АБУ ШУДЖА АР-РУДРАВАРИ
Абу Шуджа Мухаммад ибн ал-Хусайн Захир ад-Дин ар-Рудравари (1045— 1095) был везиром халифа ал-Муктади (1075-1094). Его перу принадлежит книга «Продолжение Книги испытаний народов и осуществления заданий» («Дайл Китаб таджариб ал-умам ва та'акиб ал-химам»), которая представляет собой продолжение труда Ибн Мискавайха, начиная с 370/979-80 г.; изложение событий доведено до 389/999 г.
Исследователи полагали, что автор использовал также материалы книги Хилала ас-Саби (ум. 1056). В труде содержится известие о крещении русов в 375 г. х. (985/986 г.), несколько отличающееся от известного рассказа Йахйи Антиохийского.Издание и переводы: Continuation of the Experiences of the Nations by Abu Shuja6 Rudhrawari, Vizier of Muqtadi and Hilal b. Muhassin, Vizier’s secretary in Baghdad. Oxford, 1921. Vol. I: Arabic Text / Ed.
- F. Amedroz and D. S. Margoliouth. Vol. II: Transl. from the original Arabic by D. S. Margoliouth (The Eclipse of the Abbasid Caliphate. Original Chronicles of the Fourth Islamic Century / Ed., transl., and elucidated by
- F. Amedroz and D. S. Margoliouth. Vol. Ill, VI).
Перевод фрагментов: Кезма 1927.
Литература: Йахйа 1883; Кезма 1927; Флоровский 1927.
ПРОДОЛЖЕНИЕ КНИГИ ИСПЫТАНИЙ НАРОДОВ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАДАНИЙ
Рассказ о том, как Вардис [Фока], сын Льва[394], изменнически поступив с Вардою [Склиром][395]и схватив его, затем переменил свое отношение к нему на лучшее и освободил его.
Вардис [Фока], расставшись [со Склеросом], расположился вблизи Константинополя, объявляя войну Василию[396] и Константину[397], византийским царям. Общее настроение было за него; войска и население присоединились к нему. И остались оба царя с малым количеством людей внутри города и его неприступных твердынь.
Посредством какого приема возвратили оба византийских императора спокойствие своему пошатнувшемуся положению.
Когда их положение поколебалось, они вступили в переговоры с царем русов и попросили у него помощи. На это он предложил им выдать за него замуж их сестру. Они оба на это согласились. Но женщина воспротивилась отдать себя тому, кто разнится с ней в вере. Начались об этом переговоры, которые закончились вступлением царя русов в христианство. Тогда брак был заключен, и женщина была подарена ему (царю русов. — Т. К.). Он послал им обоим на помощь великое множество своей дружины, причем все были большой силы и отваги. Когда помощь прибыла в Константинополь, они переправились через море на кораблях для встречи с Вардисом [Фокой]. Тот, глядя на них, не придал им значения и подшучивал над ними: как это они так самонадеянны в своем предприятии! Едва они высадились на берег и оказались на одной земле с врагом, как разгорелся между ними бой, и победителями вышли русы. Они убили Вардиса [Фоку], и войска его рассеялись.
(Перевод Т. Кезма по: Абу Шуджа. С. 393-394 с редактированием Т. М. Калининой)