Юридическая
консультация:
+7 499 9384202 - МСК
+7 812 4674402 - СПб
+8 800 3508413 - доб.560
 <<
>>

Группы встреч (как разновидность групповой психотерапии).

Дать теоретическое определение ГВ затруднительно ввиду разнообразия опыта, к-й приобретается в группах, относимых к этой категории. Первое употребление термина «встреча» в психотерапевтическом контексте приписывается Якобу Морено.

Современное определение дано Вильямом Шютцем: встреча – это способ установления отношений м\у людьми, основанный на открытости, честности, уверенности в себе, чувстве ответственности перед самим собой, самоконтроле, внимании к чувствам и сосредоточенности на «здесь и теперь». ГВ в США: на Восточном побережье группы, ориентирующиеся на решение конкретных задач, исследующие такие вопросы, как коммуникация, разрешение проблем, лидерство. На Западном побережье ГВ в большей степени ориентированы на создание чувства общности и развитие у участников способности к установлению близких межличностных отношений. Большая часть центров находится на Западе. Лидеры движения ГВ Карл Роджерс и Вильям Шютц. Вклад Роджерса – концепция «основной встречи», она предусматривает веру в возможность индивидуального развития, происходящего тогда, когда члены группы выражают собственные чувства и принимают к сведению чувства других. В отличие от Т-г, в ГВ внимание участников фокусируется не на понимании сути группового процесса и не на развитии навыков межличностного взаимодействия, а на достижении высокого уровня аутентичности и открытости во взаимоотношениях с другими. При этом руководитель старается создать и поддерживать атмосферу безопасности и доверительности, чтобы побудить участников к обмену самыми сокровенными мыслями и чувствами.

Перемены в ГВ в Институте Эсален – центр изучения потенциальных возможностей ч-ка. Центровая фигура – Билл Шютц: трехмерная теория межличностного поведения. Пытался соотнести теорию психоанализа с групповой динамикой. Изучал психодинамическую теорию и основы биоэнергетики + руководил группами НЛП. Сложил все в единую систему. Шютц ввел понятие единства души и тела, к-е стало центральным в концепции открытой встречи. Он исходил из признания того, что эмоциональные конфликты отражаются на физическом состоянии в виде напряжения отдельных мышечных групп и что никакое психотерапевтическое воздействие не будет полным, если оно будет игнорировать телесные ощущения. Как правило, Шютц начинал работу над эмоциональными блоками с изучения того, какие проблемы возникают у ч-ка при принятии определенных поз или совершении движений. Для того чтобы дать выход долго подавляемым эмоциям, участники выполняли особые физические упражнения и пользовались специальными приемами вербальной конфронтации. В настоящее время две основные тенденции: соматические, или телесно-ориентированные подходы (сенсорное пробуждение, биоэнергетические воздействия, структурная реинтеграция), другая больше ориентирована на осознание личностью себя и своих отношений с другими (ГВ, гештальт-группы, психодрама, - предшественники ГВ).

ГВ – это ответвление от Т-групп. Наиболее известными подходами являются концепция «основной встречи» (Роджерс), основывается на разработанной им теории центрированной на клиенте психотерапии. Этот подход направлен в первую очередь на достижение аутентичности в отношениях с другими. В подходе Шютца основное внимание уделяется интеграции души и тела.

Основные понятия (связанные с существующими представлениями о психокоррекционной встрече): 1)Самораскрытие- руководители призывают участников к самораскрытию как к способу достижения близких взаимоотношений. Побуждают к раскрытию своих чувств и мыслей, особенно тех, к-е касаются других участников или событий, происходящих в группе в данный момент времени – в противовес воспоминаниям. Адаптация к жизни в обществе часто требует сокрытия подлинных чувств, потребностей и сомнений. Самораскрытие делает людей уязвимыми и внешне слабыми. Но Сидней Джурард считал, что полное самораскрытие перед другими, на самом деле признак сильной и здоровой личности. Пытаясь скрыть свое подлинное Я мы создаем фальшивый образ себя. Можно остаться с ощущением одиночества, отделенности от других и отчужденности от себя. Подавление важных внутренних переживаний может приводить к психосоматическим расстройствам. Симптомы Ψ проблем – такие как уход в себя, переедание или злоупотребление спиртным и т.д. – м.объясняться стремлением укрыться от боли, с которой сопряжено признание неприглядных сторон своей личности. Разными путями ГВ приводят участников к мысли о возможности раскрытия перед партнерами по группе. Люфт считал самораскрытие уместным, когда оно является результатом развития взаимоотношений. Когда признания соответствуют текущему моменту, когда эти признания делаются постепенно. Отчужденная личность нечетко ощущает собственное Я, и склонна считать себя не более чем исполнителем социальной роли и вместилищем биологических потребностей. Аутентичная же личность выражает себя спонтанно, естественно и открыто делится с группой своими мыслями – это «подлинная» личность. На рис быть подлинным и аутентичным можно пойти только в обстановке, внушающей доверие. Актуальные чувства в отношениях м\у членами группы обычно не раскрываются до тех пор, пока они не пройдут через последовательные этапы группового процесса: фрустрацию из-за отсутствия структуры, сопротивление раскрытию и выражению эмоций, описание прошлых, ничем в данный момент не угрожающих ситуаций и чувств, выражение отрицательных эмоций с целью проверить, насколько группа заслуживает доверия, и, наконец, обращение к личностно значимым темам.

2) Самосознание – выражая свои мысли и чувства и получая на них обратную связь, члены группы обретают возможность взглянуть на себя со стороны. Их самосознание растет по мере того, как они начинают узнавать свои сильные и слабые стороны. Осознание себя ведет к углублению ощущения своего Я, к развитию способности меняться в желаемом направлении. Один из способов предусматривает конфронтацию. Она побуждает индивида к рефлексии, высвечивает противоречия м\у тем, как члены группы воспринимают сами себя, и тем, как их воспринимают окружающие. При правильном применении конфронтация побуждает людей к изучению особенностей своей личности, а не принуждает к немедленному изменению поведения. Чтобы сделать К-ю эффективной, надо четко представлять нужды объекта конфронтации и степень его ранимости. Однако есть ГВ, в которых к-я намеренно проводится грубо и безапелляционно. Один из таких примеров – сайнанон – группы (лечение наркомании). Неподготовленному постороннему может показаться. Что применяемая в них техника конфронтации – это ничем не оправданные нападки и унижения. Однако уже адаптировавшиеся к ним участники видят в безжалостном перекрестном допросе самый эффективный способ преодоления эмоциональных блоков и изменения саморазрушительного образа жизни (наркомании). Еще один аспект самосознания – осознание собственного тела. Руководители групп стремятся к достижению равновесия м\у использованием словесных и физических упражнений. Осознание своего физического Я и работы с ним в психотерапевтических целях основаны на посылке, что эмоции начинают находить выражение в позах, мимике и жестах задолго до того, как приобретается умение выражать их словами.

3).Ответственность: члены группы должны отвечать за свое поведение. Штюц настаивает на том, что группа должна не по-отечески защищать участников, а побуждать их к реализации собственных ресурсов и развитию способности принимать решения. Аномальное и ограничительное поведение само по себе является свидетельством его отказа брать на себя ответственность за свою жизнь. Подчеркивая ответственность клиентов за результат терапевтического процесса, нельзя полностью отрицать и ответственность руководителя за его ход, за развитие чувства ответственности и у самого клиента.

4). Внимание к чувствам :центральное место среди задач любой ГВ занимает обогащение представлений участников об эмоциональном потенциале ч-ка. Способствуя осознанию и приятию глубинных чувств и переживания – будь то радость, печаль, страх, гнев или сексуальные желания, - ГВ утверждают выражение чувств в качестве наиболее адекватной формы подлинных человеческих взаимоотношений. Путь к реализации такого идеала – снижение интеллектуальной Ψ защиты, препятствующей эмоциональному инсайту.

5). «Здесь и теперь». То же, что и в Т-группах.

Основные процедуры: руководители стремятся чтобы лены ГВ пережили значимый эмоциональный опыт, создают атмосферу доверия и близости. Они выявляют области конфликтов, противоречий или уязвимости и концентрируют на них внимание членов группы чтобы побудить их к дальнейшему исследованию собственных чувств. Некоторые основные правила: общаться открыто и честно; обращать внимание на свои соматические ощущения; концентрироваться на чувствах, придерживаться «здесь и теперь». Большинство упражнений помогают эмоционально познать самих себя, а иногда даже способствуют катарсису, вслед за чем участники получают возможность понять произошедшее с ними на сознательном уровне. Виды упражнений зависят от состава группы и стадии развития группового процесса. Установление контакта: на ранних этапах существования группы - усилия на установление доверительных отношений. Члены группы стремятся к «включению» - хотят ощущать свою принадлежность к группе и иметь удовлетворительные отношения с другими членами. При первой встрече можно предложить представиться под псевдонимами, к-е говорили бы о них больше, чем их настоящие имена. Можно попросить разбиться на пары или небольшие группы и обменяться первыми впечатлениями. Некоторые упражнения предусматривают поддержание молчаливого визуального контакта, другие – ощупывание рук и лица партнера. Часто началу работы в группе предшествуют физические упражнения.

Создание доверительной обстановки: ощущение изолированности от группы характерно для тех, кто и в реальной жизни не доверяет другим. Для выработки взаимного доверия существует множество специальных приемов. Н\р «прорвись в круг»: члены группы взявшись за руки образуют замкнутый круг. Участнику испытывающему чувство изоляции предлагается прорваться внутрь круга. Прорывающийся должен понять, что ему необходимо приложить определенные усилия для того, чтобы стать полноправным членом группы. Такой опыт бывает более значим, чем разговоры. Можно предложить участнику также вырваться из круга. Другой прием «доверительное падение»: разбиваются на пары, один из частников начинает из положения стоя с закрытыми глазами отклоняться назад, уповая, что когда от станет падать, его поддержит партнер. Тот пригибается , чтобы подхватить падающего только у самого пола. Падающий должен обратить внимание на свои чувства перед падением и во время падения.

Изучение конфликтов: конфликты в группе нередко возникают когда участники делятся своими чувствами и переживаниями. Некоторые виды конфликтов связаны с лидерством или доминированием. На определенной стадии на первый план выходят соревнование и явное соперничество. При вербальном исследовании руководитель может призвать членов группы к их обсуждению. Возможно изучение на уровне физического взаимодействия. Соперничество и враждебность могут найти выход в рукопашной. В этом случае необходимы меры предосторожности. Элизабет Минц применяет технику «рукопожатия» (м.б. полезно для тревожно настроенных членов, к-е подавляют свои сильные эмоции по отношению к какому-либо персонажу из их прошлого). Предлагается закрыть глаза и положить ладони на сцепленные руки руководителя. Затем р-ль играет роль того персонажа, для чего имитирует его речь при обращении к клиенту. Клиенту предлагается говорить р-лю что придет в голову и одновременно жать на его руки, чтобы выразить свои чувства. Такая комбинация физических и вербальных ср-в приводит к нарастанию сдерживаемых чувств, к-е в конце прорываются. После того как ч-к извлек впечатления детства из глубины и освободился от низ, можно завязать разговор о пережитом, чтобы помочь усвоить полученный опыт на сознательном уровне. Присутствие при этом других членов создает атмосферу поддержки, способствует разрядке.

Изучение сопротивления: Иногда члены группы оказывают сопротивление в защите своих обычных форм поведения. Тогда руководитель может с помощью косвенных методов исследовать это сопротивление и в мягкой форме предложить пойти на риск и продолжить совместную работу. Один из методов: члена группы прося подумать о чем-то сугубо личном, чем ему трудно поделиться с другими. после этого ему предлагают представить себе, что он все же делится секретом с кем-либо в группе, а затем предположить возможную реакцию партнера. Так ч-к фактически сообщает личные предположения относительно реакции на секрет, а не сам секрет. Это способствует установлению обратной связи, + первый шаг к достижению большей открытости. Также полезны фантазии, они помогают открыть дверь в бессознательное, преодолеть сопротивление. Н\р: прием «направленного фантазирования»: руководитель предлагает члену группы какой-то отправной образ. Участник закрывает глаза и начинает фантазировать. Вариантом таких упражнений м.б. фантазии на тему тела: члены группы с закрытыми глазами лежат на спине и совершают воображаемое путешествие по своему телу, зрительно представляя внутренние органы, анализируя свои наблюдения и при это отдавая себе полный отчет в своих чувствах и реакциях. Такие фантазии провоцируют выражение эмоциональных конфликтов в символической форме. Приемы, включающие фантазирование м.б. структурированными или неструктурированными.

Сочувствие и поддержка: важны особенно на заключительных стадиях группового процесса, когда все большее значение приобретает аффективная сфера. Руководитель призывает членов группы проявлять сдержанность в их стремлении защищать друг друга в случаях, когда исследование новых переживания и впечатлений приобретает рискованный хар-р. Потребность ободрить партнера может отражать беспокойство самого помогающего, чем действительную необходимость оказания поддержки. С целью оказать поддержку руководитель может предложить физические упражнения. Н\р группа собирается вокруг участника, стоящего с закрытыми глазами в центре, и толкает его туда – сюда. Выбранный участник при этом должен расслабиться и рассчитывать только на поддержку других, чтобы не упасть.

Разнообразие ГВ. Формы работы в Гв м.б. самыми разными. Некоторые группы встречаются регулярно, а есть «марафонские» группы, где встречи бывают редкими, но долгими – весь день или круглые сутки с небольшими перерывами для отдыха и сна. Марафон – это экстремальный вариант групповой работы. Такие группы придерживаются основных принципов работы ГВ, но в них с большей легкостью создается атмосфера открытости и взаимного доверия. + каждый член может получить толику внимания. Неизбежная при недостатке сна и постоянном эмоциональном напряжении усталость, ослабляет Ψ защиту и повышает склонность к риску.

Критика: Курт Бэк: способность группового процесса провоцировать сильные эмоциональные переживания не всегда благо. Когда самовыражение оказывается самоцелью, без внимания остаются символы и абстракции. Возникающие в процессе занятий сильные эмоции не всегда свидетельствуют о настоящей близости и не особенно значимы. Каждый ч-к использует других в качестве инструмента или объекта для получения опыта и отношения в группе не являются ни личными, ни подлинными.

Поскольку в ГВ поощряется особый интимный стиль общения, нередко участники испытывают трудности при возвращении в обычную соц среду. ГВ побуждают людей выбирать ценностные ориентации, к-е не всегда соответствуют условиям повседневной жизни. Следствием этого м.б. разочарование от того, что новые убеждения разделяются далеко не всеми. Наиболее сложная ситуация возникает тогда, когда группу посещал один из супругов: вернувшись, он обнаруживает, что другой ничуть не изменился и все богатство новых впечатлений вернувшегося его не волнует. Необходимо научиться сдерживать свои ожидания относительно возможности пребывать вне группы в таком же состоянии подъема. Из-за того, что в реальной соц среде бывает трудно придерживаться присущих группам ценностей, нек-е участники становятся зависимыми от групп (переходят из группы в группу, в поисках более сильных и значимых переживаний). Т.к. ГВ поощряют практически любые изменения личности, независимо от их направленности, вероятность получения психической травмы в них больше, чем в других группах. + нет системы этических принципов. Важнейший фактор, от которого зависит результат – д-сть руководителя. Очень мало (или вообще ничего) делается для предварительного отбора участников. Критериями отбора служат умение ч-ка контролировать рискованную ситуацию и возможность для него получить пользу от участия в работе ГВ. Но люди очень сильно различаются по своей способности справляться с сильными переживаниями. Существует опасность того, что какой-нибудь невежа или психопат из числа членов группы (а то и сам руководитель) причинит особо уязвимому участнику непоправимый ущерб. Нек-е люди, освобождаясь от привычных защитный мех-мов не создают других адекватных способов поведения. Группу особого риска составляют индивиды, имеющие неустойчивую психику, но при этом еще и большую потребность в развитии и изменении своей личности. Такие люди с трудом устанавливают межличностные отношения и поэтому не могут извлекать пользу из получаемого в группе опыта.

Плюсы: участие в ГВ способствует повышению чувствительности к нюансам межличностных отношений, развитию способности контролировать свои чувства, повышению самооценки, а также самопринятию. Уменьшает отчужденность, помогает в решении личных проблем. Способность получаемого в группах опыта вызывать долговременные изменения в поведении требует тщательной проверки. Но сторонники метода считают, что даже преходящие изменения имеют ценность.

Отличие от психотерапии: Исходно ГВ считались отличными от традиционных психотерапевтических групп не только по используемым методам и ср-вам, но и по целям. н\р: если психотерапия всегда ориентирована на изменение поведения людей, ГВ способствуют развитию личности. Струп считает, что присущая ГВ нацеленность на непосредственный аффективный опыт идет вразрез с установкой на достижение долговременных целей. Однако границы м\у психотерапией и д-сть ГВ не такие четкие. Во многих психотерапевтических группах практикуются методы, к-е характерны для ГВ. + психотерапия – процесс длительный и непрерывный, а ГВ свойственна краткосрочность. В традиционной групповой психотерапии акцент на выяснении предыстории ч-ка и на распознавании ограничений, к-е присущи личности. В ГВ с их ориентацией на здесь и теперь основное внимание уделяется выбору, к-й каждый участник делает в каждый текущий момент, и на ответственности участника за последствия своего выбора. Если традиционная психотерапия пытается помочь пациентам адаптироваться к обществу, то в группах встреч за каждым ч-м признается право стремиться к радостной и наполненной жизни, к собственной актуализации, личность не обязана адаптироваться к требованиям общества. Руководитель ГВ сам выступает в качестве модели личности, способной к самораскрытию и конфронтации. Традиционные психо-е подходы интеллектуально ориентированы, а в ГВ важность тела и соматических ощущений. Психокоррекционных встречи нацелены на развитие нормальной личности, на достаточно быстрое получение результата. Самораскрытие требуется не только от участников, но и от руководителя. Но в целом различия м\у развитием личности и психотерапией не столь уж четкие.

Существует множество разнообразных активных приемов, с помощью которых руководители ГВ могут побуждать участников к налаживанию контактов друг с другом, создавать атмосферу взаимного доверия, исследовать конфликты членов группы и сопротивление и оказывать поддержку участникам. В рамках Гв можно выделить несколько разновидностей, включая «марафонские» встречи и даже встречи, проводимые в обнаженном виде. Больше всего разногласий по вопросу, является ли самовыражение достойной целью само по себе. Движение ГВ получило чрезвычайно большую популярность, но критики отмечают, что оно лишено руководящих теоретических принципов, что в группах не предусматривается предварительный отбор участников и что адекватных данных об отдаленных последствиях занятий в ГВ пока еще недостаточно. Очевидно, что эти последствия решающим образом зависят от личности руководителя группы и что участники с неустойчивой психикой и неадекватные в отношениях с другими могут получить психическую травму.

1.

<< | >>
Источник: Ответы на экзамены по клинической психологии и патопсихологии. 2016

Еще по теме Группы встреч (как разновидность групповой психотерапии).:

  1. Вопросы
  2. Т-группы (как разновидность групповой психотерапии).
  3. Группы встреч (как разновидность групповой психотерапии).
  4. 1.2. Представления о семье и субъективная картина жизненного пути как составляющие образа мира современного подростка
  5. Вопрос 60. Обучение в области психотерапии.
  6. 23. групповая психотерапия.
  7. 3. СТАДИЯ РАННЕПЕРВОБЫТНОЙ ОБЩИНЫ
  8. § 2.2. Криминологические аспекты предупреждения сексуальной преступности в отношении несовершеннолетних в США
- Акмеология - Введение в профессию - Возрастная психология - Гендерная психология - Девиантное поведение - Дифференциальная психология - История психологии - Клиническая психология - Конфликтология - Математические методы в психологии - Методы психологического исследования - Нейропсихология - Основы психологии - Педагогическая психология - Политическая психология - Практическая психология - Психогенетика - Психодиагностика - Психокоррекция - Психологическая помощь - Психологические тесты - Психологический портрет - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология девиантного поведения - Психология и педагогика - Психология общения - Психология рекламы - Психология труда - Психология управления - Психосоматика - Психотерапия - Психофизиология - Реабилитационная психология - Сексология - Семейная психология - Словари психологических терминов - Социальная психология - Специальная психология - Сравнительная психология, зоопсихология - Экономическая психология - Экспериментальная психология - Экстремальная психология - Этническая психология - Юридическая психология -