ПРОДОЛЖАТЕЛЬ ФЕОФАНА
Так называемая хроника Продолжателя Феофана (Scriptores post Theophanem) - памятник исторической мысли, связанный с имсне Константина Багрянородного. В начале текста говорится о подготовка этого труда во время правления Константина Багряногродного, по ег; повелению и даже при его непосредственном участии; временем создания хроники считается период самостоятельного правления Константны.
(945-959) — возможно, около 950 г. Это произведение формировалось в иных, по сравнению с IX в., условиях, и, хотя непосредственно примыкает к «Хронографии» Феофана (охватывает в целом период с 813 п- 961 г., обрываясь на середине фразы), отличается от предшествующих ему памятников исторической мысли как по идейной направленности, так и по методам освоения исторического материала. Продолжатель Феофана охотно передает различные слухи и поверия (в частности, в книге о Михаиле Ш). Однако памятник отличает несколько иной по сравнению ,. предшественниками уровень историзма. Так, можно говорить об элементах исторической критики — это редкость даже для современной Про-должателю литературы: приводятся противоречивые версии одного и то о же события, различные оценки поведения того или иного героя (сражение при Версиникии 22 июня 813 г., рассказы о Фоме Славянине, о гибели Феофана). Автор пытается раскрыть причинно-следственную связь событий. В прооймионе хронист определяет и композиционно-тематическую структуру труда, намереваясь следовать монографическому принцип) описания «по правлениям» того или иного монарха. Все это серьезнс отличается от полумеханического нанизывания разнородных источников, свойственного хронике Логофета.Общей целью историографии круга Константина Багрянородного было прославление Македонской династии и, прежде всего, ее основателя — Василия I, что отразилось и на рассматриваемых первых четырех книгах хроники, охватывающих период, предшествующий правлению Василия.
Принадлежность автора к придворным кругам Константина VII объясняется и выдвижением на первый план в концепции государственного правления принципа легитимности императорской власти. Подобные социальные воззрения хрониста с еще большей силой развить, в «Жизнеописании императора Василия I», составляющего целиком 5-ю книгу Продолжателя Феофана.Следующая часть хроники Продолжателя Феофана, охватывающая период от правления Льва VI до смерти Романа Лакапина (948), близка второй редакции хроники Логофета («Ватиканский Георгий»), и, таким образом, несет черты переработки хроники Логофета с позиций аристократа.
Наконец, в четвертой части Продолжателя Феофана описывается самостоятельное царствование Константина VII и начало правления его сына Романа II (повествование обрывается на 961 г.). Его автор, по- видимому, — современник происходящего, можно предполагать его близость монашеству Олимпа.
Вместе с тем подчеркнутый интерес автора заключительной части к городским эпархам, их ведомству, позволяет предположить, что этот раздел написал Феодор Дафнопат, императорский секретарь, патрикий, который в 960-963 гт. сам был эпархом города. Ему приписывается и возможное редактирование всей хроники Продолжателя Феофана (работа над последней частью хроники датируется временем между 961 и 968 гг.).
Основываясь на сведениях своих источников, автор Хроники сообщает о набеге росов на Константинополь 860 г., о походе Руси («дроми- тов») 941 г., об участии воинских соединений росов, наряду с армянами, «славянами» и фракийцами, в походе византийской армии в 961 г. на Хандак на Крите, на чем и обрывается рукопись с текстом Хроники.
Идентификация автора хроники Продолжателя Феофана с Феодором Дафнопатом остается проблематичной.
Издания: Theophanes continuatus, Ioannes Cameniata, Symeon Magister, Georgius Monachus / Rec. I. Bekker. Bonnae, 1838. P. 1-21, 353—481.
Перевод: Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей / Перевод и издание Я. Н. Любарского.
М., 1992 (2-е изд. — СПб., 2009).Литература: Крашенинников 1913. С. 187-188; Iorga 1925. Р. 253- 260; Шестаков 1929. Р.35—45; Nickles 1937. Р. 221—227; Jenkins 1949. Р. 403-406; Jenkins 1954. Р. 11-30; Barisic 1959. Р. 119-133; Barisic 1961. Р. 257-271; Markopoulos 1985. S. 171-182; Ljubarskij 1987. S. 12-27.
ХРОНОГРАФИЯ
Царствование Михаила III
Потом набег росов (это скифское племя, необузданное и жестокое), юторые опустошили ромейские земли, сам Понт Евксинский предали
ню и оцепили город1 (Михаил2 в то время воевал с исмаилитами3). -прочем, насытившись гневом Божиим, они вернулись домой — правивший тогда церковью Фотий4 молил Бога об этом, — а вскоре прибыло от них посольство в царственный город, прося приобщить И Божьему крещению . Что и произошло .
Жизнеописание императора Василия
Щедрыми раздачами золота, серебра и шелковых одеяний он склонит к соглашению неодолимый и безбожный народ росов, заключил с ним» мирные договоры , убедил приобщиться к спасительному крещению н уговорил принять рукоположенного патриархом Игнатием архиепископа, который, явившись в их страну, стал любезен народу таким деянием. Однажды князь этого племени собрал сходку их подданных и воссел впереди со своими старейшинами, кои более других по многолетней привычке были преданы суеверию, и стал рассуждать с ними о христианской и исконной вере. Позвали туда и иерея, только что к ним явившегося, и спросили его, что он им возвестит и чему собирается наставлять. А тот, протягивая священную книгу Божественного Евангелия, возвестил им некоторые из чудес Спасителя и Бога наше о и поведал по Ветхому Завету о чудотворных Божьих деяниях. На э х> росы тут же ответили: «Если сами не узрим подобного, а особенн
Крещение Руси. Миниатюра Радзивилловой летописи. Конец XV в.
того, что рассказываешь ты о трех отроках и печи, не поверим тебе и не откроем ушей речам твоим». А он, веря в истину рекшего: «Если что попросите во Имя Мое, то сделаю» и «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит», когда оное должно свершиться не напоказ, а для спасения душ, сказал им: «Хотя и нельзя искушать Господа Бога, но если от души решили вы обратиться к Богу, просите, что хотите, и все полностью ради веры вашей совершит Бог, пусть мы жалки и ничтожны». И попросили они бросить в разложенный ими костер саму книгу веры христианской, божественное и святое Евангелие, и если останется она невредимой и неопаленной, то обратятся к Богу, им возглашаемому. После этих слов поднял иерей лаза и руки к Богу и рек: «Прославь имя Твое, — Иисус Христос, Бог наш, в глазах всего этого племени», — и тут же метнул в пламя костра книгу святого Евангелия. Прошло немало времени, и, когда погасло пламя, нашли святой том невредимым и нетронутым, никакого зла и ущерба от огня не потерпевшим, так что даже кисти запоров книги не попортились и не изменились. Увидели это варвары, поразились величию чуда и уже без сомнений приступили к крещению.
Царствование Романа
Одиннадцатого июня четырнадцатого индикта на десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы, коих именуют также дроми- тами , происходят же они из племени франков . Против них со всеми лромонами и триерами , которые только оказались в городе, был отправлен патрикий . Он снарядил и привел в порядок флот, укрепил себя тостом и слезами и приготовился сражаться с росами. Когда росы приблизились и подошли к Фаросу (Фаросом называется сооружение, на котором горит огонь, указующий путь идущим в ночи), патрикий, рас-положившийся у входа в Евксинский понт (он назван «гостеприимным» по противоположности, ибо был прежде враждебен для гостей из-за постоянных нападений тамошних разбойников; их, однако, как рассказывают, уничтожил Геракл, и получившие безопасность путешественники переименовали понт в «гостеприимный»), неожиданно напал на них на Иероне, получившем такое название из-за святилища, сооруженного