ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАУЧНОГО ТЕКСТА

4.3.1. Способы изложения в научном стиле (функционально­смысловые типы речи). 4.3.2. Структура абзаца в научном тексте. 4.3.3. Композиционные принципы научного текста.

4.3.1. СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ В НАУЧНОМ СТИЛЕ (ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ)

Анализируя художественные тексты в рамках школьной програм­мы, вы, конечно, знакомились с такими способами изложения текста, как описание, повествование и рассуждение.

С этими способами изложения мы встречаемся и в научном стиле.

Описание представлено в научном стиле довольно широко и ха­рактеризуется наибольшей простотой и четкостью организации. Цель описания - создание подробного детального представления о каком- либо предмете через множество его отличительных (существенных и несущественных) признаков.

В описании в определенной последовательности перечисляются признаки, свойства, черты какого-либо предмета или явления и уста­навливаются связи между ними, причем так, чтобы у читателя сложи­лось законченное представление о данном объекте.

Элементы описания обычно располагаются по степени значимости таким образом, чтобы каждый последующий элемент добавлял новые сведения к предыдущему. Общее представление о предмете может быть дано как в начале описания, так и в конце.

Такая форма изложения применяется чаще всего при описании но­вой техники, материалов, опытов, экспериментов, приборов, поэтому различают описания предметов, действий и процессов.

В текстах-описаниях используются приемы сравнения, аналогии, противопоставления и прочее; предметом описания обычно являются размеры, протяженность, качество, пространство и т. п.

Описанию принадлежит доминирующая роль в текстах о веществах (текстах по химии). В текстах точных наук, например в математике, оно почти не представлено.

Повествование — «это способ изложения, который представляет собой краткое или развернутое описание процессов, имеющее своей целью строгую, последовательную регистрацию отдельных стадий (этапов, ступеней) развертывания процесса во временных границах его протекания» [Мотина, 1988:28].

Приведем пример.

Середина июля 1971 года. Я, студент 4-го курса факультета вычислитель­ной техники, прохожу практику в лучшем вычислительном центре города Ижевска. ВЦ находится на последнем этаже здания, расположенного на высо­ком берегу водоема, и из окна поверхность воды видна как с вертолета. Вре­мени около 9 часов утра. Оказавшись у окна, я вижу, как небольшое прогу­лочное судно отходит от пристани, осуществляя необычный затяжной разворот и оставляя необычный V-образный след на воде. День ясный, сол­нечный, но ветреный и на поверхности воды крупные волны. Судно ушло и видно уже вдали белой точкой, а V-образный след все еще сохраняется на поверхности воды, несмотря на волны. Этот факт очень заинтересовал меня, но подошло мое время работы на ЭВМ и я, заработавшись, забыл об этом яв­лении.

Около 18 часов я собирался идти домой. Проходя мимо окна, случайно взглянул на поверхность воды и... замер. Необычный V-образный след на во­де, оставленный судном в 9 часов утра, сохранился! Я был потрясен увиден­ным. Ведь на поверхности водоема - небольшой шторм, так как ветер за день усилился, гонит волны с белыми гребешками и каждую секунду перемещает огромные массы воды по поверхности. Но, вопреки всем законам физики, я

вижу четкий V-образный след на воде. За это время он не стал шире, не рас­плылся по поверхности, не сместился в сторону, а сохранился в своем перво­начальном виде. Зачарованный, я еще с полчаса стоял у окна в полном недо­умении (В.Д. Плыкин. «Вначале было Слово.», или СлеД на воДе, 1997).

Объектом повествования может являться процесс (т.е. закономер­ная, последовательная, непрерывная смена следующих друг за другом моментов развития чего-либо) или событие (т. е. тот или иной значи­тельный факт общественной, реже - личной жизни) и т. п. Общая схе­ма повествования включает в себя начало, развитие и конец события.

В текстах-повествованиях (биографическая справка об известном учёном, рассказ об исторических событиях, информация о последова­тельной смене операций в работе или в технологическом процессе) говорится о событиях, развивающихся в хронологической последова­тельности.

Объект повествования в рамках определенных временных границ претерпевает изменения, количественно и качественно меняется. По­вествование фиксирует отдельные стадии изменения объекта от на­чальной ступени до конечного его состояния. Для указанных текстов характерна цепочечная (последовательная) связь предложений.

С помощью рассуждения раскрывается процесс логического вы­вода нового знания о любых объектах и сообщается само это знание. Предметом изложения при рассуждении выступают не сами объекты, а процесс получения нового знания о них.

В простом рассуждении объясняется одна мысль и обычно форму­лируется один вывод, в более сложном - несколько мыслей. Выводов также может быть несколько или один обобщенный.

Рассуждение может быть представлено следующими речевыми произведениями: объяснением нового понятия, явления; введением в объяснение термина; выведением и объяснением формулы, закона; це­пью суждений, объясняющих авторскую точку зрения на что-либо; обоснованием авторской позиции и т.д.

Разновидностью рассуждения является доказательство. Рассужде­ние и доказательство наиболее широко представлены в текстах по ма­тематике.

Сообщение передает информацию о материальных объектах, про­цессах (явлениях), событиях, действиях или отдельных свойствах объ-

ектов. Цель сообщения - информировать читателя обо всех перечис­ленных объектах как о чем-то новом, только что ставшем реальным, существующим фактом.

Некоторые исследователи в качестве самостоятельного способа из­ложения выделяют вывод, однако в «чистом виде», в отличие, скажем, от определения, вывод, как правило, встречается только во вторичных текстах (например, в реферате-резюме, о котором речь пойдет ниже).

В основном же вывод, как естественный компонент композицион­но-смысловой структуры текста (итог), входит в состав текста- рассуждения или текста-повествования.

Для описания характерно перечисление одновременных явлений (отношения параллелизма); для повествования - изложение последо­вательности действий и состояний (временная протяженность); для рассуждения - изложение причинно-следственных (выводных) отно­шений.

С л е д у е т п о м н и т ь, что в современном научном стиле собственно описательные, повествовательные и другие тексты встре­чаются довольно редко. Гораздо чаще можно увидеть совмещение спо­собов изложения в одном тексте. Однако в любом случае сохраняются доминирующие особенности текстов, так или иначе связанные с опи­санием, повествованием и рассуждением.

Наиболее часто в науке встречается определение (дефиниция) - одно из важнейших логических средств, обеспечивающих ясность и однозначность любого текста. Определения используются:

1) при выделении главного, сути предмета, процесса, свойства и т.д.;

2) при введении понятий, ещё не известных читателю или слушателю;

3) при употреблении старого понятия в новом значении или при многозначности термина.

Структура определения жёстко зафиксирована: определяемое плюс логическая связка плюс определяющее. В качестве логиче­ской связки могут использоваться слова: есть, является, представля­ет собой, называется, считается и другие (в русском языке они могут отсутствовать).

Основной принцип построения большинства научных определе­ний - это принцип родовидовых отношений. Понятие подводится под более высокий уровень абстракции (род), а затем указываются частные отличия (вид), например: Обычай (вид) есть правило поведения (род), сложившееся вследствие фактического применения его в течение длительного времени (видовое отличие).

Определяемое в тексте можно поменять местами с определяющим без искажения смысла: Амперметр - прибор Для измерения силы тока. Прибор Для измерения силы тока называется амперметром.

Однако принцип родовидовых отношений не может быть положен в основу определений универсальных понятий - для них рода не суще­ствует. В этих случаях применяется определение через противополож­ность: СвобоДа есть осознанная необхоДимость.

Ошибки при построении определения

Любое определение должно быть соразмерно, т.е. объём опреде­ляемого и определяющего понятий должен совпадать. Несоблюдение этого правила приводит к ошибкам:

1) определяющее понятие шире определяемого: Овца - млекопи­тающее позвоночное животное (заяц, корова, тигр тоже подходят под это определение);

2) определяющее понятие уже определяемого: Кража есть тайное хищение чужих Денег (при таком определении тайное хищение других предметов кражей не является);

3) определение понятия через само данное понятие (тавтология, «порочный круг»): Количество - это характеристика преДмета с его количественной стороны.

Ось - это прямая, вокруг которой происхо­Дит вращение. Вращение - это Движение вокруг своей оси.

В рамках отдельного научного произведения одному понятию мо­жет быть дано несколько определений, которые раскрывают разные его стороны. При помощи дефиниций достигается взаимопонимание между автором и читателем, между общающимися людьми.

В построении учебных и научных текстов чаще используется де­дуктивный метод объяснения материала: текст начинается с определе­ния, затем следуют примеры (от общего к частному). Для научно­популярных текстов характерным является индуктивный метод: текст начинается с примеров, затем выводится определение (от частного к общему).

4.3.2. СТРУКТУРА АБЗАЦА В НАУЧНОМ ТЕКСТЕ

Абзац является структурно-композиционной единицей текста. Он обладает смысловой законченностью, относительной самостоятельно­стью в тексте, наличием особой синтаксической структуры. В научном тексте абзац включает от 3-4 до 7-8 предложений. Предложения в аб­заце соединены по определённым правилам. Существует три вида свя­зи предложений в абзаце: цепочечная, параллельная и комбиниро­ванная.

Чтобы лучше понять, в чём состоит специфика этих видов связи, необходимо усвоить несколько терминов. Термины эти - тема и рема. Движение человеческой мысли осуществляется от уже известного к неизвестному. Мысль выражается предложением, и поэтому в предло­жении вначале называется то, что уже известно тому, кто пи­шет / говорит, и тому, кто читает / слушает. Известное принято назы­вать темой предложения. В конце предложения указывается новая информация, то, для чего оно и было написано или произнесено. Но­вое в предложении принято называть ремой предложения.

Сравним два предложения.

М.В. Ломоносов сыграл в развитии отечественной науки ключевую роль.

В развитии отечественной науки ключевую роль сыграл М.В. Ло­моносов.

По своему словарному составу оба предложения идентичны, внеш­не они различаются только порядком слов. Однако первое предложе­ние отвечает на вопрос: «Какую роль сыграл в развитии отечествен­ной науки М.В.

Ломоносов?» А второе предложение является ответом на вопрос: «Кто сыграл ключевую роль в развитии отечественной науки?» Следовательно, в приведённых предложениях различными являются известное - неизвестное, т. е. тема и рема. В первом предло­жении известно всё, кроме роли Ломоносова в развитии отечественной науки, поэтому ремой является словосочетание ключевая роль, а во втором предложении новой информацией, квантом знания является имя М.В. Ломоносов.

Предложения в абзаце соединяются друг с другом либо при помо­щи дублирования ремы, и тогда это цепочечная (последовательная) связь, либо при помощи дублирования темы, и в таком случае имеет место параллельная связь. При комбинированном виде связь цепочеч­ная и параллельная чередуются.

Приведём пример цепочечной связи предложений в абзаце.

ПреДставим себе материальную точку, которая движется (рема) в пространстве. Линия, по которой движется (тема) материальная точка, называется траекторией точки (рема). Если траектория точ­ки (тема) - прямая линия, то Движение точки называется прямоли­нейным Движением (рема).

На этом примере отчётливо видно, что при цепочечной связи рема первого предложения абзаца превращается в тему второго предложе­ния, рема второго предложения - в тему третьего, как бы присоединяя друг к другу звенья цепи. Отсюда и название - цепочечная. Другое на­звание этого вида связи предложений в абзаце - последовательная связь.

Цепочечная связь, представленная схематически, выглядит сле­дующим образом:

Пример параллельной связи предложений в абзаце можно проде­монстрировать следующим отрывком.

Для слуха (тема) характерна однократная воспроизводимость пе­ред данным слушающим (рема). Важным отличием слуха (тема) явля­ется и то, что он обязательно подвергается дальнейшей трансляции (рема). Для него (тема) необходимо создавать вспомогательные внеш­ние условия (рема). Распространению слуха (тема) зачастую не могут помешать даже противодействующие ситуации (рема).

В данном абзаце тема каждого предложения одна и та же, в каждом предложении к теме присоединяется новая рема, новая информация. Поэтому понятно, почему подобный тип связи называется параллель­ным.

Схематически это можно представить следующим образом.

Дублирование может осуществляться при помощи лексических по­второв, а также путём местоимённых или синонимических замен.

Каждое предложение в абзаце играет свою строго определённую роль: первое и второе предложения обычно выражают основную

163

мысль абзаца, это так называемый информативный центр абзаца. Сле­дующие предложения расширяют и углубляют мысль абзаца; они со­держат аргументы, примеры, цифровые данные. Завершает абзац пред­ложение-вывод. Абзацы, имеющие вывод, располагаются обычно во вводной и заключительной частях текста. Чаще встречаются «усечен­ные», не содержащие вывода абзацы. Например:

1. В 1687 гоДу английский математик Исаак Ньютон преДставил миру три простых закона, на которых зижДется вся современная ме­ханика. 2. Первый закон гласил: «Тело нахоДится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного Движения До тех пор, пока какая- либо внешняя сила не вывеДет его из этого состояния». 3. Это озна­чает, что покоящийся камень спокойно пролежит целую вечность, пока какой-нибуДь толчок не заставит его Двигаться. 4. Но сам он никогДа не сДвинется ни на миллиметр. 5. Первый закон поДчёркивал инертность тел, поДнимал её До статуса естественного закона, по­этому Первый закон Ньютона называют ещё принципом инерции.

Исходя из сказанного, информативным центром данного абзаца яв­ляются предложения 1 и 2. Развивают тему предложения 3 и 4. Итог (вывод) содержится в предложении 5.

4.3.3. КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО ТЕКСТА

Композиция - это строение, соотношение и взаимное расположе­ние частей произведения. Любое научное произведение, независимо от области науки и жанра, содержит две взаимосвязанные части: описа­тельную (обзорную) и основную. Введение входит в первую часть, за­ключение - во вторую.

В описательной (обзорной) части отражается ход научного иссле­дования. Во введении обосновывается актуальность научного исследо­вания, формулируются предмет исследования, цели и методы, излага­ется, при необходимости, история вопроса и прогнозируется ожидаемый результат.

В основной части научного произведения освещаются методика и техника исследования, а также полученный результат. Все материалы, не являющиеся принципиально важными для понимания проблемы, выносятся в приложение. Для научного исследования обязателен спра­вочно-библиографический материал, который помещается в конце ра­боты. Выбор композиции научного произведения, её детализация зави­сят от области науки, жанра, от вида решаемой научной задачи, из­бранного метода исследования и т. д.

Для учебной сферы деятельности наиболее актуальны жанры учеб­но-научной и научно-информативной литературы. Обучаясь в вузе, студенты пишут конспекты, тезисы, рефераты, доклады, курсовые и дипломные работы, полезны также навыки написания отзыва, рецен­зии, научной статьи, аннотации и т. п.

Каждый из этих жанров имеет свои специфические черты.

4.4.

<< | >>
Источник: Русский язык и культура речи : учеб. пособие / авт.-сост. Н.Я. Зинковская, Н.И. Колесникова, Е.В. Маркелова; под ред. Н.И. Колесниковой. - Часть I. - Новосибирск : Изд-во НГТУ,2009. - 252 с.. 2009

Еще по теме ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАУЧНОГО ТЕКСТА: