<<
>>

Развитие психологии в эпоху Возрождения: общая характеристика. Взгляды Лоренцо Валла, Бернардино Телезео, Луиса Вивеса, Хуана Уарте.

Эпоха Возрождения актуализировала ценности античного мира. Это период гуманизма, поскольку она связана с пробуждением общего интереса к человеку и его жизнедеятельности. Это – стремление вернуть человека с божественных высот на землю, призыв к правдивому и опытному изучению душевного мира людей.

В это время зародился новый предмет психологической науки как науки о сознании, окончательно сформулированный в Новое время. В период Возрождения психологические исследования возвратились к проблемам, которые были подняты в Античности. Возродился интерес к изучению этапов познания, способностей человека, в том числе и способности строить объективную картину мира, осознавать его как целое.

Лоренцо Валла (1407-1457) Л. Валла утверждал, что в основе всего лежит природа и человек является ее частью. Поскольку человек есть часть природы, то и душа его – проявление природы. Ведущими признаками, отличающими всю живую природу, Лоренцо Валла считал потребности и стремления. Они свойственны человеку в виде тенденции к самосохранению и связанным с этим стремлением к чувствам удовольствия и физического наслаждения. Стремления и удовольствия – это голос и требования природы и поэтому человек должен не ущемлять их, как тому учила церковь, а удовлетворять.

Бернардино Телезео (1509-1588) Стремясь объяснить психическое из природных законов, он организовал первое общество естествоиспытателей, целью которого стало изучение природы. Он создал учение о движущих силах, являющихся источником энергии для разных форм развития. В качестве основных он выделил тепло и холод, свет и темноту, способность к расширению и сокращению. Эти силы, утверждал Телезио, находятся во взаимном проникновении, создавая новые образования, связанные с концентрацией определенных сил. Борьба противоположных сил и есть источник всякого развития. Телезио считал, что главной целью природы является сохранение достигнутого состояния.

Таким образом в его концепции впервые появилась идея гомеостаза. Закону самосохранения подчиняется и развитие психики, а разум и эмоции регулируют данный процесс. При этом в положительных эмоциях проявляется сила души, а в отрицательных ее слабость, мешающая самосохранению. Разум оценивает ситуации с этой точки зрения и стремится к адаптации.

Хуан Луис Вивес (1492-1540) стремился развивать естественно-научный подход к исследованиям психики. В своей работе «О душе и жизни» он обосновывал новый подход к психологии как науке эмпирической, основанной на анализе данных чувственного опыта. Для правильного построения понятий он предлагал новый способ обобщения чувственных данных – индукцию (обоснованного логического перехода от частного к общему). Основой такого перехода, по мнению Вивеса служат законы ассоциаций, трактовку которых он взял у Аристотеля. Ассоциация впечатлений определяет по его мнению природу памяти. На этой же основе возникают простейшие понятия, дающие материал для всей последующей работы интеллекта. Вивес большое значение придавал также эмоциональной сфере. Вивес одним из первых пришел к выводу, что наиболее эффективным для подавления негативного преживания является не его сдерживание или подавление разумом, а вытеснение другим, более сильным переживанием.

Хуан Уарте (1530-1592) Книга «Исследование способностей к наукам» стала первой психологической работой, целью которой стало изучение индивидуальных различий в способностях с целью профессионального отбора. Это было первое исследование по дифференциальной психологии, которое рассматривало виды способностей, причины различий между людьми. Анализ способностей сопостовлялся со смесью четырех элементов в организме (темпераментом) и с различием в сферах деятельности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление государством), требующих специальных дарований. Основными способностями признавались воображение (фантазия), память и интеллект. Каждая из них объяснялась определенным темпераментом мозга, т.е. пропорцией, в которой смешаны в нем главные соки. Анализируя разнообразные науки и искусства, Х. Уарте оценивал их с точки зрения того, какую из трех способностей они требуют. Это направило мысль Уарте на психологический анализ деятельности полководца, врача, юриста и т.д. Зависимость таланта от природы не означает по его мнению, бесполезности воспитания и труда. Существенную роль в формировании способностей играют физиологические факторы, в частности характер питания. Уарте считал, что особенно важно установить внешние признаки по которым можно было бы различать качества мозга, определяющие характер дарования (например особенности смеха или жесткость волос.) Тем самым он внес важную идею о взаимосвязи внешнего и внутреннего. Уарте мечтал об организации профессионального отбора в государственном масштабе, который необходимо осуществлять уже в детском возрасте.

<< | >>
Источник: Ответы по предмету История Психологии. 2014

Еще по теме Развитие психологии в эпоху Возрождения: общая характеристика. Взгляды Лоренцо Валла, Бернардино Телезео, Луиса Вивеса, Хуана Уарте.:

- Акмеология - Введение в профессию - Возрастная психология - Гендерная психология - Девиантное поведение - Дифференциальная психология - История психологии - Клиническая психология - Конфликтология - Математические методы в психологии - Методы психологического исследования - Нейропсихология - Основы психологии - Педагогическая психология - Политическая психология - Практическая психология - Психогенетика - Психодиагностика - Психокоррекция - Психологическая помощь - Психологические тесты - Психологический портрет - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология девиантного поведения - Психология и педагогика - Психология общения - Психология рекламы - Психология труда - Психология управления - Психосоматика - Психотерапия - Психофизиология - Реабилитационная психология - Сексология - Семейная психология - Словари психологических терминов - Социальная психология - Специальная психология - Сравнительная психология, зоопсихология - Экономическая психология - Экспериментальная психология - Экстремальная психология - Этническая психология - Юридическая психология -