§ 1. Донской локальный вариант городецкой культуры и его особенности.
Территория городецкой культуры еще на ранних этапах изучения была разделена на ряд локальных вариантов. Так в обобщающей книге А.П. Смирнова и Н.В. Трубниковой было выделено шесть групп городецких поселений: средне-окская, нижне-окская, северо-восточная, восточная, южная и левобережье (Смирнов А.П., Трубникова Н.В., 1965.
С. 19 - 28). Позднее В.П. Левенок и В.Г. Миронов несколько укрупнили группы, добавили еще одну и представили локальные варианты городецкой культуры следующим образом: московско-рязанский (северо-западный),U / U \ U U / U \
нижнеокский (северо-восточный), центральный, нижневолжский (юго-восточный), донской (Левенок В.П., Миронов В.Г., 1976. С. 17). Каждый локальный вариант имеет свои характерные черты, которые наряду с географическим положением стали основой для его выделения. Наша задача — уточнить особенности донского локального варианта городецкой культуры.
X X ^ KJ KJ KJ KJ KJ
Наиболее заметной отличительной чертой донской городецкой территории
является количественное преобладание селищ над городищами. Для городецкой культуры характерно если не превалирование, то довольно значительное количество городищ, которые и сейчас считаются основным типом памятников культуры. Как показали наши исследования, процентное соотношение городищ и селищ в среднеокском и северо-восточном вариантах составляет соответственно: городища 43,2 %, селища 56,8 % и городища 36 %, селища - 64 %. Можно предположить, что основным местом обитания городецких племен были городища (о чем свидетельствует наличие культурного слоя), селища же были приурочены к городищам, играли вспомогательную роль и имели сезонный характер.
На Дону же ситуация иная. Основным типом поселения являлись селища (94 %). Однако и здесь нельзя исключать бытование небольших стоянок сезонного (временного) характера, так как культурный слой некоторых селищ очень незначителен.
Как уже отмечалось выше, лишь треть исследованных раскопками поселений имели свидетельства более продолжительного периода проживания городецкого населения. Городища (6 %) также не все имеют мощный культурный слой, большинство из них также существовало довольно короткий временной отрезок. Следовательно, к отличительной черте донского варианта можно такжеKJ KJ KJ ^ KJ / KJ \
отнести незначительный культурный слой и таким образом временный (сезонный) характер большинства поселений.
Одной из основных черт городецкой культуры считается размещение поселений группами-гнездами (Монгайт А.Л., 1961. С. 32; Миронов В.Г., 1995. С. 70). Групповое расположение памятников в лесостепном Подонье было отмечено сразу при выделении данного района как новой территории распространения городецкой культуры. Однако в отличие от Верхнего Дона в Рязанском Поочъе группы состоят из 2 - 3 городищ, отстоящими друг от друга на 1 - 3 км, расстояния между этими группами в свою очередь составляют 10 - 15 км (Монгайт А.Л, 1961. С. 32). На Верхнем же Дону только в одном случае расстояние между городищами равно 3,5 км, а в основном — 1 5 30 км. Видимо, и парное расположение городищ для Верхнего Дона не характерно. Структура групп также неодинакова: в классическом варианте это одно-три городища, окруженные селищами, в Подонье это группа селищ иногда с одним городищем. Какого-либо центрального или основного селища, возле которого могли бы концентрироваться другие, на данный момент не выявлено.
Отличается описываемый вариант и типом культовых сооружений. Известные на данный момент сооружения культового назначения представляют собой ямы округлых форм с множеством столбовых ямок, заполненные золой, углем, керамикой, кальцинированными костями животных, птиц и рыб (Миронов В.Г., 1995. С. 80). Подонье в этом отношении можно охарактеризовать лишь на основе одной постройки, разительно отличающейся от описанных выше. Она является ямой, в плане имеющей сначала семиугольник, затем на глубине 1,4 м - круг, а на глубине 2,4 м - квадрат.
С этого уровня идет облицовка вертикальными плахами до уровня 3,96 м. На глубине 0,3 м на приступке обнаружены два сосуда (Медведев А.П., 1993. С. 86). Следовательно, можно предположить, что городецкое население Подонья имело свой особенный культ, связанный с подземными божествами.Следующая особенность донского локального варианта была отмечена уже при выделении самого варианта — это «незначительное количество псевдорогожной и особенно текстильной керамики в культурном слое» (Левенок В.П., Миронов В.Г., 1976. С. 20).
При анализе керамических комплексов памятников городецкой культуры все исследователи первоначально рассматривают соотношение рогожной, сетчатой и гладкостенной керамики (Смирнов А.П., Трубникова Н.В., 1965. С. 16 - 17; Миронов В.Г., 1972. С. 37; Медведев А.П., 1993. С. 66, 72; Вихляев В.И., 2000. С. 20). Для городецкой культуры характерно преобладание рогожной и сетчатой керамики над гладкостенной (Миронов В.Г., 1976. С. 9 - 10), сама рогожная керамика является практически единственным индикатором культуры. Лишь к концу бытования культуры гладкостенная керамика начинает превалировать (Миронов В.Г., 1995. С. 78 - 79).
На городецких поселениях Дона гладкостенная керамика не является преобладающей на всех селищах, но ее процент значителен практически везде. Приведем сводную таблицу соотношения типов керамики по поселениям (Таблица № 3).
Но в некоторых случаях, как, например, на поселении Каменка 1, сравнительный анализ видов поверхности сосудов не совсем корректен, так как отнесение большинства гладкостенных фрагментов к городецкой или среднедонской скифоидной культурам не точно.
Таким образом, за исключением некоторых памятников, гладкостенная посуда имеет значительный процент в керамическом комплексе, около одной трети.
Все исследователи, характеризуя керамику городецкой культуры донского варианта, отмечали ее синкретический характер, а именно следы влияния среднедонской скифоидной культуры (Левенок В.П., Миронов В.Г., 1976.
С. 30; Медведев А.П., 1993. С. 75 - 76; Разуваев Ю.Д., 1997. С. 17; Бирюков И.Е., 1993. С. 55). Возможно, с этим и связан высокий процент гладкостенной керамики.Скифоидное влияние сказалось и на формах сосудов. Характерными для городецкой культуры формами являются банки и слабопрофилирован-ные горшки. Морфология сосудов на Дону более разнообразна, нами выделено 12 видов. Из них к собственно городецкой культуре можно отнести лишь половину, это банки, горшки 3, 8 и 9 типов. Остальные морфологические типы явно сближаются с керамикой соседних среднедонских скифоид-ных племен и лесостепных городищ Посеймья. Так А.П. Медведевым приводились скифоидные аналогии городецким сосудам с поселения Студеновка 3 (Медведев А.П., 1999. С. 41. Рис. 15). Приведем расширенную таблицу аналогий донской посуде (Рис. 69-70).
Отражают скифоидное влияние и приемы оформления и украшения венчиков сосудов. Большинство венчиков из донских керамических комплексов имеют округлый срез, что отличает их от керамики других городецких территорий, где значительный процент венчиков имеет уплощенный срез либо наплыв. Кроме того, собственно городецкие орнаментальные мотивы, такие как рогожка и сетка по обрезу, округлые вдавления, «жемчужины», или наоборот также свойственное отсутствие орнамента по венчику, уступает на Дону орнаментации пальцевыми и ногтевыми вдавлениями и насечками, которые также берут свое начало у скифоидных лесостепных племен.
К их же влиянию стоит отнести и часто встречающуюся в тесте сосудов примесь шамота. Городецкая культура как все лесные культуры характеризуется примесью дресвы в тесте сосудов. В керамике донского варианта примесь шамота представлена наравне с примесью дресвы.
При описании периодизации городецкой культуры В.Г. Миронов роль основного временного индикатора отводил особенностям рогожных отпечатков, их размеру, характеру расположения; он считает, что к III - II вв. до н. э. крупноячеистая фактура сменяется беспорядочными отпечатками (Миронов В.Г., 1995. С.
78 - 79). На наш взгляд, в Подонье это произошло намного ранее. Здесь керамический комплекс характеризуется явным преобладанием нечеткой, затертой и беспорядочной «рогожки», кроме того, она покрывает не всю поверхность сосудов, а лишь их часть. Последнее замечание относится также и к сетчатой керамике. Для сетчатой керамики можно также отметить преобладание из всех ее видов так называемой бороздчатой обработки поверхности.Отличается донской локальный вариант и особенностями состава орудий труда. Городецкая культура традиционно считается культурой, для которой характерен преимущественно богатый костяной инвентарь. Однако на данном этапе исследования этой культуры на Дону нельзя с уверенностью говорить о наличии разнообразных и широко представленных костяных орудий. Как уже отмечалось выше, лишь два поселения дали более-менее представительные коллекции костяных изделий (Пекшево и Сырское).
Кроме того, на Дону можно выделить один тип пряслиц, не характерный для городецкой культуры. Это пряслица, изготовленные из стенок сосудов, как рогожных, сетчатых, так и гладкостенных. Это также является следствием тесных контактов городецкого и скифоидного населения.