<<
>>

§ 90. Различение предложений по цели высказывания.;

С помощью движения тона во фразе, т. е. ее мелодического рисунка, выражается цель высказывания: повествование, вопрос или побуждение. 1

рис.

51, Мелодическая схема односинтагменного повествовательного предложения Таня пойдёт в библиотеку.

Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо факте, например: Таня пойдет в библиотеку, Ребята пошли а поле\ Он. любит играть на рояле и т. д. Все предложения такого рода произносятся по следующей мелодической схеме: движение тона (см. рис. 51) [221] начинается с ударного слога слова Таня, произносимого на среднем уровне, затем слегка поднимается на безударном слоге, идет на ровном тоне (или примерно на ровном), на следующем ударном опускается, и опять безударные идут на ровном тоне, а на ударном слоге последнего слова — библиотеку резко опускается. Заударный слог слова произносится на ровном тоне с ударным (иногда он может и еще опуститься).

По той же схеме произносятся и остальные, данные выше, примеры простого распространенного предложения Т Общий характер их мелодики — нисходящий.

Иная, противоположная картина наблюдается в том случае, когда цель высказывания не сообщение какого-либо факта говорящему, а вопрос, причем грамматическая конструкция фразы такая же, как и в первом случае. Мелодический рисунок фразы Таня пойдет в библиотеку? (см. рис. 52) будет уже иным— восходящим: на всех ударных слогах тон повышается, и на самом высоком уровне произносится ударный слог последнего слова. Та же схема 1

Рис. 52. Мелодическая схема односннтагменного вопросительного предложения Таня пойдёт о библиотеку?

мелодического рисунка наблюдается и в остальных примерах, произнесенных с интонацией вопроса: Ребята пошли в пдлс?\ Он любит играть на рояле?.

Но мелодический рисунок может быть в вопросительной фразе (так же как и в повествовательной) иным, если сделать логическое ударение на сказуемом: Мы идем гулять?, Ребята пошли в поле? н т. д. В этих случаях самым высоким по тону слогом будет ударный слог глагола в личной форме, а ударный слог последнего слова опустится, но не так низко, как в повествовательном предложении.

Что касается побудительных предложений, то их мелодический рисунок в общих чертах сходен с рисунком повествовательного, однако они отличаются, во-первых, грамматической структурой и, во-вторых, имеют характерные для них мелодические и тембровые свойства (подробнее см. стр, 268).

<< | >>
Источник: Матусевич М.И.. Современный русский язык, Фонетика, Учеб, пособие для студентов пед, ин-тсщ по спецнальности «Рус. яз. и литература». М, «Просвещение»,1976. 288 с.. 1976

Еще по теме § 90. Различение предложений по цели высказывания.;:

  1.   5. Диалектика ничего не дает для различения истинного и ложного  
  2. Оглавление
  3. § 1. Гносеологическая проблематика Гераклита в целом 1.1. Онтологическая и гносеологическая проблематика у Гераклита: общие методологические принципы
  4. Система инкорпорирования (Einverleibungssystem) в языках. Членение предложения
  5. Развитие идей традиционного языкознания в структурносемантическом синтаксисе.
  6. § 34. СПИСОК МИНИМАЛЬНЫХ СХЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
  7. § 65. ТИПЫ ВЫСКАЗЫВАНИЙ
  8. § 92. СИНТАГМАТИЧЕСКОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ. ПАУЗА
  9. О РАЗМЕРАХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В «ПИСЬМАХ ИЗ ФРАНЦИИ» Д.И. ФОНВИЗИНА И «ПИСЬМАХ РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА» Н.М. КАРАМЗИНА
  10. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
  11. 4.3.2 Интенциональное отношение «единичного предложения существования»
  12. 10.8 Различение между истинностью и обоснованностью знания
  13. 1.2. Освещение проблемы порядка следования элементов словосочетания и предложения в синтаксической литературе