ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

3.3. Композиция речи

Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности его излагать.

Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи.

Слово «композиция» восходит к латинскому compositio, которое означает «составление, связывание». В современном литературном языке оно имеет несколько значений:

1. Строение, соотношение и взаимное расположение частей.

2. Произведение (скульптурное, живописное, музыкальное, литературное), сложное или неоднородное по своему составу.

3. Теория сочинения музыкальных произведений.

4. Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов (спец.) .

В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом композиция употребляются также близкие по смыслу слова построение, структура.

Характеризуя композицию ораторской речи, обязательно учитывают, как соотносятся между собой и со всем текстом части выступления. Если соотношение нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю. Представьте себе, что оратор должен был выступить с информационным сообщением на тему: «Зимние Олимпийские игры». Естественно, аудитория предполагала услышать рассказ об Олимпийских играх, узнать имена новых чемпионов, результаты последних соревнований. Однако этого не произошло. В течение восьми минут оратор делал вступление – говорил об истории Олимпийских игр, на изложение основной темы речи ему осталось лишь две минуты.

Понятно, что сведений о состоявшихся соревнованиях ему удалось сообщить очень мало. И хотя оратор интересно рассказывал об истории Олимпийских игр, слушатели остались недовольны, так как их ожидания не оправдались. Из за неправильного построения речи, нарушения соотношения между частями выступления оратору не удалось реализовать целевую установку, выполнить поставленную перед ним задачу.

План как основа композиции. Приступая к работе над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, т. е. составить план. По определению «Толкового словаря русского языка», план – это взаимное расположение частей, краткая программа какого нибудь изложения.

Речи, написанные без предварительно составленного плана, как показывает практика, обычно имеют существенные композиционные недостатки. Оратор, не продумавший последовательности выступления, нередко «уходит» от основной темы, не укладывается в отведенное для выступления время. «Для успеха речи, – писал известный русский юрист и общественный деятель А.Ф. Кони в статье „Советы лекторам“, – важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, то такую речь почти невозможно слушать» .

Предварительный план. На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы. Так, после выбора темы выступления рекомендуется составить предварительный план будущей речи.

Обычно каждая тема требует решения многих вопросов. Например, в выступлении на тему об охране окружающей среды можно говорить о загрязнении воздуха, рек, морей, водоемов, об истощении почвы, об уничтожении лесов, растительности, о защите животного мира и т. д. Поэтому важно сразу определить, какие конкретно проблемы предполагается осветить. Из перечисления вопросов и состоит предварительный план, который помогает более целенаправленно подбирать литературу и фактический материал для выступления. Конечно, в процессе изучения литературы, анализа подобранного материала план может измениться, однако его стержневая роль сохранится.

Предварительный план отражает собственное решение оратором темы выступления, его личный подход к данной проблеме.

Рабочий план. После того как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план. При его написании необходимо не только выделить вопросы выбранной темы, но и отобрать из них самые существенные, определить, в какой последовательности они будут изложены. В рабочий план включают формулировки отдельных положений, примеры, факты, цифры, которые будут использованы в речи. Составление такого плана помогает лучше продумать структуру выступления. Когда он написан, легче определить, какие разделы оказались перегружены фактическим материалом, какие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, так как они менее существенны для раскрытия данной темы, какие включить и т. д. Это дает возможность устранить недостатки в построении речи. Рабочий план может иметь несколько вариантов, потому что в процессе подготовки выступления он уточняется, сокращается или расширяется.

Интересным примером в этом отношении служит любопытный документ, хранящийся в квартире музее Н.А. Некрасова в Санкт Петербурге, – план речи, произнесенной литературоведом В.Е. Евгеньевым Максимовым 5 декабря 1946 г. при открытии этого музея:

«Мы возвращаем поэту его дом».

Значение «дома». Здесь протекала его:

1) поэтич. деятельность, какие произведения;

2) журнальная деятельность,

какие журналы и сколько (1857–1877).

Здесь помещался главный штаб революционно демократической литературы.

«Мы возвращаем поэту дом» и в более узком смысле этого слова. Здесь проходили наиболее важные события его жизни:

1) отцвела и расцвела любовь;

2) расцвела дружба с Ч. и Д.;

3) великое утешение».

Видно, что в первой части речи оратор говорил о творческой и общественной деятельности писателя, во второй – о событиях его личной жизни. План в какой то мере передает эмоциональный настрой оратора. Чувствуется, что В.Е.

Евгеньев Максимов, один из редакторов Полного собрания сочинений Некрасова, инициатор создания мемориального музея, знаток биографии поэта, говорит о нем тепло, сердечно, заинтересованно.

Характерной особенностью рабочего плана, как и предварительного, является то, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдельные слова.

Основной план. На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей, чтобы облегчить им восприятие речи. Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Он сообщается слушателям после объявления темы или во введении при раскрытии цели выступления. Следует, однако, иметь в виду, что план речи не всегда оглашается. Это зависит от вида речи, от состава и настроя аудитории, от намерений оратора. Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях и т. п. Слушатели обычно во время таких выступлений ведут записи, и план помогает им следить за ходом изложения материала. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно.

Простой и сложный план. По структуре планы бывают простыми и сложными. Простой состоит из нескольких пунктов, относящихся к основной части изложения темы. Его можно превратить в сложный, для чего необходимо пункты разбить на подпункты. Главное – он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому.

Стандартных, одинаковых планов даже по одной и той же теме не существует. Каждый выступающий по разному подходит к освещению темы и составляет свой план речи. Более того, у одного и того же оратора могут быть различные варианты плана по теме выступления.

Составные элементы композиции. После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своего выступления.

Как отмечают теоретики ораторского искусства, наиболее распространенной структурой устного выступления с античных времен считается трех частная, включающая в себя вступление, главную часть, заключение. Каждая часть имеет свои особенности, которые необходимо учитывать во время подготовки. Эти особенности обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения. Например, ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или в конце сообщения. В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так называемого закона края. Рассмотрим эти составные элементы композиции.

Вступление. Оттого, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает их внимание. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Важная психологическая задача – подготовить слушателей к восприятию данной темы.

Известно, что слушатели бывают по разному настроены перед началом речи, так как руководствуются разными мотивами. Одни приходят, потому что их интересует тема выступления. Другие присутствуют в силу необходимости: являясь членами данного коллектива, они обязаны быть на этом мероприятии. Первая группа с самого начала готова слушать оратора, вторая – сидит с установкой «не слушать», а заниматься «своими» делами (читать, разгадывать кроссворды и т. п.). Но ведь оратору необходимо завоевать внимание всей аудитории, поэтому очень важно начало речи, так называемый зачин. Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания.

Во вступлении может быть использована цитата, которая заставит слушателей задуматься, глубже осмыслить высказанное положение. Пробуждает интерес к выступлению, помогает внимательно слушать и рассказ о каких либо значительных событиях, имеющих отношение к данной аудитории, к теме выступления.

Эффективный прием – задавать вопросы слушателям, что позволяет активизировать их внимание.

А.Ф. Кони учил лекторов, что первые слова должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны, они должны «зацепить» внимание слушателей. В статье «Советы лекторам» адвокат приводит несколько примеров таких необычных, оригинальных вступлений и дает соответствующее пояснение к ним. Знакомство с этими примерами и комментариями представляет интерес для всех, кто учится выступать публично.

«Надо говорить о Ломоносове, – пишет автор. – Во вступлении можно нарисовать (кратко – непременно кратко, но сильно!) картину бегства в Москву мальчика ребенка, а потом: прошло много лет, в Петербурге, в одном из старинных домов времен Петра Великого, в кабинете, уставленном физическими приборами и заваленном книгами, чертежами и рукописями, стоял у стола человек в белом парике и придворном мундире и рассказывал Екатерине II о новых опытах по электричеству. Человек этот был тот самый мальчик, который когда то бежал из родного дома темной ночью.

Здесь действует на внимание простое начало, как будто не относящееся к Ломоносову, и резкий контраст двух картин.

Внимание непременно будет завоевано, а дальше можно вести речь о Ломоносове: поэт, физик, химик…».

Затем А.Ф. Кони приводит пример, как можно было бы начать лекцию о законе всемирного тяготения: «В рождественскую ночь 1642 года в Англии в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик, такой маленький, что его можно было бы выкупать в пивной кружке». Дальше несколько слов о жизни и учении этого мальчика, о студенческих годах, об избрании в члены королевского общества и, наконец, имя самого Ньютона. После этого можно приступить к изложению сущности закона всемирного тяготения. Роль этой «пивной кружки» – только в привлечении внимания. А откуда о ней узнать? Надо читать, готовиться, взять биографию Ньютона…».

Можно привести немало подобных примеров интересных вступлений из практики выдающихся ораторов, мастеров слова, опытных лекторов. Например, известный естествоиспытатель, блестящий популяризатор научных знаний, профессор Московского университета К.А. Тимирязев в апреле 1930 г. читал лекцию в Лондонском королевском обществе. Свое выступление перед английскими академиками ученый начал так: «Когда Гулливер в первый раз осматривал Академию в Лага де, ему, прежде всего, бросился в глаза человек сухопарого вида, сидевший, уставив глаза на огурец, запаянный в стеклянном сосуде. На вопрос Гулливера диковинный человек пояснил ему, что вот уже восемь лет, как он погружен в созерцание этого предмета в надежде разрешить задачу улавливания солнечных лучей и их дальнейшего применения. Для первого знакомства я должен откровенно признаться, что перед вами именно такой чудак. Более тридцати пяти лет провел я, уставившись, если не на зеленый огурец, закупоренный в стеклянную посудину, то на нечто вполне равнозначащее – на зеленый лист в стеклянной трубке, ломая себе голову над разрешением вопроса о запасении впрок солнечных лучей» .

Прием парадоксального цитирования использовал для создания определенного эмоционального настроя слушателей, для их подготовки к восприятию своих идей один из лекторов, выступавших по проблемам молодежи. Обратившись к аудитории, он прочитал такие цитаты:

«1. Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков.

2. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

3. Наш мир достиг критической стадии. Дети больше уже не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек.

4. Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».

Когда часть слушателей аплодисментами поддержала высказанные мнения, так как они совпадали с их собственными оценками современной молодежи, лектор назвал имена авторов цитат. Первая заимствована у Сократа (470–399 гг. до н. э.), вторая – у Гесиода(720 г. до н. э.), третье изречение принадлежит одному египетскому жрецу, жившему за 2000 лет до н. э., четвертая обнаружена на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона, возраст горшка – свыше 3000 лет.

Оригинально построил начало своего выступления на международном симпозиуме и герой романа А. Крона «Бессонница»: «Я выдержал небольшую паузу. Она была нужна не только мне, но и слушателям. Они ведь еще и зрители, прежде чем слушать, они любят посмотреть на нового человека и даже обменяться с соседом критическими замечаниями насчет внешности и костюма.

– Есть что то знаменательное, – сказал я, – в том, что одна из первых международных встреч ученых, посвященных защите жизни, происходит в городе, начертавшем на своем щите „fluctuat pes merqitur“ – гордый девиз, который в наше время мог бы стать девизом всей нашей планеты…

Сведения о гербе Парижа – гонимый волнами кораблик с латинской надписью, обозначающей „колеблется, но не тонет“, – я почерпнул из путеводителя. Не бог весть какое начало, но оно понравилось. Аудитория мгновенно оценила, что человек, прибывший „оттуда“, свободно говорит по французски, улыбается, шутит и, кажется, не собирается никого поучать. Мне удалось, походя польстить городскому патриотизму парижан».

Чтобы найти интересное, оригинальное начало, необходимо много работать, думать, искать. Это процесс творческий, он требует немало усилий. Например, писатель Ю. Трифонов рассказывал, как тяжело даются ему самые первые фразы его произведений: «Начало переделываю и переписываю множество раз. Никогда не удавалось сразу найти необходимые фразы. Бродишь будто наощупь, с завязанными глазами, тыкаешься в одно, в другое, пока вдруг не натолкнешься на то, что нужно. Мучительнейшее время. Начальные фразы должны дать жизнь вещи. Это как первый вздох ребенка. А до первого вздоха – муки темноты, немоты.

В начальных фразах ищу музыкальный строй вещи. Какой то особый, символический смысл для начала необязателен, хотя, разумеется, прекрасно, если он возникнет… можно начать просто, как бы исподволь. Но непременно должна быть найдена точная музыкальная нота, должен почувствоваться ритм целого.

Если это найдено – как за роялем, когда подбираешь по слуху, тогда дальше все пойдет правильно».

Следует иметь в виду, что каждая тема требует особого начала. При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности.

Заключение. Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Народная мудрость утверждает: «Конец венчает дело». Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачный финал губит порой неплохую речь. Иногда выступающий, не уложившись в регламент, просто обрывает выступление, не произнеся заключительных слов.

Некоторые ораторы в конце речи начинают многократно извиняться перед слушателями за то, что у них было недостаточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось хорошо выступить, что они, вероятно, не сообщили аудитории ничего нового и интересного и слушатели напрасно потратили время. Этого не следует делать. Плохо, если оратор заканчивает выступление шуткой, не относящейся к теме выступления. Такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи.

А.Ф. Кони писал: «Конец – разрешение всей речи (как в музыке последний аккорд – разрешение предыдущего; кто имеет музыкальное чутье, тот всегда может сказать, не зная пьесы, судя только по аккорду, что пьеса кончилась); конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (и не только в тоне лектора, это обязательно), что дальше говорить нечего».

По мнению А.Ф. Кони, конец речи должен закруглить ее, т. е. связать с началом. Юрист приводит пример, как можно было бы закончить речь о Ломоносове: «Итак, мы видели Ломоносова мальчиком рыбаком и академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Причина – только в жажде знаний, в богатырском труде и умноженном таланте, отпущенном ему природой. Все это вознесло бедного сына рыбака и прославило его имя».

Мы уже говорили, что в процессе восприятия ораторской речи действует «закон края» и лучше запоминается то, что дается в начале и конце сообщения. Поэтому рекомендуется в заключении повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. В конце подводятсяитоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления. Если первые слова должны привлечь внимание слушателей, то последние – усилить эффект выступления.

Именно такую роль играют заключительные слова одной из защитительных речей крупнейшего русского адвоката Ф.И. Плевако по делу крестьян лютеран: «Нет, вы не осудите их. Мученики терпения, страстотерпцы труда беспросветного найдут себе защиту под сенью суда и закона.

Вы пощадите их.

Но если слово защиты вас не трогает, если я, сытый, давно сытый человек, не умею понять и выразить муки голодного и отчаянного бесправия, пусть они сами говорят за себя и представительствуют перед вами.

О, судьи, их тупые глаза умеют плакать и горько плакать; их загорелые груди вмещают в себя страдальческие сердца; их несвязные речи хотят, но не умеют ясно выражать своих просьб о правде, о милости.

Люди они, человеки!..

Судите же по человечески!..»

Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевить их, призвать к активной деятельности.

Если речь заканчивается лозунгом, призывом, то слова произносятся высоким тоном, эмоционально.

Главная часть. Хорошо продуманное вступление и необычное заключение еще не обеспечивают полного успеха. Бывает, что оратор оригинально начал свое выступление, заинтересовал слушателей, но постепенно утратил контакт с аудиторией. Чтобы этого не произошло, важно правильно построить главную часть речи. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

Писатель К. Федин, определяя сущность композиции художественного произведения, подчеркивал: «Композиция есть логика развития темы». Если в выступлении нет логики, последовательности развития мысли, трудно воспринимать содержание речи, следить за ходом рассуждений оратора, запоминать прослушанное. Поэтому в главной части выступления важно соблюдать основное правило композиции.

«Все мысли ‹…› должны быть связаны между собой так, чтоб одна мысль содержала в себе, так сказать, семя другой», – утверждал М.М. Сперанский . Другое правило расположения мыслей, по его мнению, состоит в том, чтобы все они были подчинены одной главной: «Во всяком сочинении есть известная царствующая мысль, к сей то мысли должно все относиться. Каждое понятие, каждое слово, каждая буква должны идти к сему концу, иначе они будут введены без причины, они будут излишни, а все излишнее несносно…».

Действительно, очень важно расположить материал таким образом, чтобы он работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Причем выполнить свою задачу оратор должен уметь наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой времени, речевых средств. Этого требует еще один принцип построения публичной речи, названный в методической литературе принципом экономии.

<< | >>
Источник: Алмазова А.А.. Русский язык и культура речи: учебное пособие. 2005

Еще по теме 3.3. Композиция речи:

  1. Планирование
  2. 2.2. Теоретические предпосылки культуры речи как лингвистической дисциплины. Мышление, язык, речь
  3. 3.3. Композиция речи
  4. 3.4. Приемы и методы изложения материала
  5. АПОЛОГИЯ СОКРАТА
  6. Начало, завершение и развертываниеРечи
  7. Контрольные вопросы и задания
  8. План практического занятия по теме «Композиция публичной речи»
  9. О СВЯЗИ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА И СТИЛЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  10. ОБ ИЗУЧЕНИИ ЯЗЫКА ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ [ПЕЧАТАЕТСЯ ВПЕРВЫЕ. НАПИСАНО В 1946 г.]
  11. 51, Ораторская речь, роды, виды, подготовка
  12. 52, Структура ораторской речи, функции и особенности. Контакт с аудиторией.
  13. №52. Структура ораторской речи. Функция, значение и интеграция каждой из частей ОР. Оценка современного соц-полит О. Искусства.
  14. Платон
  15. Нахождение или изобретение материала речи или текста (inventio).
  16. 23. Как готовиться к выступлению
  17. 23. Оратор и его аудитория.