ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ
Ранней Византии история культуры обязана одним историографическим жанром, который определил и то новое качество, каковым характеризовался весь период становления государства и его культуры.
Более того, этот жанр фактически и просуществовал в рамках указанного периода, возрождаясь в дальнейшем в виде спорадических реплик. Речь идет о церковной истории.Создателем этого вида исторической прозы стал современник становления христианства как официальной государственной религии и укрепления Церкви Евсевий Кесарийский (260-Є-339). Родившись в Палестине и подушив образование в таких центрах ближневосточной культуры, как Иерусалим и Антиохия, он в период диоклетиановских гонений на христиан испытал и тюрьму (вместе со своим наставником Памфилом), и изгнание, спасаясь в Сирии, Финикии и Египте. Впечатления от этих мятежных и трагических испытаний Евсевий отразил в «Истории палестинских мучеников», важнейшее место в которой уделено рассказу о мучительной казни (в 309 г.) учителя.
Уже будучи епископом Кесарии Понтийской, Евсевий вскоре оказался свидетелем торжества христианства при императоре Константине I, приближенным которого он становится, участвуя в государственных торжествах, принимая активное участие в I Вселенском Соборе в Никее (325 г.), обмениваясь письмами с первым христианским монархом.
В новых исторических условиях им создается монументальный историко-апологетический труд — «Церковная история», прослеживающая историю христианства от его зарождения, создания апостольской Церкви до времени накануне I Вселенского Собора.
Торжество веры, преодолевшей гонения языческих императоров и толпы, и формирование образа христианского императора Константина Великого, в котором «Бог явил подобие («икону») единодержавной Своей власти», — тематика как историографического сочинения Евсевия, так и его же «Жития Константина», «Похвалы Константину», примыкающих по смыслу к «Церковной истории». Библейская история человечества и Церкви воссоздается церковным историком в его «Хронике».Евсевий формирует новый тип историзма. В его основе — прови- денциалистская концепция эволюции мироздания, подчиненной Боже-ственному Промыслу и осуществляющей путь от рождения Христа к
Золотой Константина I. Первая треть IV в. Париж. Национальная библиотека. Кабинет медалей
его новому пришествию в будущем. В этом, по Евсевию, состоит смысл утверждения абсолютного господства Бога-Логоса на земле.
Параллельно с историко-философским аспектом сочинений прослеживается и собственно историко-церковный — от трагических эпизодов страстей, мук и гибели первых христиан через утверждение власти господствующей Церкви в борьбе с ересями к воплощению христианского государства. В этой связи образ римской государственности претерпевает изменения — от резко негативного в период языческих правителей-гонителей веры к апологии новой империи. В этой же связи создается и концепция избранного «Божьего народа» — христиан.
Новая антитеза в концепции мироздания, делящая мир на христиан и неверных (или отступников), как бы претендует на замену традиционного античного деления людей на эллинов и римлян, с одной стороны, и «варваров» — с другой. Христианская «ойкуменическая» диаспора церковной литературы разрывает полисную ограниченность и римскую исключительность античной исторической прозы.
Уже у Евсевия формируется и образ христианского антимира, воплощенного в образе сатаны. Однако власть его представляется историку торжества Церкви ограниченной, уступающей вселенскому благу.
Претерпевает эволюцию и представление об историческом времени.
На смену циклизму античного временного восприятия приходит телеологическое осмысление движения, когда прошлое оценивается в перспективе будущего Суда. Эсхатологизм Евсевия своеобразно контаминирует эллинскую и иудейскую концепцию времени, формируя новый принцип ориентации. На космогонических представлениях историка сказывалось несомненное влияние не только Библии, Платона и неоплатоников, но и Филона, Пифагора и особенно Оригена.В соответствии с основной христианской идеей рождение Христа символизирует у Евсевия обновление человечества, протекающее одновременно с утверждением веры и Церкви. Вместе с тем, ближневосточные влияния на теологию Евсевия сказываются в его арианских пристрастиях, в умеренной ортодоксальности.
Смысл исторических сочинений Евсевия сам автор определил как по-вествование, отличное от нравственно-поучительной дидактики. Поэтому важное место в «Церковной истории» уделено цитированию соборных постановлений, императорских указов, речей, судебных решений. Однако факты политической, гражданской истории служат лишь дополнительным, оттеняющим моментом в изложении движения истории священной.
Творения Евсевия имели счастливую судьбу в мировой литературе — их читали, переписывали и переводили, на них ссылались, их использовали и продолжали.
Евсевий сообщает о проповеди ап. Андрея в Скифии, о покорении Константином «всей Скифии», о «скифской» опасности для ромеев, о взаимоотношениях с «варварами», об участии в 1 Вселенском Соборе в Никее (325 г.) епископов скифского и понтийского, о покорении «скифов» и «сарматов», т. е. народов Причерноморья, и принятии их на службу Византии; об иноземных посольствах к императору, о верованиях и обычаях «варваров» (в том числе «скифов») и др.
Издания: Eusebius Werke / Hrsg. v. I. A. Heikel. Leipzig, 1902. Bd. 1; PG 20. Col. 45-906.
Переводы: Евсевий Памфил. Церковная история. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006; Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина / Под ред.
В. В. Серповой, А. А. Калинина. М., 1988 (фамилии переводчиков в изданиях не указаны).Литература: Розанов 1880; Лебедев 1903; Dempf 1925; Lawlor, Oulton 928. Vol. 1-2; Berkhof 1947; Wallace-Hadrill 1960; Farina 1966; Аверинцев 1975. С. 266-285; Брагинская 1975. С. 286-306; Chesnut 1977; Barnes 1981; Winkelmann 1991; Кривушин 1998; Ващева 2006.
ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ
ІП. 1.
Святые ... апостолы и ученики Спасителя рассеялись по всей земле. Фоме , как повествует предание, выпала по жребию Парфия , Андрею — Скифия , Иоанну — Асия , там он жил, там в Эфесе и скончался; Петр , по-видимому, благовествовал иудеям, рассеянным по Понту, Галатии, Вифинии, Каппадокии и Асии.
Под конец жизни он оказался в Риме, где и был распят головой вниз: он сам счел себя достойным такой казни. Надо ли говорить о Павле , возвещавшем Христово Евангелие от Иерусалима до Ил- лирика и пострадавшем при Нероне в Риме.(Перевод по изд. 2006 г. С. 95)
Рукописный список «Церковной истории» Евсевия Кесарийского. Константинополь. Середина XIV в. Москва. Гэсударственный исторический музей