ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

10. Основные требования к композиции произведения. Работа редактора над композицией текста.

Термин «композиция» в переводе с латыни означает «составление». Как раздел искусствоведения, литературоведения и языкознания учение о композиции выявляет закономерности построения целостного речевого произведении, роль его отдельных частей, их взаимосвязей в воплощении замысла автора.

А сама композиция текста — это строение, структура произведения, последовательность смысловых фрагментов, образующих целостный и связный в отношении содержания и формы текст. Через композицию цепочка предложений, которой представлен любой текст, приобретает смысловую целостность.

Композиция — одна из универсальных, основополагающих категорий, связывающих языковую форму с содержанием, а не чисто формальное явление.

Есть жанры, в которых количество и последовательность смысловых элементов жестко заданы, например тексты оперативной информации, рекламные объявления и плакаты, инструкции, афиши и пр. Это облегчает их обработку с помощью компьютера. Другие допускают варьирование набора смысловых элементов и порядка их изложения, но предполагают наличие обязательных аспектов содержания, например расширенные информационные заметки, репортажи. И наконец, есть жанры достаточно свободные — зарисовки, очерки, эссе, аналитические тексты, например статья. Но каковы бы ни были содержание и жанр текста, выбор смысловых элементов и их расположение важны всегда, даже когда текст состоит всего из двух-трех фраз и решаются не художественные, а чисто практические задачи.

Требования к композиции текстов массовой коммуникации основаны на закономерностях логически правильного мышления. Они включают:

■ соответствие выбранного композиционного принципа теме, клее текста, специфике фактического материала;

■ последовательность в изложении, отсутствие перескоков с одного предмета на другой или неоправданных повторений, четкость композиционных переходов от одного аспекта темы к другому, четкость и мотивированность связей между частями;

■ ход изложения — от известного к новому, неизвестному, от настоящего к будущему, от причин или условий к следствиям;

■ полноту, исчерпанность темы в пределах авторского замысла и жанра текста

■ соразмерность частей произведения, но с учетом важности каждой из них (что важнее — о том больше и говорим);

* четкость рамочных элементов произведения

* целесообразность различных композиционных приемов

Дробность членения текста зависит от его назначения и аудитории.

Принято считать, что чем популярнее издание, тем более дробным может быть деление текста. В частности, это утверждение доказывается практикой средств массовой информации — тенденцией дробить развернутые тексты на относительно самостоятельные фрагменты, каждый из которых имеет свое название — подзаголовок.

Такое членение помогает читателю ориентироваться п содержании и избавляет от монотонности сплошного текста.

В композиции текста принято различать несколько частей, каждая из которых имеет свое назначение. Еще античные риторы выделяли вступление, основную часть и заключение. Вступление вводило в курс дела, ставило проблему, в основной части проблема разрабатывалась, и заключение подводило итог сказанному. В самом общем виде те же части выделяются и сейчас. Но по роли и коммуникативным требованиям принято противопоставлять рамочные элементы композиции и основную часть.

Рамочные элементы — это и элементы самого текста, и газетной или журнальной полосы в целом. К рамочным элементам (кроме некоторых жанров рекламы) относятся заголовки, подзаголовки, вступления, заключения, врезы — выделенные графически абзацы, резюмирующие тему. В рекламе текстовые рамочные элементы имеют свои наименования. Это слоган — основная ударная фраза текста, содержащая рекламное предложение, и эхо-фраза — также ударная фраза текста, поддерживающая, комментирующая слоган. Своеобразие рекламы в том, что она может состоять только из этих элементов и последовательность их может варьировать.

К рамочным элементам полосы издания относятся рубрики, которые называют тему серии материалов, публикуемых продолжительное время, и выделители, называющие тему одного или нескольких материалов, а не постоянной серии, и занимающие место рубрики.

Основные функции рамочных элементов композиции:

■ обозначение рамок текста, т.е. выделение его в потоке коммуникации;

• привлечение и удержание внимания адресата;

• информирование о теме и содержании текста;

■ в рекламе еще и афористичное формулирование рекламного предложения, формирование положительного отношения к предмету рекламы.

Рамочные элементы, кроме заключения, всегда графически выделены, и к ним предъявляются несколько иные требования, чем к основной части. Например, стилистически любой рамочный элемент должен быть особенно выразительным и информативным.

Назначение основной части — передать информацию по теме в оптимальной языковой форме. Принято выделять два основных композиционных принципа, в соответствии с которыми организуется содержание основной части: сюжетный и логический. Сюжетный принцип композиции предполагает построение текста в соответствии с законами сюжета и фабулы художественного или публицистического произведения и используется прежде всего п литературе и художественно-публицистических и сатирических жанрах СМИ: очерках, зарисовках, фельетонах. Наиболее простая композиция, соответствующая сюжетному принципу, состоит из хронологической последовательности фактов, представляющих то или иное событие в развитии. На такой основе создаются репортажи как целостные произведения. Кроме того, хронология — это принцип систематизации смысловых компонентов повествования как способа изложения.

Логический принцип композиции предполагает следование общим закономерностям правильного, логичного мышления, отражающимся в плане текста. Строится план по правилам деления понятий и в соответствии с основными топосами — типичными мыслительными схемами, применяемыми при раскрытии содержательно родственных тем. В риторике описано примерно два десятка топосов, среди них такие, как «род — вид», «определение», «свойства предмета, его качества, признаки», «причина — следствие», «обстоятельства», «примеры и свидетельства», «сопоставление». План и соответствующий топос предполагают анализ явления от целого к части, от более важных признаков к менее важным, от настоящего состоянии к перспективам будущего, от причин к следствиям и другие последовательности, соответствующие закономерностям мышления и реальному положению вещей. В теории композиции построение текста в соответствии с ними получило название нулевого уровня композиции.

Подавляющее большинство текстов СМИ, рекламы и пиара создаются на основании таких схем. Поскольку эти тексты не являются художественными, в их построении главенствующим принципом выступает логическая организация текста.

Понятие композиционных приемов в разных источниках трактуется по-разному: либо как основа композиции, т.е. в нашей концепции как синоним композиционного принципа, либо как мотивированные темой и авторской задачей отступления от основного композиционного принципа. Известно очень много композиционных приемов, трансформирующих изложение, соответствующее нулевому уровню композиции, в частности вставные новеллы, авторские отступления — размышлении над темой, эффект обманутого ожидания, отступления от хронологической последовательности. С их помощью можно заинтриговать аудиторию, дать попутные комментарии, добиться эффекта ускорения или замедления изложения и многое другое. В информационных и аналитических текстах массовой информации и паблик рилейшнз композиционные приемы — явление не столь частое.

Как особый элемент композиции, обеспечивающий внутренние связи подтем и закономерный переход от одной к другой, следует выделить слова и фразы-скрепы. Простейшие слова-скрепы — во-первых, во-вторых, кроме того и т.п. Анализ и оценка композиции происходят на этапе углубленного чтения. Задача редактора — проверить соответствие избранного композиционного принципа теме» последовательность, полноту изложения. целостность и связность текста, соответствие выбранной композиции содержанию и замыслу, оправданность композиционных приемов. Правка композиции, структуры текста — один из первых этапов правки-обработки. Не выправив ее, нецелесообразно исправлять другие недочеты, скажем стилистические, с чего часто начинают неопытные редакторы. Это все равно что начать отделку здания, не убедившись в прочности его стен и крыши. Проделанная работа окажется попросту бесполезной, если в дальнейшем будут обнаружены конструктивные недостатки рукописи.

Работа с основной частью текста.

Главные редакторские требования к содержанию — полнота и последовательность изложения, четкая взаимосвязанность частей, их соразмерность, обоснованность композиционного членения текста. Текст, разбитый на части механически, без учета смысла, или хаотичное, плохо организованное изложение только затрудняют понимание.

Проанализировать эти качества помогает составление плана текста. Если текст мал по объему, достаточно плана в устной форме, но все равно он служит опорой и автору при написании, и редактору при анализе и правке текста. Говоря о смысловых и, соответственно, композиционных элементах, которые могут стать основой плана, обычно имеют в виду более или менее развернутые фрагменты, освещающие какой-либо один аспект темы, начиная с части, главы, параграфа и заканчивая одним или несколькими сверхфразовыми единствами. Но в краткой информации за такой фрагмент можно принять одно предложение или даже его часть. Критерий выделения — смысловое единство фрагмента. Каждый такой фрагмент, за исключением отдельного предложения, также имеет внутреннюю структуру, соответствующую закономерностям избранного способа изложения.

Существует несколько разновидностей планов. Первая (характерна для издательств) — это план-проспект. Он составляется перед написанием работы, его цель — в обшей форме показать структуру и содержание будущей рукописи. При работе с текстами массовой информации и паблик рилейшнз планы-проспекты не составляют, но, когда обсуждается тема, объем и форма будущего текста, редактор и автор делают нечто подобное, только устно.

Вторая разновидность — план рукописи. Он составляется редактором на этапе углубленного чтения и обнажает смысловую основу, делает очевидными недостатки содержания и построения текста. Именно его составление позволяет выявить такие типичные недостатки текста, как:

- несоответствие избранного композиционного принципа теме, идее текста, специфике фактического материала;

- мозаичность — непоследовательность изложения, неудачное расположение частей;

- неполнота — отсутствие существенных для данного жанра и данной темы аспектов содержания;

- несоблюдение избранного принципа изложения;

- неудачное членение текста на части;

- неудачные композиционные приемы;

- отход от темы;

- несоразмерность частей: непроработанность одних аспектов содержания или излишняя детализация других.

На основе плана рукописи редактор составляет план редакторских изменений, в котором отмечает недостатки текста. В дальнейшем на его основе проводится правка-обработка.

Работа с рамочными элементами текста. Рамочные элементы композиции, предназначенные не только для информирования о содержании текста, но и привлечения к нему внимания, выделения его среди других, оцениваются по несколько иным критериям, чем основная часть.

Работая с заголовками, подзаголовками и слоганами, редактор оценивает их соответствие логическим и стилистическим требованиям. Основное логическое требование — соответствие закону тождества. И заголовки, и подзаголовки, и слоганы должны, хотя бы в обобщенном виде, называть тему текста и иметь определенный логический объем, совпадающий с темой текста. К нарушениям этого правила относятся:

- полное несоответствие теме: например, текст об одной из фирм, делающей стеклопакеты, назван: Московских окон мутноватый свет, а информация о новом средстве борьбы с храпом — Без скальпеля;

- частичное несоответствие содержанию, т.е. очень широкий или узкий по отношению к теме объем. Так, заголовок: Слабое место в защите горожанина — предшествует тексту о новом средстве борьбы с грибковыми заболеваниями;

- случайные, не соответствующие теме или предусмотренные, но пошлые двусмысленности, не позволяющие считать их каламбуром. Например, сборник стихов назван: Души порывы (скорее уж так надо было назвать рецензию на эту книгу), а информации о грядущей переписи населения — Всех поставят на счетчик.

Составители рекламных текстов, предлагая заголовки и слоганы, нередко следуют особым рекламным стратегиям, которые позволяют вызвать интерес и положительное отношение потребителя к товару. К числу таких стратегий и относится постановка в заголовке проблемы или фиксация внимания на путях ее разрешении. Видимо, эти цели преследовали авторы некоторых упомянутых выше примеров. Но и в таком случае в основе рекламной стратегии лежит соблюдение закона тождества: потребитель должен прежде всего правильно понять рекламиста. Слоган: Без скальпеля — мог бы быть эффективен в качестве элемента рекламной стратегии «постановка проблемы — ее разрешение», если бы речь шла о новации в медицине, позволяющей обойтись без неизбежной в прошлом операции. Но предлагать лечить храп «без скальпеля» дли большинства потребителей все равно, что предлагать таким же образом лечить головную боль или насморк. Стилистическое оформление заголовков, подзаголовков, слоганов продиктовано их особым назначением — привлекать и удерживать внимание, четко обозначать рамки текста (для слоганов это еще и обязательное ненавязчивое побуждение купить предлагаемый товар). Основные требования, которым они должны отвечать, — краткость, точность, четкость, простота, по возможности оригинальность и обязательно уход от штампов.

Опытные журналисты и редакторы рекомендуют составлять заголовки из ключевых, самых важных для темы слов, но при этом избегать неоправданного, не прокомментированного контекстом употребления узкоспециальных, новых понятий, варваризмов, малоизвестных имен собственных, т.е. необщеупотребительной лексики. С этой точки зрения не годятся заголовки типа: Агреман за агреманом (агреман — особый вид дипломатического соглашения), Драфтуют все (драфт — сезонное заключение контрактов со спортсменами) и им подобные.

Те же требования предъявляются и к рекламным слоганам. Каждое слово в них должно быть точно подобрано и соответствовать языковому значению, цели автора, особенностям восприятия аудитории. «Reebok» - Будь всегда в форме, — предлагает реклама спортивной одежды, и она будет понята. Но, желая крикнуть громче конкурентов, рекламисты нередко забывают о таком простом требовании, и в слогане — основной фразе любой рекламы — значение ключевого слова оказывается размытым. «Pumpers» — революция в подгузниках; Майонез «Ряба» — вкусная сказка; Старый друг лучше новых... (о майонезе); Доверьте свои волосы эксперту (о краске для волос).

И заголовок, и слоган должны быть выражены в синтаксически простой, лаконичной, легко запоминающейся форме. Поэтому так популярны различные неполные и односоставные предложения: — Куда летишь? — В «Арбат-престиж»; Товар — сейчас, деньги — потом; Героиновую зависимость лечат везде, а вылечивают в Бишкеке,

Ни заголовок, ни слоган нельзя засорять лишними словами и знаками препинания.

Очень популярно в заголовках обыгрывать цитаты. Желательно, чтобы заголовок, слоган верстался в одну строку. Но если это невозможно, то разбиение на строки должно соответствовать смыслу.

Не обязательный, но часто используемый элемент заголовочного комплекса — подзаголовок. Он может сопутствовать основному названию или служить для выделения отдельных частей текста. Если заголовок называет тему в общем виде, то подзаголовок в краткой емкой форме уточняет, комментирует его, сообщает новость: Лосьон через Интернет — заголовок, В три раза дороже. Зато наверняка — подзаголовок.

Редактор должен проследить, чтобы заголовок и подзаголовок составляли единое смысловое целое и чтобы подзаголовок уточнял основную мысль. В остальном к нему предъявляются тс же требования, что и к заголовку. Поиски лаконичного точного заглавия любого типа — задача из наиболее трудных.

Следующий не обязательный, но часто встречаемый рамочный элемент — врез: выделенный графически фрагмент текста. Обычно врез располагают после заголовка. Он может сообщать основную новость, резюмировать содержание в целом, оценивать его с какой-либо точки зрения, сообщать интересные факты, драматичные подробности.

В рекламе и текстах паблик рилейшнз как врез нередко оформляется информационный повод — проблема, которую предлагается решить обозначенным в тексте способом: Я получил в наследство квартиру, хочу ее продать. Подскажите, как это сделать без риска. Далее информация о рекламируемом агентстве. Или: Год был тяжелым, накопилась усталость, апатия, мучают головные боли, бессонница. Неужели это старость? Неужели это необратимо? Нет, чаще всего такое состояние связано не с биологическим возрастом, а с проблемами нормальной работы головного мозга и сосудистой системы. Что же делать? Далее информация о новом лекарственном средстве и фирме-дистрибьюторе. Задача редактора — оценить, правильно ли отобраны факты для вреза — они должны раскрывать тему или подводить к ней, привлекать и удерживать внимание.

Вступление также относится к рамочным элементам композиции. Это обязательная часть любого текста. Требования к нему — четкая формулировка темы, яркость, запоминаемость, привлечение внимания, формирование отношения к поставленной проблеме. Наиболее распространенные недостатки: затянутость и несоответствие теме или жанру. Часто в погоне за яркостью авторы сообщают о наиболее впечатляющих подробностях темы, которые могут быть второстепенными или не характеризующими содержание текста в целом.

И последний обязательный рамочный элемент композиции — концовка (за исключением краткой информации, которая в соответствии с требованиями жанра может иметь открытый конец). Ее назначение — подвести итог, последней ударной фразой выразить отношение к теме, убедить читателя в своей правоте.

<< | >>
Источник: Стилистика и культура речи русского языка. Ответы к экзамену. 2017

Еще по теме 10. Основные требования к композиции произведения. Работа редактора над композицией текста.: