ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

6. Текст литературного произведения как предмет работы редактора.

Чтобы успешно оценить смысловые и языковые качества текста и затем править его, необходимо иметь представление о его наиболее важных свойствах. В семиотике, лингвистике, литературоведении существует несколько десятков его определений, различающихся по целям и даже предмету.

Так, семиотика, наука о знаковых системах, считает текстом и танец, и художественное полотно, и дорожный знак — любое законченное сообщение, переданное в любой знаковой системе. В лингвистике под текстом понимается объединенная по смыслу последовательность знаковых единиц (предложений, сверхфразовых единств), основными свойствами которой является связность и целостность. Текст речевого произведения долгое время считался специфическим объектом литературоведческого анализа, а текст как объект лингвистики был в большинстве случаев ограничен рамками предложения. Структурная лингвистика и оформившаяся впоследствии как самостоятельная дисциплина лингвистика текста распространили свои наблюдения на большие, чем предложения, речевые единицы – сверхфразовое единство и текст в целом, трактуя его как «организованный на основе языковых связей и отношений отрезок речи, содержательно объединяющий синтаксические единицы в некое целое». Разработка теории коммуникации, изучение реальных условий функц-ния языка сделали возможным определение: «текст – это речевое произведение». Текст рассм-тся как рез-т взаимод. плана выражения и плана содержания, как система, предполагающая 2х участников – автора и адресата.

В отличие от широкой концепции текста, когда текст «открыт» и в нём в любой момент можно поставить точку, текст в понимании редактора всегда ограничен рамками литературного произведения, конкретен и завершён. Однако в теории редактирования термин «текст» специально не расшифровывался и употреблялся в ограниченном смысле, ему предпочитали термин «авторская рукопись» или «текстовой оригинал». Текстом

называли как любую представленную автором для опубликования рукопись статьи или книги, так и часть готовой рукописи, вплоть до отдельной фразы или абзаца, над которой работает редактор. Такое определение не могло служить основой для научного подхода к выработке практических решений. Редактирование заинтересовано в решении задач, выдвинутых теорией текста. Важнейшие: 1) исследование смысловой стороны текста в процессе его порождения, восприятия и понимания; 2) наблюдение над текстом как единицей коммуникации; 3) изуч-е проблемы информативности текста, создание методик кодирования и декодирования информации, которую несёт текст. В теории и практике редактирования принято такое определение: текст – это речевое произведение, основными свойствами которого являются - формативность, целостность, связность, литературная обработанность и закрепленность на каком-либо материальном носителе информации. Все эти основные качества связаны между собой, а с каждым из них — и другие, вытекающие из основных важные в работе редактора.

<< | >>
Источник: Стилистика и культура речи русского языка. Ответы к экзамену. 2017

Еще по теме 6. Текст литературного произведения как предмет работы редактора.: