Шакарим Кудайбердиев (1858-1931)
родился году в горах Чингистау (Шынгыстау) (нынешний Абайский район Семипалатинской области). Об его отце и матери сохранились довольно скудные сведения. Отец Шакарима был старшим братом Абая.
Рано оставшись без отца, Шакарим воспитывался у своего великого дяди. Это обстоятельство наложило особый отпечаток на его дальнейшее формирование не только как гражданина, но и как поэта.Шакарим вырос в окружении талантливых людей и развивал свои способности в сочетании с добрыми помыслами, все свои учения и навыки передавал людям. Он обучал родных и близких всему, что знал и умел сам: рисовать, изготавливать ножи, ювелирные изделия, музыкальные инструменты, резать по дереву, кроить, шить и т.д.
Занимаясь большей частью самостоятельно, Шакарим стал одним из образованнейших людей своего времени. Он прекрасно владел русским, турецким, персидским, арабским языками. Но круг его чтения не ограничивался только художественной литературой, Шакарим внимательно читал труды по философии, религии, психологии. В самом начале своего творческого пути Шакарим создал новаторские по форме произведения, в которых воспевал любовь, женскую красоту, радость молодости, картины прекрасной природы. Позднее он обратился к проблемам большого социального и общественного значения. Размышления о недостатках казахского общества, о могучей силе честного труда, искусства и знаний, способных вывести народ на путь счастья и света, являются отражением просветительско-демократических идей Абая и занимали в творчестве Шакарима одно из основных мест.
Особое значение Шакарим придавал необходимости ознакомления казахского народа с лучшимиобразцами мировой литературы и поэтому много и успешно трудился в области художественного перевода. Он осуществил стихотворное переложение на казахский язык таких произведений А. Пушкина, как «Дубровский» и «Метель», стихотворный и прозаический перевод шести рассказов Л.
Толстого. Вершиной переводческой деятельности стало вольное изложение поэмы “Лейла и Меджнун” по мотивам одноимённой поэмы Фирдоуси.Смерть Абая, усиление реакции после поражения революции 1905 года глубоко потрясли поэта. В 1906 году он отправился в дальний путь – в Аравию, Турцию, для того, чтобы познать мир, увидеть новые страны и народы, поработать в знаменитой Александрийской библиотеке. После возвращения Шакарим покинул родной аул и стал заниматься литературным трудом. В 1917 году он прервал своё одиночество и стал жить в ауле, но в 1925 году вновь уединился в охотничьем домике Саят-Кора, где и жил до последнего трагического дня – 2 октября 1931 года. В возрасте 73 лет Шакарима обвинили в связи с кулацко-байскими элементами и расстреляли.
Сердцевина идей Шакарима – духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Поэт-просветитель не требовал революционных изменений в обществе, он надеялся преобразить человеческую жизнь через облагораживание души и духовных потребностей. Он был убеждён в необходимости нравственного очищения людей для построения нового общества. Задача родителей и педагогов, по мнению Шакарима, - уберечь юные души от дурных влияний. Плохие привычки легко закрепляются и от них трудно избавиться, поэтому с раннего детства надо прививать человеку правила нравственного поведения. “Неискушённость, малый жизненный опыт подталкивает молодёжь идти на поводу у чувственных влечений и предпочитать эгоистические желания общественному долгу”, - писал Шакарим в философских думах “Сад подснежников”. Если с детства не прививать навыки нравственного поведения и не упражнять воспитанников в правильных моральных поступках, позднее ни самые сильные внушения разума, ни требования чести и долга не в силах будут изгнать дурные навыки. Всякий обязан стремиться к достижению идеала, пусть даже, и не дойдёт до цели, но находиться на верном пути - залог успеха. Нравственные нормы и правила поведения не должны быть чем-то внешним, они должны стать глубоко личностными качествами растущего человека и только в этом случае выполнят своё назначение. Главная цель нравственного воспитания и самовоспитания, считал Шакарим - необходимость формирования в человеке внутренней потребности к активному утверждению в себе высокой морали, духовности, религиозности.