<<
>>

ПРИСК ПАНИЙСКИЙ

Приск Панийский (410/420 - ок. 475) описывает исторические события, исходя из своей дипломатической практики. Опыт посольств к гуннскому вождю Аттиле, переговоров в Риме, Дамаске, Александрии создавал тот широкий политический горизонт, которым отмечено повествование византийского историка, ставшего главным свидетелем и повествователем завоеваний Аттилы, стремительного возвышения гуннской державы и ее падения.

Воспитанный в традициях классического аттикизма и литературной софистики, историк-дипломат создает, однако, памятник тому, чему он сам был свидетелем, а не мемуарную фикцию или основанную на трудах предшественников компиляцию: риторичность литературной формы византийской историографической прозы отнюдь не была фактором ущербности ее исторической достоверности. Приск детально описы-вает свои приключения в составе посольства по дороге к правителю гуннов Аттиле. Знание античной литературы, ее топики помогало византийским историкам создать с помощью излюбленных формул, фразеологических повторов иллюзию непрерывности исторического развития, проявляющуюся в повторимости ситуации. Так, осада гуннами Наисса (Ниша) в 441 г. описывается Приском в словесных образах описания Фукидидом взятия Платей (П.75-76), а история сасанидца Пероза выдержана в геродотовском стиле рассказа о пер-сидском царе Камбизе (III. 1). Эта манера историописания у Приска связывается иногда с его тенденцией к «новеллизации» исторической прозы.

«История» Приска — один из важнейших источников по раннеславянской истории, взаимоотношениям Византии с народами Восточной Европы.

Издание: Dexippi, Eunapii, Petri Patricii, Prisci, Malchi, Menandri Historiarum, quae supersunt / Hrsg. v. I. Bekker, B. G. Niebur. Bonnae, 1829; PG 113. Col. 677-756.

Перевод: Византийские историки (Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец) / Под ред.

А. И. Цепкова. Рязань, 2003 (переводчик не указан); фрагм.: Свод I (JI. А. Гиндин, А. И. Иванчик). М., 1991 (2-е изд. 1995). С. 81-96.

Литература: Wirth 1967. S. 41-69; Удальцова 1972; Удальцова 1974; Mohay 1976. Р. 125-140; Baldwin 1980а. Р. 18-61; Maas 1995. Р. 146-160.

ИСТОРИЯ

Фрагмент 8 I

(Феодосий II отправляет посольство во главе с Максимином к правителю гуннов Аттиле . В посольстве участвует Приск, друг и советник Максимина. Посольство двигается через Сардину и Наисс .)

29.9-22

Переночевав и сделав переход от границ [области] Наисса по направлению к реке Истру, мы вступаем в некую тенистую местность , имевшую множество извилин, изгибов и поворотов . В ней-то на рассвете9, когда [мы] думали, что идем к западу, увидели пред собой восход солнца, так что, не зная расположения местности, вскрикнули, так как солнце вроде бы шло обратным путем и являло [нечто] другое, против обычного. Но по причине запутанности местности та часть дороги смотрела на восток . После этого труднопроходимого места мы оказались на равнине, она [тоже была] лесистой . Там варвары-перевозчики принимали нас на челны-однодеревки , которые они изготавливают, срубая и выдалбливая деревья, и перевозили через реку [Петр]...

II

39.11—40.11; 40.8-41.3

Отсюда мы ехали по ровной дороге, пролегающей по равнине , и достигли судоходных рек, из которых самыми большими после Истра была называемая Дрикон, Тигас и Тифисас . И через них мы были переправлены на однодеревках, которыми пользуются живущие у этих рек. Остальные же [реки] мы переплыли на плотах, которые варвары возят [с собой] на повозках по причине заболоченности [тамошних] мест. В селениях нам доставляли пищу, вместо [зерна] пшеницы - просо , а вместо вина - медос , называемый [так] по-туземному. А также следовавшие за нами слуги получали просо и снабжались напитком из ячмени; «камон» называют его варвары. Проделав длинный путь, под вечер мы разбили палатку возле какого-то озера, имевшего питьевую воду, каковой пользовались жители близлежащего селения...

(Поднявшаяся буря унесла палатку и все вещи спутников Приска.)

И, придя к хижинам селения — ведь все врозь направились к нему, мы там встретились и начали с криком искать отставших.

А скифы , выбежав на шум, стали зажигать камыш, которым они пользуются для [разведения] огня, и, освещая [нас], спрашивали, для чего мы кричим. Когда бывшие с нами варвары ответили, что мы терпим бедствие из-за бури, они, позвав к себе, принимали нас и, сжигая много камыша, согревали. Правившая в селении женщина — она оказалась одной из жен Бледы — послала нам пищу и красивых женщин для соития. Это по-скифски знак уважения. Ласково поблагодарив женщин за предложенную еду, мы отказались от сношения с ними. Мы остались в хижинах, а на рассвете отправились на поиски вещей.

III

(Посольство ехало еще семь дней, затем переправилось через несколько рек и достигло огромного селения, в котором находился деревянный дворец Аттилы . У его ворот Приск встречает одетого в варварскую одежду человека и удивляется, что тот говорит по-гречески.)

46.5-10

Ибо [скифы], будучи смешанными , сверх собственного варварского языка ревностно стремятся [овладеть языком] или гуннов, или готов,

Гуннская диадема.

Гуннская диадема.

Конец IV - первая половина V в. Будапешт. Национальный музей

или даже авсониев , у кого из них сношения с римлянами. Но никто из них не говорит свободно по-гречески, кроме пленников, которых угнали из Фракии и с иллирийского побережья.

(Перевод и комментарий Л. А. Гиндина и А. И. Иванчика. С. 85-87)

<< | >>
Источник: М. В. Бибиков. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия /Под ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой и А. В. Подосинова. Том II: Византийские источники. Сост. М. В. Бибиков. — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке,2010. — 384 с.. 2010

Еще по теме ПРИСК ПАНИЙСКИЙ:

- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -