролируемого повседневным опытом. Наука же не может положиться на такой контроль, поскольку она преимущественно имеет дело с объектами, не освоенными в обыденной практической деятельности. Чтобы описать изучаемые явления, она стремится как можно более четко фиксировать свои понятия и определения.

Выработка наукой специального языка, пригодного для описания объектов, необычных с точки зрения здравого смысла, является необходимым условием научного исследования. Язык науки развивается по мере проникновения во все новые области окружающего мира. Причем он способен оказывать воздействие на повседневный язык. Так, термины «электричество», «холодильник»

были когда-то специфическими научными понятиями, а затем прочно вошли в повседневный язык.

Есть существенные отличия и по характеру организации собственно самого знания. Так, обыденные познания чаще всего не систематизированы. Они представляют собой конгломерат сведений, предписаний, рецептур деятельности и поведения. Их достоверность подтверждается благодаря успешности нашей повседневной практики. Что же касается науки, то нужны специфические способы обоснования истинности ее знания. Ими являются экспериментальный контроль за получаемым знанием и логическая выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана. В свою очередь, процедуры выводимости обеспечивают перенос истинности с одних фрагментов знания на другие, благодаря чему они становятся связанными между собой и организованными в систему.

Еще одно, главное, различие - особенность методов познавательной деятельности. Поскольку объекты, на которые направлено обыденное познание, формируются в повседневной практике, приемы, посредством которых каждый такой объект выделяется и фиксируется в качестве предмета познания, вплетены в обыденный опыт. Совокупность таких приемов, как правило, не осо-знается субъектом в качестве метода познания.

Иначе обстоит дело в научном исследовании: здесь уже само обнаружение объекта, свойства которого подлежат дальнейшему изучению, составляет весьма трудоемкую задачу.

Поэтому в науке изучение объектов, выявление их свойств и связей всегда сопровождается осознанием метода, посредством которого исследуется объект. Любое исследование в науке должно начинаться с построения определенного метода.

Занятия наукой требуют от субъекта определенных качеств и особой подготовки для познавательной практики. Для обыденного познания такая подготовка не нужна. Занятия наукой предполагают наряду с овладением средствами и методами также и усвоение определенной системы ценностных ори- ентаций и целевых установок, специфичных для научного познания. Эти ориентации должны стимулировать научный поиск, нацеленный на изучение все новых и новых объектов независимо от сегодняшнего практического эффекта от получаемых знаний. Иначе наука не будет осуществлять свою главную функцию - выходить за рамки освоенных структур практики своей эпохи, раздвигая горизонты человеческих возможностей.

При всем различии науки и обыденного сознания необходимо отметить, что они всегда тесно связаны друг с другом по всем выделенным параметрам.

Н. С. Смолина

<< | >>
Источник: Н. В. Бряник. Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост.и общ. ред. Н. В. Бряник ; отв. ред. О. Н. Дьячкова. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та,2007.-318 с.. 2007

Еще по теме НАУКА И ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ:

  1. 2.2. Правосознание как частно-научнаятеория юридической психологии
  2. 2. Обыденное и идеологическое познание
  3. § 46. Наука как часть культуры 
  4.   2. Проблема отношения религиозного сознания к внешнему миру  
  5.   3.1. Философские проблемы техники 3.1.1. Философия техники и методология технических наук 
  6. 4.12. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки  
  7. ПОНЯТИЕ НАУКИ
  8. ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
  9. § 2. Духовная культура общества. Общественное сознание
  10. Правовое сознание и его специфика
  11. Сознание и познание
  12. НАУКА И ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ
  13. 6.1.1. Правосознание: понятие, структура, виды, функции.
  14. Основные отличия науки от обыденного познания
  15. 7. Диалектико-материалистическая концепция сознания
  16. а) _Политическое сознание.
  17. б) _Правовое сознание.
  18. Предмет философии науки (Розов М.А., Стёпин В.С.)