О ЖИЗНИ БЛАЖЕННОЙ ПАМЯТИ ВАСИЛЕВСА КОНСТАНТИНА
О том, что он покорил почти всю Ойкумену
Напротив, наш василевс только начал управлять в тех летах, в которых
Македонский умер, и жил вдвое больше последнего, а период его цар-ствования протекал в три раза долее него2.
Укрепив войско кроткими и мудрыми уставами богопочтения, он ходил войной на британцев и людей, живущих к западу среди океана, равно как покорил всю Скифию, лежащую к самому северу и разделенную на множество разных варварских народов3, потом распространил свою империю до отдаленнейшего юга, до Блеммии4 и Эфиопии и не чуждым себе приобретением почитал также Восток. Разливая светлые лучи благочестия до концов всей Ойкумены, до последних пределов Индии и кругом на жителей целой земли, он держал под своей властью всех местных правителей, народных вождей и сатрапов над варварскими племенами, которые охотно, с любовью и радостью посылали ему свои дары и считали высокой честью пользоваться его знакомством и дружбой, так что для воздаяния ему почестей выставляли у себя живописные его изображения, воздвигали статуи и Константина знали и провозглашали как единственного над всеми автократора. До таких-то пределов царским его словом с совершенной свободой звучало благовесте о чтимом им Боге.7. О вселенском Соборе, на который собрались епископы из всех народов5
Итак, первенствующие служители Божьи из всех Церквей, наполнявших Европу, Ливию и Азию, собрались в одно место. Один молитвенный дом, как будто распространенный самим Богом, вмещал в себе сирийцев и киликийцев, финикийцев и аравийцев, жителей Палестины и египтян, фиванцев6, ливийцев7 и прибывших из Месопотамии8. Присутствовал на Соборе даже епископ персидский9, не был отвергнут им и епископ скифский10. Понт и Галатия12, Памфилия13 и Каппадокия14, Азия15
и Фригия представили также избранных. Встретились здесь даже фракийцы и македоняне , ахейцы, эпирцы и жители стран еще дальнейших.
Вместе с прочими заседал на Соборе и знаменитейший епископ самой Испании . Не был на нем по причине своей старости только предстоятель царственного города , а потому вместо него присутствовали исполнявшие его должность пресвитеры . Такой-то, связанный узами мира венок, представляющий в наше время образ лика апостольского, принесен единственным от века василев- сом Константином Христу Спасителю как богоприличный дар за победу над врагами и мятежниками.IV. 5. Покорение скифов, побежденных знаком Креста Спасителя нашего1
Нужно ли даже и мимоходом говорить Император Константин I.
Мрамор. Первая треть IV в. ° том’ как покорил он римскому владыче-
Рим. Капитолийские музеи ству племена варварские, как он первый
возложил иго власти на скифов и савро- матов, не привыкших к рабству, и заставил их против воли признать римлян своими господами. Прежние архонты платили скифам дань, римляне служили варварам ежегодными взносами. Для василевса такое состояние государства было нестерпимо, победителю казалось унизительным платить то же, что платили его предшественники. Поэтому, с твердой надеждой на своего Спасителя подняв победный трофей и устремившись против них, он в короткое время покорил всех, именно: одних, которые возмутились, усмирил вооруженной рукой, других сделал кроткими посредством благоразумных посольств, вообще не знавшую законов и зверскую жизнь их переменил на жизнь разумную и законную. Вследствие сего скифы начали служить римлянам.
6. Покорение савроматов, по случаю восстания рабов Савроматов же сам Бог привел к ногам Константина, смирив хвастливость варварского их высокомерия так: когда восстали против них скифы, то, для отражения врагов, господа вооружили своих слуг. Одержав победу над скифами, рабы обратили оружие против своих повелителей и выгнали всех их из жилищ. Тогда савроматы ни в ком больше не находили себе спасения, как в одном Константине. По привычке спасать людей, он принял всех их в пределы римской земли и способных носить оружие присоединил к своим войскам, а другим для пропитания отвел земли, которые они должны были обрабатывать. Эти новые подданные сами сознавались, что несчастье послужило им во благо, ибо теперь наслаждались они римской свободой вместо варварской, дикой жизни. Так-то Бог подчинил ему различные племена варваров.
(Перевод по изд. 1998 г.: С. 31-32; 104-105; 143-144)