СИСТЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
2.1.1. Функциональные стили русского языка. 2.1.2. Подстили и жанры функциональных стилей. 2.1.3. Публицистический стиль русского литературного языка, или стиль массовой коммуникации.
2.1.4. Разговорный стиль русского литературного языка. 2.1.5. Литературно-художественный стиль. 2.1.6. Стилистическая окраска слова. 2.1.7. Функционально-стилевая закреплённость слов.2.1.1. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА
итературный язык отличается от нелитературных форм нацио-
Л нального языка своим стилистическим богатством, позволяющим использовать его как в официальном, так и в неофициальном общении, для передачи научной информации, создания законов, написания деловых бумаг, в средствах массовой информации, искусстве и в повседневной жизни. В каждой из этих сфер используются особые разновидности литературного языка, которые принято называть функциональными стилями.
Функциональный стиль - это разновидность литературного языка, выполняющая определённую функцию в общении, поэтому стили называются функциональными. Стили используются в той или иной сфере общественной деятельности и имеют определённую совокупность стилистически значимых языковых средств. Если придерживаться мнения, что литературному языку свойственно пять функций, то и стилей можно выделить пять: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный.
Каждая функция - это определённая установка на ту или иную манеру изложения: точную, объективную, конкретно-изобразительную, информативно-деловую и т. д., и в соответствии с этой установкой каждый функциональный стиль отбирает из литературного языка те слова и выражения, те формы и конструкции, которые лучше всего смогут выполнить поставленную задачу. Так, научная речь нуждается в точных и строгих понятиях, деловая - тяготеет к обобщённым понятиям, художественная - предпочитает конкретность, изобразительность.
Стиль - это не только способ, манера изложения, это и определённый круг тем, определённое содержание. Разговорный стиль ограничивается, как правило, обиходными, бытовыми сюжетами. Официально-деловой стиль обслуживает суд, право, дипломатию, отношения между предприятиями и т. д. Публицистический стиль связан с политикой, пропагандой, общественным мнением.
Итак, каждый функциональный стиль:
1) отражает определённую сторону общественной жизни, имеет свою сферу применения и, следовательно, свой круг тем;
2) характеризуется определёнными условиями общения - официальными, неофициальными, непринуждёнными и т.д.;
3) имеет общую установку, главную задачу речи.
Эти внешние особенности определяют языковой облик функциональных стилей. В каждом стиле можно выделить стилистически окрашенные единицы, т.е. такие, которые могут использоваться преимущественно в данном стиле, это касается прежде всего лексики. Так, научный стиль отличается обилием терминов и специальной лексики; разговорные слова и выражения используются разговорным стилем; художественная речь характеризуется образными, эмоциональными словами; публицистическая - общественно-политическими терминами.
Наличие специфических для функционального стиля стилистически окрашенных слов и выражений не исключает возможности использования в нём межстилевых, нейтральных слов. Именно такие слова составляют большинство лексических средств в любом стиле. Межстилевая лексика, являясь литературной, объединяет все стили, не позволяя им превратиться в обособленные языковые подсистемы, непонятные для неспециалиста. Нейтральные средства уместны в любой речи, а немотивированное употребление в тексте слов со стилистической окраской вызывает стилистические ошибки, например: Я проживаю в лесном массиве вместо Я живу в лесу.
Общими для всех функциональных стилей являются также и грамматические средства, потому что грамматика языка едина. Однако каждый функциональный стиль в соответствии со своей установкой оказывает предпочтение тем или иным грамматическим средствам.
Для официально-делового стиля, например, характерны неопределённо-личные, возвратные конструкции, страдательные обороты: приём производится, справки выдаются. Научный стиль предпочитает в предложениях прямой порядок слов. Публицистическому стилю свойственны риторические фигуры: анафоры, эпифоры, параллелизмы. Для разгов орного стиля характерны разговорная и просторечная лексика и фразеология: наказать - показать почём фунт изюма, показать где раки зимуют, показать кузькину мать, всыпать по первое число и т. д. Следует, однако, отметить, что слова и грамматические конструкции, характерные для одного стиля, могут использоваться и в другом стиле.Научный стиль используется для передачи научной информации.
Официально-деловой - для передачи информации в сфере управления обществом на всех его уровнях.
Публицистический - не только для передачи общественно важной информации, но и для воздействия на мысли и чувства читателя и слушателя.
Разговорный - для неофициального, непринуждённого, неподготовленного выражения мыслей и чувств.
Выделение художественного стиля продолжает оставаться дискуссионным, так как в языке художественной литературы представлены все стили, отражающие различные стороны человеческой жизни. Большинство исследователей высказывается за выделение этого стиля, считая его функцией создание художественной реальности.
Каждый функциональный стиль - сложная система, особенности которой проявляются как в устной, так и в письменной её реализации. Стили не представляют собой замкнутых систем, поэтому, как уже отмечалось, средства одного стиля могут использоваться и в других, например, в жанрах публицистического стиля часто используются вкрапления разговорного стиля.
2.1.2. ПОДСТИЛИ И ЖАНРЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ
Стили подразделяются на подстили, которые отвечают требованиям конкретного вида деятельности. Например, в научном стиле выделяют собственно научный подстиль (академическая сфера), научнотехнический (инженерная сфера), учебно-научный подстиль (сфера высшего образования) и др.
В официально-деловом стиле выделяются законодательный, канцелярский и Дипломатический подстили; в публицистическом - политико-агитационный, собственно публицистический, газетный, ораторский и другие.
Каждый функциональный стиль реализуется в конкретных видах текстов, или жанрах. Жанр - это определённый вид текстов, сохраняющий общие черты того или иного стиля (его доминанту), но характеризующийся при этом особыми композиционно-речевыми структурами и языковыми средствами. В научном стиле выделяются, например, такие жанры, как статья, конспект, диссертация, дипломный проект, курсовая работа, реферат, аннотация и т. д.
2.1.3. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА,
ИЛИ СТИЛЬ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Русская публицистическая литература восходит к «Слову о законе и благодати» митрополита Иллариона (XI в.), обличительным произведениям Максима Грека (XVI в.), а с 1703 г. в Москве стала печататься первая русская газета «Ведомости». В основных чертах этот функциональный стиль русского языка складывается в XVIII-XIX вв.
Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества: политическим, социальным, бытовым, философским и т. д. Публицистику отличает близость к художественной литературе: так же, как беллетристика, она тематически неисчерпаема, её отличают жанровое богатство и разнообразие выразительных ресурсов.
Публицистика ориентирована на мысль, факт, документ. Основные ее функции - воздействие на общественное сознание и одновременное информирование широких кругов населения о важнейших событиях
современности. Публицист открыто и прямо агитирует, убеждает, пропагандирует. Здесь функция убеждения первична.
Публицистический стиль реализуется в политических выступлениях, в периодической печати, на радио и телевидении. Жанры публицистического стиля многочисленны. Это информационная заметка, репортаж, очерк, интервью, корреспонденция, рекламное объявление, рекламная статья, выступление на митинге и др.
Тематическая неограниченность публицистического стиля определяет необычайную широту и разнообразие его лексики, с этой точки зрения публицистика - наиболее богатая разновидность литературы. Использование языковых средств определяется в ней возможностями эффективно и целеустремлённо воздействовать на аудиторию. Именно поэтому публицистику отличают открытая полемичность, призыв- ность, оценочность. Положительная или отрицательная оценка, например, присуща таким словам, как сподвижник и пособник, разведчик и шпион, сокол и ястреб и др. Оценочными являются и слова вдохновенный, горнило, помыслы, схватка, подачка общественному мнению, продажный, словеса.
Стремление к новизне выражения заставляет выбирать слова и выражения из различных пластов русского словаря: в современной публицистике нет запрета на совмещение единиц высокой книжной лексики (гордыня, смятение, неофит, плеяда, вожделение, коллизия, восславить, превозмочь, востребованный, низвергнуть, недосягаемый, немощный, неизмеримо) и разговорных, сниженных, жаргонных и даже просторечных слов (оборонка, социалка, шумиха, показуха, кайф, бабки, зелёные, клюнуть, наезжать).
Особая роль в жанрах этого стиля отводится заголовкам и названиям рубрик. С другой стороны, в публицистическом стиле наряду с экспрессивными, выразительными, эмоционально воздействующими единицами употребляются и стандартные (клишированные) языковые средства: иметь значение, нуждаться в поправках, обратить внимание, негативные последствия, поставить вопрос и т. д.
Следует отметить широкое и не всегда оправданное использование СМИ иноязычной лексики, которая входит в языковой обиход современной России: саммит, имиджмейкер, пиар, электорат, масс-медиа, спонсор, киллер, ток-шоу, топ-модель, триллер, андеграунд, коррумпированный, эксклюзивный, пассионарный.
Ниже приведём отрывок из воспоминаний В.В. Вересаева об известном адвокате Ф.Н. Плевако:
Старушка украла жестяной чайник, стоимостью дешевле пятидесяти копеек... Защитником старушки выступил Фёдор Никифорович Плевако (1842-1909).
Прокурор решил заранее парализовать влияние защитительной речи и сам высказал всё, что можно было сказать в защиту старушки: бедная старушка, горькая нужда, кража незначительная, подсудимая вызывает не негодование, а только жалость. Но - собственность священна, всё наше гражданское благоустройство держится на собственности, если мы позволим людям потрясать её, страна погибнет.Поднялся Плевако:
- Много беД, много испытаний пришлось претерпеть России за её более чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали её, половцы, татары, поляки. ДвунаДесять языков обрушились на неё, взяли Москву. Всё вытерпела, всё преоДолела Россия... Но теперь... Старушка украла чайник ценою в триДцать копеек. Это Россия, уж конечно, не выДержит, от этого она погибнет .
Оправдали.
(Научный и официально-деловой стили рассматриваются в специальных главах).
2.1.4. РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Разговорный стиль противопоставлен всем книжным стилям, он обслуживает сферу бытовых и неофициальных профессиональных отношений. Основная его функция - общение. Проявляется разговорный стиль в устной форме. Словарный состав разговорного стиля характеризуется большим количеством общеупотребительных нейтральных слов, а также разговорными словами и эмоционально оценочными выражениями. К разговорной лексике обычно относят:
Характерные черты | Разговорная лексика | Перевод на «книжный» язык |
1. Слова, противопоставленные синонимичным книжным наименованиям и употребляющиеся в основном в сфере повседневного бытового общения | башмаки; гогот; пожарник | туфли, полуботинки, кроссовки; смех, хохот; пожарный |
Окончание табл.
Характерные черты | Разговорная лексика | Перевод на «книжный» язык |
2. Слова, употребляемые в различных сферах производства, - профессионализмы | натаска; тяга | Дрессировка собак; архитектурный элемент, Деталь механизма, полет вальДшнепов |
3. Слова, образованные в процессе устной речевой деятельности по специфическим словообразовательным моделям | комиссионка, морехоДка, оборонка, поДсобка, курилка, вечерка, газировка, открывашка; Диплом, Декрет, саДик, химия, аттестат, температура | комиссионный магазин, морехоДное училище, оборонная промышленность, поДсобное помещение, помещение Для курения, вечерняя газета, газированная воДа, приспособление Для открывания бутылок или банок; Дипломный проект, Декретный отпуск, Детский саД, химическая завивка, аттестат зрелости, повышенная температура |
4. Слова с оценочными суффиксами | собаченция, ветрюга, ДожДина, актрисуля | огромная собака, сильный ветер, проливной ДожДь, актриса (пренебр.) |
Разговорной речи свойственна неподготовленность, неофициальность. Этот стиль не всегда требует строгой логики, последовательности в изложении мыслей. Разговорный стиль отличают образность, эмоциональность, субъективно-оценочный характер высказываний, простота. Этому стилю свойственны фонетическая нечёткость, лексическая неточность, повторы, широкое использование местоимений, эллиптические (неполные) конструкции и т. д.
К жанрам разговорного стиля относятся: дружеская беседа, частный разговор, рассказ, история, предложение, признание, спор, замечание, совет, записка, частное письмо, частный дневник. Л.В. Щерба, известный русский лингвист, называл разговорный стиль «кузницей, в которой куются словесные новшества». Для разговорного стиля большое значение имеет соблюдение речевого этикета. Характерной особенностью этого стиля является также возможность использования внеязыковых факторов.
2.1.5. ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ
Литературно-художественный стиль - такой функциональный стиль русского литературного языка, который имеет все признаки книжнописьменной речи. Этот стиль противопоставлен другим стилям как книжно-письменным, так и разговорному, по своей основной функции - эстетической. В текстах литературно-художественного стиля реальная жизнь является поводом для создания новой, эстетической реальности. Читателя интересует не только то, что изображает автор, но и то, как он это делает, его взгляд на мир, его индивидуальный стиль. Именно поэтому в художественном стиле так важен образ автора.
Художественным текстом используются все богатства общенационального русского языка: литературные слова и выражения, просторечная, жаргонная, узкоспециальная, диалектная лексика и фразеология, синтаксические особенности всех разновидностей национального языка. Однако в художественной ткани эти слова и выражения приобретают статус эстетического знака; употребление каждого элемента национального языка имеет собственный художественный смысл, используется для речевой характеристики героя или служит речевой маской автора. Именно поэтому о литературно-художественном стиле можно говорить как об особом функциональном стиле литературного русского языка. Вслушайтесь, например, в лермонтовские строки:
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
2.1.6. СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА СЛОВА
Лексика современного русского языка стилистически неоднородна: одни слова общеупотребительны, другие используются в определённой речевой ситуации. Поэтому одну и ту же информацию можно передать различными лексическими средствами:
1. Уважаемый товарищ Иванов!
Довожу до Вашего сведения, что не смогу прибыть к месту назначения в указанный Вами срок и приступить к исполнению своих служебных обязанностей, так как состояние моего здоровья ухудшилось. Я остро нуждаюсь в лечении. Прошу предоставить мне отпуск за свой счёт
Ассистент Сидорова.
2. Милый Витюша!
Прости, что огорчаю тебя, но я не смогу приехать, когДа ты хочешь, и выйти на работу. Я устала как собака, чувствую себя отвратительно, ещё хуже, чем раньше. БуДу просить Дать мне отпуск, чтобы поДлечиться. Хоть бы Дали, пусть и без оплаты, это не беДа!
Целую. Твоя Галочка.
В официальном письме преобладает книжная лексика: уважаемый, товарищ, Довожу До Вашего свеДения, прибыть, к месту назначения, указанный Вами срок, приступить к исполнению служебных обязанностей и т. д. В частном письме книжной лексики нет. Здесь использов а- ны общеупотребительные слова: приехать, хочешь, выйти на работу, чувствовать себя хуже, чем раньше, просить, отпуск, без оплаты. Есть в этом письме также разговорные слова и выражения: устала как собака, хоть бы Дали, это не беДа и эмоциональная лексика: милый, Витюша, прости, огорчаю, отвратительно, целую, Галочка.
Такой выбор слов обусловлен социальной адресацией текстов. Следовательно, на функционирование слова накладывают отпечаток стилистические особенности слова. Важнейшими при стилистической оценке слова являются два критерия:
1) принадлежность слова к одному из функциональных стилей русского языка или отсутствие такой принадлежности;
2) эмоциональная окраска слов, его экспрессивные выразительные возможности.
2.1.7. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛЕВАЯ ЗАКРЕПЛЁННОСТЬ СЛОВ
По функционально-стилевой принадлежности все слова русского языка можно разделить на две большие группы:
1) общеупотребительные, уместные в любом стиле речи: человек, работать, хороший, много, мало, Дом;
2) закреплённые за определённым стилем и воспринимаемые за его пределами как неуместные, иностилевые: лицо (в значении человек), вкалывать (в значении работать), клёвый, жилплощаДь, строение, проДукция и т.п.
Научный, официально-деловой и публицистический стили называются книжными. Язык книжных стилей, в отличие от разговорного стиля, характеризует большая строгость в отборе языковых средств: вершина, преграДа, опасаться, изгнать, тревожиться и т. д. За пределами литературно-языковой нормы находится просторечие.
Книжные стили противопоставлены разговорному (просторечному): вторгаться - влезать, избавиться - отДелаться, рыдать - реветь, лик - морда.
В отличие от функционально закреплённой общеупотребительная, или межстилевая лексика используется в любом стиле без ограничений, например, слово «Дом»: Дом № 7 поДлежит сносу (официальноделовой); Этот Дом построен по проекту талантливого русского архитектора и относится к числу ценнейших памятников национального зоДчества (публицистический); Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин Дом (художественный).
Общеупотребительная лексика лежит в основе словарного состава русского языка. Межстилевые слова являются главными в синонимических рядах. Общеупотребительная лексика является и самой частотной: она используется в любом стиле как в устной, так и в письменной речи.
2.1.7.1. Эмоционально-экспрессивная окраска слов
Многие слова не только определяют понятия, но и выражают отношение к ним говорящего. Эти слова эмоционально окрашены. Они могут передавать как положительную, так и отрицательную оценку называемого понятия: белоснежный, белехонький, белобрысый, белесый. Такую лексику называют оценочной (эмоционально-оценочной).
В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы:
• слова, содержащие оценку фактов, явлений, признаков, дающие однозначную характеристику: восхитительный, Дерзание, первопрохоДец, преДначертать, самопожертвование, брюзга, Двурушник, напакостить, очковтирательство, разгильДяй;
• многозначные слова, нейтральные в одном значении, получающие качественно-эмоциональное значение при переносном употреблении: шляпа, тюфяк, меДвеДь, змея, орел, петух, попугай, пилить, шипеть, петь, копать, зевать, моргать;
• слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувств: сынок, Доченька, аккуратненько, ДеДок, бабулька, Детина, старушенция.
2.1.7.2. Соотношение функционально-стилевой закреплённости и эмоционально-экспрессивной окраски слов
Эмоционально-экспрессивная окраска слова и его принадлежность к определённому функциональному стилю в лексической системе русского языка, как правило, взаимообусловлены. Нейтральные в эмоциональноэкспрессивном отношении слова обычно входят в пласт общеупотребительной лексики. Исключением являются термины: они всегда стилистически нейтральны, но имеют чёткую функциональную закреплённость
Эмоционально-экспрессивные слова распределяются между книжной и разговорной (просторечной) лексикой.
К книжной лексике относятся слова высокие, придающие речи торжественность, а также эмоционально-экспрессивные, выражающие как положительную, так и отрицательную оценку называемых понятий: ироническая (прекраснодушие, словеса, донкихотство); неодобрительная (педантичный, манерность), презрительная (личина, продажный).
К разговорной лексике относятся слова ласкательные (голубушка, мамочка), шутливые (бутуз, смешинка), а также некоторые слова, выражающие отрицательную оценку называемых понятий, но не слишком грубые (ретивый, бахвалиться, мелюзга).
К просторечной лексике относятся резко сниженные слова, которые находятся за пределами литературной нормы. Среди них могут быть формы, содержащие положительную оценку (работяга, башковитый), но гораздо больше форм, выражающих отрицательное отношение говорящего к обозначаемым понятиям (рехнуться, хлипкий, дошлый).
2.2.