Юридическая
консультация:
+7 499 9384202 - МСК
+7 812 4674402 - СПб
+8 800 3508413 - доб.560
 <<
>>

1. Социальное назначение и функции логики


Возникая из насущных потребностей общества и развиваясь вместе с ним, логика, в свою очередь, оказывает на него обратное, и притом более или менее значительное, воздействие. Ее социальное назначение и роль в обществе определя-ются прежде всего ее природой и тем местом, которое она занимает в общей системе культуры.
Под культурой вообще понимается совокупность ценностей, накопленных человечеством.
При этом имеются в виду не только результаты материальной и духовной деятельности людей, но и средства этой деятельности, и способы ее осуществления. Логика, как это очевидно, относится к духовному компоненту культуры и лишь через него так или иначе воплощается в тех или иных элементах материальной культуры. Но какое она занимает здесь место? Будучи одной из наиболее старых и важных наук в истории человечества, она входит неотъемлемой составной частью в систему наук, образующих интеллектуальное ядро духовной культуры, и вместе с ними выполняет многообразные и ответственные функции в обществе. В этих социальных функциях логики проявляется ее сущность и глубокая специфика как науки. Основными из таких функций выступают следующие.
. Познавательная функция. Как и всякая наука вообще, логика имеет дело с открытием и исследованием объективных законов, с той лишь существенной разницей, что это законы не внешнего мира, а мышления. В этом смысле, занимав важное место в общей систем^ познания мира, она выполняет прежде всего общенаучную — познавательную функцию, т. е. объяснительную и предсказательную. Она дает более или менее точное объяснение определенной группы явлений и процессов мышления, а на этой основе — предсказание, при каких условиях возможно достижение истинных знаний и каковы последствия неправильного хода рассуждения. . Мировоззренческая функция. Логика, как отмечалось выше, особая наука. Если в естественных и общественных науках мышление служит лишь средством познания действи- тельности, то в логике — непосредственной целью познания. Поэтому, раскрывая закономерности мышления как одной из важ-нейших сфер исследования наряду с природой и обществом, эта наука тем самым вносит свой, и притом весомый, вклад в то или иное решение фундаментальной философской проблемы — отношения мышления к бытию. Следовательно, она активно участвует в формировании мировоззрения людей — более или менее стройной совокупности их обобщенных взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Вот в каком смысле говорится о ее мировоззренческой функции.
. Методологическая функция. Как и любая теория вообще, логическая теория, будучи результатом предшествующего познания своего объекта, становится средством, а следовательно, методом его дальнейшего познания. Но как весьма широкая теория, которая исследует процесс мышления, проявляющийся во всех науках без исключения, логика обеспечивает и их определенным методом познания. Это справедливо уже по отношению к традиционной формальной логике, основу которой составляет теория умозаключений и доказательств, обслуживающая науки методами получения выводного знания. Это еще более справедливо в отношении символической логики, разрабатывающей все новые, специальные математические методы решения мыслительных задач. И конечно, это особенно справедливо относительно диалектической логики, требования которой и есть, по существу, требования наиболее общего, диалектического метода, используемого многими науками.
. Идеологическая функция. Зарождаясь и развиваясь в классовом обществе, логика никогда не была нейтральной в идеологической борьбе. Она служила важным средством обоснования одной идеологии, орудием борьбы с другой. В ней самой всегда развертывалось идейное противоборство важнейших философских Направлений — материализма и идеализма, диалектики и метафизики. Отсюда — ее идеологическая функция.
Свои важнейшие функции логика выполняла всегда, на всех этапах своего развития," хотя проявлялись они в разное время по-разному. В современных условиях ее роль и значение особенно возрастают. Это обусловлено двумя основными обстоятельствами. '
Одно из них — особенности современного этапа развития самого обгцества. Этот этап характеризуется все большим воз-растанием роли наук в развитии веек сторон общественной жиз-ни, ее проникновением во все поры социального организма. Со-ответственно этому усиливается и значение логики, исследующей средства и закономерности научного познания. Роль науки, а значит, и логики особенно велика в нашей стране — в условиях перехода России к рыночной экономике, требующей осмысления новых, сложнейших и многообразных экономических и социальных процессов, протекающих в жизни общества.
Другое обстоятельство — потребности развития научно- тезснической революции. Эта революция означает, что наука и техника переходят на качественно новый и более высокий этап своего развития, когда усиливается значение абстрактного мыш-ления. А в этой связи и возрастает значение логики, исследующей его структуру, формы и законы. Потребность в логике, особенно символической, становится все более ощутимой в России — в обстановке нового этапа развертывания научно-технической революции, связанного с широкой компьютеризацией производ-ства, управления, обслуживания, в условиях интенсивного раз-вития информатики и других ее новейших направлений.
<< | >>
Источник: Е. А. Иванов. Логика. 1998

Еще по теме 1. Социальное назначение и функции логики:

  1. 2.3. Инновационные формы оказания услуг в социальной сфере
  2. Функция журналистики и функции СМИ
  3. 4.12. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки  
  4. ПРЕДМЕТ, ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
  5. Тема 9. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПОНЯТИЕ ПРАВА
  6. ЛИТЕРАТУРА
  7. Раздел  II. ПРАВО (Общая теория права. Право: общетеоретические понятияи определения)
  8. Математика, естествознание и логика (0:0 От Марк[с]а)
  9. § 8. Об уровне теоретичности средневековой правовой нормы (логика построения, проблема казуальности и архаичности).
  10. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ
  11. § 3. Принципы и функции правоприменительного толкования
  12. Норма права. Ее виды, структура и способы изложения
  13. Глава 3. Место социологии управления в процессе осознания собственности как социального феномена
  14. § 2. «Логико философский трактат» Л. Витгенштейна
  15. 4. От "Логико-философского трактата" к "Философским исследованиям" (Л. Витгенштейн)
  16. § 4. Социальная философия как методология познания общественных процессов