5. Редактор и автор, редактор и читатель, редактор и текст.
Схема массовой коммуникации предполагает несколько элементов: автор – текст – читатель. Если текст не соответствует общепринятым требованиям, то общение затруднено. Например, текст рекламы: Имодиум; жизнь — это не только поиски туалета или Ты вошел — весь вагон вышел.
Если бы текст, до того как попали к читателю, побывали в руках квалифицированного редактора, они бы не вызывали сейчас ехидную усмешку.Чтобы свести к минимуму возможные помехи (усмешка — это тоже помеха) в речевой коммуникации, повысить информативность и убедительность текста, существует институт редактирования. Место редактора в схеме коммуникации можно определить так:
Редактор и Автор. Работа редактора с автором связана со многими сложными проблемами. Редактор-специалист имеет право вмешиваться в авторский вариант, вносить изменения. Лучше всего, если редактор и автор работают сообща — и тогда, когда зарождается замысел текста, и тогда, когда произведение готовится к публикации. Автор и редактор обсуждают концепцию текста, оценивают его литературную форму Редактор предлагает варианты правки, а автор сам вносит изменения.
Однако часто редактору приходится самому готовить текст к публикации. Такая ситуация накладывает на него дополнительную ответственность и требует профессионализма. В любом случае автор должен быть ознакомлен с выправленным вариантом до публикации. Это обязательное требование профессиональной этики.
Работая с текстом, редактор должен поставить себя на место автора, понять его логику, точку зрения на тему и проблему материала, индивидуальные особенности стиля и только тогда предлагать варианты правки. Исправления, предложенные редактором, должны быть глубже по содержанию, точнее по композиции, стилю, чем авторский текст. В противном случае вмешательство бессмысленно.
Из двух равноправных вариантов изложения: авторского и редакторского — предпочтение отдается первому. Если авторский вариант привлек внимание нестандартностью формулировки или хода мысли, не надо торопиться вносить правку, подгоняя его под общеизвестные образцы: возможно, именно такое изложение наилучшим образом передает нюансы замысла.Научиться правильно понимать автора— дело не простое. Бывает, что редактор и автор видят одну и ту же ситуацию по-разному.
Второй вопрос, важный для взаимоотношений автора и редактора, — каковы пределы возможного редакторского вмешательства в текст? Вкратце на него можно ответить так: редактор не автор, а только его помощник, замечания и исправления редактора должны быть объективными и учитывать позицию автора.
Редактор и читатель. Редактор непосредственно не контактирует с читателем, но должен представлять себе его интересы, потребности и т.д.
Без этого невозможно узнать, сможет ли привлечь и удержать внимание аудитории автор. Редактор – 1й читатель материала. Он может сделать предварительные выводы, будет ли текст понят другим.
Для текстов СМИ и рекламы важным оказывается фактор первоначального восприятия текста. Опытные редакторы говорят: «Если хотя бы одному человеку непонятно прочитанное с первого раза, значит, оно будет непонятно многим». Таким «одним» человеком нередко оказывается редактор, и его профессиональная задача — разобраться, почему текст оказался не понят. А причины могут быть и смысловые, например нечеткое представление темы, путаность мысли, и стилистические, когда изложение провоцирует возникновение неправильных ассоциаций (напр.: «Запои. Круглосуточно»).
Кроме того, одна из коммуникативных особенностей восприятия произведения аудиторией в условиях массовой коммуникации — необязательность ее знакомства с текстом. Нередко читатели отбрасывают ненужную, скучную информацию и лишь бегло просматривают текст. Редактор должен это учитывать.Автор должен уважать свою аудиторию, соблюдать этические нормы публичного общения, которые складывались веками и в которых отражен менталитет нации.
Нравственных ограничений в выборе тем и их трактовок, в выборе языковых средств никто не отменял.Прогнозируя понимание и оценку текста аудиторией, редактор не должен ориентироваться только на себя. Он оперирует обобщенным представлением о потенциальных читателях, которое складывается из таких параметров, как особенности аудитории общего или специализированного издания, ее возраст, пол, уровень образования и интересы. Для неспециализированных средств массовой информации принятия критерий усредненного читателя. Это человек со средним образованием, удовлетворительно усвоивший школьный курс по основным дисциплинам.
Редактор и текст. Основной предмет творческих усилий редактора — текст. Одна из основных функций редактора — контроль качества речевого произведения. Помогают его осуществлению и соблюдение целесообразной последовательности редакторских действий с рукописью, и учет психологических закономерностей редакторского труда.
На первом этапе происходит знакомство с произведением и постановка задачи редактировании. Редактор анализирует, насколько соблюдены заданные заранее параметры материала: объем, жанр, тематика, выявляет достоинства и недостатки рукописи, составляет представление о том, каков мог бы быть текст в идеале, исходя из представленного варианта. Затем он решает, вернуть ли материал на доработку с соответствующими замечаниями и рекомендациями или принять его в работу, как и в какой степени править. Сам процесс редактирования наиболее длительный.
Чем больше знает редактор, чем активнее он может применить свои знания при анализе текста. Конечно, редактор не может сравняться в узкопрофессиональных знаниях со специалистом, но он должен стремиться к тому, чтобы знать о предмете текста как можно больше. Анализ литературной формы произведения требует от редактора немалых специальных знаний в области литературоведения, теории жанров, стилистики, психологии читательского восприятия, а также чутья и вкуса. Его задача — сохраняя авторский стиль, следовать существующим традициям, нормам, а если отступать от них, то делать это обоснованно, не оскорбляя ни автора, ни аудиторию.
Сами же исправления не должны выглядеть чужеродными вкраплениями, заплатами. Если правка сделана грубо, это заметит не только автор, но и читатели. И авторитета изданию такая работа не прибавит. Редакционная подготовка текста очень часто ограничена во времени. И принимать решения, и работать надо быстро. Основные принципы работы редактора:· Ознакомьтесь сначала с текстом в целом, составьте четкое представление о его содержании, цели, концепции, композиции, стиле.
· Не начинайте правку, не дочитав текст до конца
· Помните о том, что в любой его части может иметься неточность, погрешность. Это называется установкой на возможную ошибку.
· Правьте только после того, как устранить возможный порок текста
· Обязательно учитывайте контекст.
· Не задерживайтесь на трудных для правки местах долго. Возвращайтесь к трудному месту после целой правки
· Ограничивайтесь минимально необходимыми исправлениями,
· Внося их, сопоставляйте свой и авторский варианты, выбирайте лучший.
· Критически относитесь не только к авторскому варианту, но и к своему