Юридическая
консультация:
+7 499 9384202 - МСК
+7 812 4674402 - СПб
+8 800 3508413 - доб.560
 <<
>>

§ 1. Семейно-наследственное право в феодальный период (IX-середина XIX вв.)

Семейно-наследственное право относится к медленно изменяе- мой сфере. С момента принятия христианства основы православной семьи долгие столетия оставались статичными, постепенно допуска­лись к наследованию женщины, варианты наследования были строго ограничены (по обычаю, по закону, по завещанию).

Отношения в се­мье основывались на власти отца, лишь в поздний феодальный пери­од складывается принцип раздельности имущества. Это - основные тенденции в указанной области права.

Языческая и христианская семья в IX-X вв. Идеология и

структура

Из-за бедности древних источников языческая семья изучена до­вольно слабо. В хозяйственном отношении к Х в. она основывалась или на частной собственности (частноколлективной), или на коллек­тивной земельной собственности (возможно, с земельными передела­ми) патриархального типа. Патриархальные семьи с несколькими по­колениями родственников, живущих в моногамном браке, были дос­таточно устойчивыми и в некоторых районах Руси существовали до XII-XIV вв. Языческие семейные обычаи не являлись высоко мораль­ными. Княжеские уставы церкви X-XI вв. свидетельствуют о наличии многоженства и беспорядочных сожительствах родственников. Араб­ские источники IX-X вв. говорят, что у русинов было по нескольку жен и наложниц. Владимир I до принятия христианства держал по се­лам многих жен и наложниц.

Верховенство мужчины в языческой семье было очевидным: по арабским свидетельствам, некоторые жены добровольно предавались смерти при погребении мужей. Дети находились в зависимости от ро­дителей, но, как отмечал К. Победоносцев, славянской семье был

11 Kj 11 KJ

чужд "римский тип" подчинения с деспотической властью домовла- дыки.

Ко времени Русской Правды мы не встречаемся со свидетель­ствами о приниженном положении женщины. По мнению некоторых исследователей, семья патриархального типа отражена в Русской Правде в понятии "вервь", то есть коллектива родственников, связан­ных общей ответственностью и платежом "дикой виры". Однако, как следует из ряда статей Русской Правды, посторонние лица могли "вкладываться" в общую виру, не будучи родственниками. М. Косвен предложил гипотезу, согласно которой "вервь" Древней Руси - пере - ходная форма от патриархальной семьи к индивидуальной с сохране- нием коллективных порядков (патронимия). Но отличительных черт патронимии не выделено, в ней сохранялись коллективное хозяйство, родственные связи и обычаи. Единственный отличительный признак - меньшая численность - вообще трудно определим. Поэтому патрони­мия больше похожа на чисто логическую конструкцию.

В Древней Руси к XI в. господствовала моногамная семья с инди­видуальным хозяйством. С принятием христианства в конце Х в. Цер­ковь вела активную борьбу с язычеством за торжество индивидуаль - ной семьи и семейной нравственности. Брак, развод, моральные от­ношения в семье стали санкционироваться ею. Не освященный брак считался грехом и мог отразиться на потомках. Летопись гласит: "От греховного корня злой бывает плод". Верховенство мужчины в хри­стианской семье сохранилось и упрочилось, постепенно становилось частью государственной идеологии. Летопись оправдывает это: "Не внимай злой жене: ибо мед каплет с уст ее, жены прелюбодейки, но мгновение это.

Не путем жизни идет она, сближающиеся с ней пойдут после смерти в ад".

Христианская семья должна была подчиняться суровым нравст­венным канонам, в основе новой идеологии лежали трудолюбие, сми­рение, ответственность перед Богом. Формирование семьи христиан­ского типа происходило постепенно, государство относилось к языче­ству достаточно терпимо, но подтвердить конкретными фактами со­существование христианских и языческих семей невозможно.

Русское наследственное право до Русской Правды

В глубокой древности наследование осуществлялось на основе обычного права, с правом всего коллектива на какую-то часть имуще - ства. Ранее всего индивидуализировалось наследование движимости (лук, копье, топор). Возникло деление наследственной массы на доли: часть - коллективу, часть - семье, часть - по усмотрению самого ли­ца. Ибн-Фадлан свидетельствовал, что к Х в. имущество умерших руссов делилось на три части.

Наследование на основе обычного права в видоизмененной фор­ме входит в общегосударственный закон. Видимо, параллельно раз - вивались завещательные отказы, ограниченные долями в пользу бли­жайших родственников. Можно выделить две формы наследования: по закону и завещанию. Отстранение женщин от наследования не может рассматриваться как средство их сознательного принижения. Выходя замуж за члена другого рода, они не могли забирать имуще - ство, нажитое членами своего рода. Воевали за новые территории мужчины и обрабатывали землю мужчины, поэтому институт насле­дования недвижимости по мужской линии устойчив у всех европей­ских народов.

Право родни на долю из штрафов в случае убийства закреплено в ст. 4 договора с Византией 911 г. Видимо, родственники в любых случаях могли претендовать на часть имущества. В остальном дого­вор рисует картину развитого наследственного права, но действует первенство завещания над законом. Статья 13 договора гласит: "Если кто из русинов умрет не урядив своего имения, будучи на службе в Византии, а родственников там не имеет, то возвращается имущество близким родственникам на Русь. Если оставит завещание, то имуще - ство идет тому, в пользу кого составлено завещание". Правда, следует иметь в виду, что такая развитая форма предписывается имущей сре­де, в крестьянских общинах обычное наследование продолжало дей­ствовать.

Споры о наследстве возникали довольно часть, и Уставы церков­ные Владимира I и Ярослава Мудрого взяли эти тяжбы родственников под свою юрисдищию. Но поскольку положение Церкви в этом время не было достаточно прочным, нормы о наследовании имущества, во­шедшие в Русскую Правду, расписаны очень подробно, видимо во из - бежание коллизий языческих обычаев и христианских установок ин­дивидуализированной семьи. Институт наследования в Русской Прав­де - один из наиболее разработанных.

Семейно-наследственное право в Русской Правде

В XI в. брак стал церковной прерогативой, в участии в судебных процессах о наследстве могли отказать лицам без соответствующих церковных свидетельств. Точных данных о возрасте вступления в брак до нас не дошло. С.В. Юшков считал, что он составлял 14-15 лет для мужчин и 12-13 лет для женщин.

В Русской Правде речь идет об индивидуальной семье (муж, же - на, дети) с личным хозяйством. В статьях о "верви" подразумеваются, возможно, коллективы родственников. В Пространной Правде имеет­ся целый устав о наследстве (ст.ст. 90-95, 98-106). Две первые статьи (ст.ст. 90, 91) закрепляют древние ограничения в общинах смердов: имущество умершего, на оставившего сыновей, переходит князю, до­черям до замужества выделяется часть на приданое. В то же время в среде дружинников и бояр действовал иной принцип: "наследство князю не идет, его наследуют дочери". В остальных статьях регули­руется наследование на базе частной собственности и индивидуаль- ного хозяйства.

Общий принцип известен еще по договорам с Византией: при­оритет наследования по завещанию с обеспечением законных долей членов семьи. Статья 92 гласит: "Кто умирая разделит свой дом де­тям, на том стоять, кто без ряда умрет, всем детям идет имущество". Наследование по завещанию ограничено сыновьями и женой, дочери получают только часть (ст.ст.93, 95). Дети от первой жены имеют право на часть имущества, принадлежащего матери (ст. 94). Дети от рабыни не наследуют ничего, но получают с матерью свободу (ст. 98). Во всех случаях "двор" переходит младшему сыну (ст. 100) как менее способному к самостоятельному существованию. Имущество мало­летних детей находится под управлением матери: если она выходит замуж, то назначается родственник-опекун. Мать, опекун, отчим от­вечают за это имущество и несут материальную ответственность за его утрату. Своей частью имущества мать распоряжается самостоя­тельно, может завещать его детям, лишать их наследства, если они будут "лихи" (ст.106).

Такой порядок наследования обеспечивал имущественные права всех членов семьи и в целом просуществовал до того момента, когда к наследованию стали допускаться женщины. Одновременно устано­вилась зависимость благополучия детей мужского пола от воли заве­щателя как основа "доброго" отношения к родителям при сохранении младшим детям гарантии средств к существованию.

Семейно-наследственные отношения в период раздробленно­сти и в Псковской судной грамоте

В XII-XIV вв. семья на Руси стала важнейшим показателем нрав - ственности лица, мерилом его личного и общественного значения. Брак и добропорядочное поведение были основой уважительного от­ношения окружающих. Морально-христианская подоплека семьи ос - тавалась статичной долгие столетия, изменения касались лишь иму­щественного положения женщин и характера завещаний. В русских княжествах под владычеством Орды имела место некоторая консер­вация наследования, в Новгороде и Пскове наследование весьма под - робно регламентировалось законом, будучи основанным на развитых товарно-денежных отношениях. Но общая тенденция развития насле­дования оставалась одноплановой.

В Псковской судной грамоте наследованию посвящено 14 статей (ст.ст. 14, 15, 53, 55, 84-86, 99-01, 94, 95, 100). Преобладало письмен­ное завещание, и это важный момент республиканского права, общее правило для всех сделок. При отсутствии письменного завещания суд требовал представить свидетелей и иные документы. Важным новше - ством явилось деление имущества на движимое и недвижимое и от­носительно равные завещательные права женщин и мужчин. Смерть при отсутствии детей одного из супругов позволяла другому пользо­ваться имуществом (и недвижимостью) пожизненно или до второго брака. После его смерти или повторного брака имущество возвраща­лось родственникам, то есть оставалось в роду. Грамота следует пра - вилу, согласно которому в любых случаях наследство должно перей­ти к наследнику-родственнику. По мнению Г.Шершеневича, законо­датель стремился не дробить наследственное имущество, оно по воз­можности переходило новому владельцу целиком.

Закон устанавливал, что при наследовании имущества зависи­мого крестьянина-изорника из него обязательно выплачиваются долги хозяину. Этот принцип был, видимо, общим для всех случаев. Грамо­та объявляла наследниками всех родственников, доля наследования по закону не устанавливалась. Завещатель мог по своей воле опреде - лить наследника, лишив наследства остальных. Правда, это только предположение, поскольку документов по данной проблеме не имеет­ся. По мнению Ю. А. Алексеева, имущественная самостоятельность собственника в Псковской грамоте была довольно велика, в его воле­изъявление при жизни закон не вмешивался, и лишь при отсутствии завещания мог возникнуть спор о наследстве. Иными словами, наследование по завещанию имело абсолютный характер. Это в известной мере противоречило идеологии православной семьи с желательным обеспечением жены и детей. В завершенном виде принцип абсолютного господства завещания на Руси не привился.

Семейно-наследственное право в Судебниках 1497 и 1550 гг.

На развитие семейно-наследственных отношений в XIII-XV вв. заметное влияние оказывали специфические факторы. В условиях владычества Орды роль мужчины-воина как главы семьи повысилась. С другой стороны, формировалось нечто вроде "затворничества" женщин из-за опасности насилий. Закреплялись особые правила "до­мостроя", выразившиеся в подчиненности женщин в быту, запрете мирских увеселений и т. д. Обремененное военными заботами госу­дарство независимо от своей воли консервировало правила "домо­строя", облегчающие повиновение семьи жесткому государственному порядку.

В крестьянской среде подчиненность женщин была особенно ощутима. Семейный быт горожан в большей степени пронизывали спесивость знати, имущественное чванство и кичливая зависть. Кри­зис моральных устоев семьи как составная часть общедуховного кри­зиса особенно проявился ко времени " Смуты". В начале XVII в. Кон­рад Буссов писал о всеобщей зависти, похвальбе нарядами и пренеб­режении к Богу.

С присоединением Новгорода и Пскова к Московскому государ­ству угасли наметившиеся там ориентиры наследования. Воля насле- дователя уже не была абсолютным критерием, Судебники 1497 и 1550 гг. для новых форм (вотчин и поместий) установили значительные наследственные ограничения. Женщины допускались к наследованию (ст. 60 Судебника 1497 г. и ст. 92 Судебника 1550 г.). Родовые вотчи­ны оставались в роду, их не имели права завещать по своей воле. По­местья также не могли отчуждаться "на сторону", они переходили к детям с условием службы. Женщины получали из состава поместий законную долю на "прожиток". В крестьянской среде практиковалось наследование по обычному праву.

В 1550-х годах был составлен так называемый Домострой - сборник бытовых правил. Глава семьи имел право наказывать домо­чадцев. Запрещалось наносить жене увечья тяжелыми предметами, рекомендовалось бить ее "плетью, назидательно, вежливо". Детей следовало физически наказывать, смолоду внушать должные правила поведения. Составленный в окружении Ивана IV в момент социаль- ных, классовых и нравственных "шатаний" русского общества, Домо­строй подчинял семью мужчине с плетью в руке, а самого мужчину рассматривал как слугу государева. Каждый должен "скорбь и тесно­ту с благодарением терпеть". Конечно, реальный семейный быт был порой очень далек от подобных правил.

Стоглав (1551 г.) устанавливал брачный возраст для мужчин с 15 лет, для женщин - с 12 лет. Брак приобретал черты хозяйственного союза, выгодной сделки. По форме он стал договором, которому предшествовало обручение. Отказ от брака до венчания требовал ма­териального возмещения со стороны отказавшихся. В XVI в. устано­вилось правило, согласно которому члены семьи отвечали за долги мужа и отца и отрабатывали их за него. Тогда же было запрещено за­вещать земельную собственность Церкви.

В целом ко времени Судебника 1550 г. вопрос о соотношении за­вещания и закона не всегда достаточно ясно регламентировался нор­мами права. Более четко обозначены права первоочередных наслед­ников - жены и детей, лишь при их отсутствии призывались к насле­дованию другие родственники. Внебрачные дети не имели прав на наследство как плод "блуда".

Семейно-наследственное право в Уложении 1649 г.

Уложение 1649 г. регулировало семейный быт после "Смуты", что способствовало устойчивости правил Домостроя. В XVII в. гос- подство мужчины в семье и власть родителей над детьми были зако­нодательно утверждены. Согласие на брак родителей являлось обяза - тельным. Дети обязаны были чтить родителей и повиноваться им. Ро­дители имели право наказывать детей. Жалобы детей на родителей Уложение запретило под страхом наказания. Муж имел право отда- вать жену и детей для отработки долга в услужение. Убийство роди­телей детьми наказывалось "нещадной смертью", убийство детей ро­дителями - годом тюрьмы и церковным покаянием. В брак разреша - лось вступать трижды, четвертый брак запрещался. Внебрачные дети не имели наследственных прав. Для заключения брака требовалось разрешение архиерея ("венечная память") священнику на венчание, на основании чего проверялось, нет ли препятствий к браку (наличие кровного родства, прошлого брака и т. д.). После церковного венчания брак вступал в силу и был юридическим основанием для возникнове­ния наследственных прав.

Уложение допускало к наследованию женщин и разделяло насле­дование по завещанию и по закону. В нем много говорится о вотчи­нах и поместьях, но не раскрывается ситуация в крестьянской среде, где еще сильно было влияние обычного права. Наследование у при­крепленных к земле крестьян было направлено к переходу земли к семье с сохранением на крестьянском наделе налогов и повинностей. Поэтому в перераспределении наделов большую роль играла община, завещательные отказы были ограничены. Свобода завещаний в посад­ской среде ограничивалась из-за стремления сохранить городские земли в посадских общинах. Купленные вотчины могли передаваться по завещанию, родовые и выслуженные сохранялись внутри рода, их не имели права передавать посторонним лицам и женщинам. Заве­щать недвижимость Церкви запрещалось. Действовал ранее сформи­ровавшийся принцип обеспечения имущественных интересов всех членов семьи законной долей "на прожиток" при завещании собст­венности кому-то другому. Движимостью собственник распоряжался свободно.

Семейно-наследственное право при Петре I

В начале XVIII в. брак оставался церковным с сохранением

(I KJ И _

прежнего порядка заключения, выдачи "венечной памяти" и предва­рительного обручения. Муж властвовал над семьей, а родители над детьми.

Петровское время положило начало светскому вторжению госу­дарства в брак, закреплению его основ не только церковными, но и гражданскими законами. Например, знаменитый петровский указ "о регистрации дураков",ы не способных к овладению науками, запре­щал им выдавать "венечные памяти" и жениться. Это - чисто свет­ский закон. Именно в XVIII в. основания к разводу стали закреплять­ся в гражданском законе, священникам не раз запрещалось выдавать "разводные" разрешения.

Петр I следовал светской идеологии брака, используя религию для укрепления государства. "Богобоязнь" была частью политики и средством достижения целей реформатора. В 1717 г. по повелению царя была издана книга "Юности честное церцало" - сборник правил поведения в семье молодых людей (от предписанной манеры одевать­ся до увещеваний не ковырять пальцем в носу). Книга была одним из средств воспитания послушного государю молодого поколения на ос - нове жесткой семейной дисциплины и началась словами: "Прежде всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать, и когда от родителей им приказ бывает, всегда шляпу в руках держать и возле них не садиться". Однако именно Петр I запретил насильственное за­ключение браков против воли детей. В среде частновладельческих крестьян в Петровскую эпоху начинается процесс вмешательства по­мещиков в заключение крестьянских браков, часто - открыто насиль­ственный.

Это было время жестоких гонений на раскольников. Некоторые толки и секты проповедовали не только бесцерковный брак, но и от - крытый разврат. Бесцерковные раскольничьи браки не признавались, хотя политика властей по отношению к расколу колебалась.

Изменения в наследственном праве по указу о единонаследии 1714 г. ограничивали волю завещателя. Недвижимость после его смерти переходила к одному сыну, а движимое имущество делилось между всеми детьми. При отсутствии сыновей имущество наследова­ли дочери, при отсутствии дочерей - родственники.

После смерти Петра I этот указ был отменен.

Семейно-наследственное право в XVIII - первой половине

XIX вв.

Оставаясь по форме церковным, брак все больше регламентиро­вался нормами гражданского права. К середине XIX в. все основные его элементы закреплялись светскими законами. Даже нормы, уста­навливаемые Синодом, принимались с санкции государства. Право­отношения при имущественных спорах членов семьи и разводах были предметом разбирательства гражданских судов.

В середине XVIII в. был установлен предельный возраст вступ­ления в брак (80 лет). В Своде законов 1832 г. он сохранился, брач­ный возраст для мужчин устанавливался с 18 лет, для женщин - с 16 лет. По-прежнему требовалось согласие родителей и опекунов на брак, но это преследовало сугубо имущественные интересы - охрану имений от промотания. В 1775 г., по велению Екатерины II, было от - менено обручение как специальный договор, предшествующий вен­чанию . Отныне они сливались в одну процедуру. Священники стали заключать браки уже без разрешения вышестоящих инстанций, само­стоятельно проверяя законность оснований к супружеству.

К началу XIX в. установилось правило, согласно которому офи­церам нельзя было вступать в брак без разрешения начальства под страхом наказания. В законе оформились основания к разводу: уго­ловный приговор супругу с лишением прав состояния, пострижение в монашество, безвестное отсутствие свыше пяти лет, тяжкая неизле- чимая болезнь до вступления в брак, супружеская измена.

В XVIII в. в семье окончательно утвердился принцип раздель- ности имущества супругов и детей. Жена самостоятельно распоря- жалась своей долей имущества. Власть родителей над детьми сохра - нялась. Неотделенные дети не пользовались имущественными права­ми. В случае смерти родителей над несовершеннолетними детьми на - значались опекуны. Действовала свобода завещания, но родовое имущество оставалось в роду "по закону". Свод законов 1832 г. за­крепил имущественные отношения в семье на частноправовой основе при сохранении главенства мужа и родителей над детьми. Муж вы­ступал "главой семьи", а жена - "хозяйка дома". Свод провозгласил заботу о жене обязанностью мужа, а повиновение мужу - обязанно­стью жены. Она была обязана следовать за мужем по месту жительст - ва. Наряду с такой патриархальностью действовал принцип полной имущественной самостоятельности супругов и свободы завещатель­ных отказов. Муж "сообщал" жене свое состояние и титулы, жена мужу - нет.

Частновладельческие крестьяне представляли собой обособ- ленную группу, где заключение браков зависело от помещика, а на­следование - от общины и обычаев. Для мусульман, иудеев, католи­ков и протестантов имущественные отношения в семье решались на основе общих и особых законов о состояниях. Смешанные браки до­пускались, но в православной среде для супружества с иноверцами требовалось принятие православия.

<< | >>
Источник: В.А. Рогов. История государства и права России IX - начала XX вв. Учебник. М.: МГИУ,2000. - 256 с.. 2000

Еще по теме § 1. Семейно-наследственное право в феодальный период (IX-середина XIX вв.):

  1. § 1. Закавказские государства и право
  2. § 4. Право
  3. § 2. Понятие и виды (формы) злоупотребления правом
  4. § 1. Общая характеристика основных видов права собственности
  5. § 2. Право частной собственности на землю
  6. ВВЕДЕНИЕ Предмет истории государства и права России. Задачи изучения истории права
  7. Методы изучения истории государства и права России
  8. 2.4. Особенности развития семейных отношений в народной среде  второй половины 19 века и влияние накопленного положительного опыта на правовую культуру семейных отношений последующих поколений.
  9. 2. Основные мазхабы и источники мусульманского права
  10. Исторические этапы формирования и развития японского права
  11. Формирование латиноамериканского права
  12. § 2. Причины разнообразия теорий происхождениягосударства и права
  13. Все издания, предлагаемые в списке литературы, имеются в библиотеке БГУЭП.
  14. Планы курсовых работ и списки литературы
  15. § 1. Закавказские государства и право
  16. § 4. Право
  17. § 1. Источники права IX-XV вв.
  18. § 1. Семейно-наследственное право в феодальный период (IX-середина XIX вв.)
  19. ИНДИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО B ПЕРИОД РАЗВИТОГО ФЕОДАЛИЗМА (ХШ—ХѴІ BB.). ДЕЛИЙСКИЙ СУЛТАНАТ
  20. BEK ПРОСВЕЩЕНИЯ - ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
- Авторское право России - Аграрное право России - Адвокатура - Административное право России - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс России - Гражданское право России - Договорное право России - Европейское право - Жилищное право России - Земельное право России - Избирательное право России - Инвестиционное право России - Информационное право России - Исполнительное производство России - История государства и права России - Конкурсное право России - Конституционное право России - Корпоративное право России - Медицинское право России - Международное право - Муниципальное право России - Нотариат РФ - Парламентское право России - Право собственности России - Право социального обеспечения России - Правоведение, основы права - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор России - Семейное право России - Социальное право России - Страховое право России - Судебная экспертиза - Таможенное право России - Трудовое право России - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право России - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России - Ювенальное право России -