§ 1 3. Спор о практическом характере логики
Из наших последних рассуждений настолько явно следовала правомерность логики как практического руководства, что может показаться странным, как относительно этого пункта мог когда- либо возникнуть спор.
Практически ориентированная логика есть непреложное требование всех наук, и этому соответствует также, что логика исторически выросла из практических мотивов научной работы. Это произошло, как известно, в те достопамятные времена, когда зарождающейся греческой науке грозила опасность погибнуть от нападок скептиков и субъективистов, и все дальнейшее преуспевание науки зависело от того, будут ли найдены объективные критерии истины, которые были бы в состоянии разрушить иллюзорный блеск софистической диалектики.Если, тем не менее, в особенности в новейшее время под влиянием Канта, неоднократно отрицали за логикой характер практического руководства, между тем как другое направление продолжало придавать этой характеристике особый вес, то, очевидно, спор касался не просто вопроса о том, возможно ли ставить логике практические цели и сообразно с этим понимать ее как практическое руководство. Ведь сам Кант говорил о прикладной (ange- wandten) логике, которой вменяется в обязанность регламентация употребления рассудка «в связи со случайными условиями субъекта, которые этому употреблению могут мешать или содействовать»1 и от которой мы можем также узнать, «что способствует правильному употреблению рассудка, каковы вспомогательные средства для этого или средства излечения от логических ошибок и заблуждений»[17]. Если он и не согласен считать ее наукой, подобно чистой логике3, если он даже полагает, что она «собственно не должна бы называться логикой»"[18], то ведь всякий
волен так расширить цель логики|ртобы она охватывала и прикладную, т. е. практическую ее чашъ[19]. Во всяком случае, можно спорить, да немало уже и спорили® том, много ли выиграет развитие человеческого знания от применения к нему логики в качестве практического наукоучениЙ; действительно ли следует ожидать от дополнения старой логики, которая служит лишь для проверки уже данных знаний, «логикой открытий», ars inventiva, таких великих переворотов и такого прогресса, на какие рассчитывал, как известно, Лейбниц, и т.
д. Но этот спор не затрагивает принципиально важных пунктов и разрешается ясным принципом, что даже умеренная вероятность дальнейшего развития науки должна оправдывать разработку направленной на эту цель нормативной дисциплины, не говоря уже о том, что выведенные правила сами по себе являются ценным вкладом в познание.Действительно спорный и принципиально важный вопрос, который, к сожалению, не был ясно намечен ни одной стороной, лежит совсем в другом направлении; он заключается в том, выражает ли дефиниция логики как практического руководства ее сущностный характер. Другими словами, спрашивается, основывается ли право логики на звание истинно научной дисциплины только на практической точке зрения, тогда как с теоретической точки зрения все познания, собираемые логикой, состоят, с одной стороны, из чисто теоретических положений, подлинной родиной которых являются другие известные нам теоретические науки, главным образом психология, с другой же стороны — из правил, основанных на этих теоретических положениях.
И действительно, в воззрении Канта существенно не то, что он оспаривает практический характер логики, а то, что он считает возможным и в теоретико-познавательном отношении фундаментальным определенное ограничение, соответственно, сужение логики. В соответствии с этим, она оказывается наукой совершенно независимой, новой, в сравнении с другими известными науками, и притом наукой чисто теоретической. Для нее, подобно математике, всякая мысль о возможном применении является внешней,
причем сходство сс с матемаЬ^й сказывается еще и в том, что она суть априорная и чисто Демонстративная дисциплина.
Понимать логику толькоЙак теоретическую науку означает, согласно господствующей ф|рме противостоящего учения, сво- 5 дить ее к психологическим, ийогда грамматическим и иным положениям, т. е. к небольшим фрагментам из иным образом отграниченных и к тому же эмпирических наук. По Канту же мы встречаемся здесь с замкнутой в себе, самостоятельной и априорной областью теоретической истины — с чистой логикой, ю Ясно, что в этих учениях играют роль еще'другие существенные разногласия, а именно, есть ли логика априорная или эмпирическая наука, независимая или зависимая, демонстративная или недемонстративная.
Если мы отстраним эти вопросы как выходящие за пределы нашего ближайшего интереса, то останется is вышеупомянутый спорный пункт: одна сторона будет утверждать, что в основе каждой логики, понимаемой как практическое руководство, лежит ее собственная теоретическая наука, «чистая» логика; по мнению же другой стороны, все теоретические учения, которые можно констатировать в логическом практиче- 20 ском руководстве, могут быть отнесены к другим известным теоретическим наукам.Последнюю точку зрения горячо защищал уже Бенеке[20]; ясно изложил ее Дж.Ст. Милль, логика которого и в этом отношении имела большое влияние[21]. На той же почве стоит и ведущая работа 25 новейшего логического движения в Германии — логика Зигварта. В ней ясно и решительно сказано: «Высшая задача логики, составляющая вместе с тем ее действительную сущность, — быть практическим руководством»[22].
На другой точке зрения, наряду с Кантом, стоит Гербарт и зо многие из их учеников.
Впрочем, насколько легко в этом отношении самый крайний эмпиризм уживается с взглядами Канта, можно видеть на примере логики Бэна, которая хотя и построена в виде практического руководства, но отчетливо признает логику подлинно теоретиче- 35 ской и абстрактной наукой — даже наукой аналогичной математике — и одновременно стремится интегрировать ее в собствен-
ный состав. Правда, по Бэну, эт теоретическая дисциплина основывается на .психологии, онаЖначИт, не предшествует, как полагает Кант, всем другим наукащКак абсолютно независимая наука; но все-такй это особая наукаїа не только собрание разных глав из психологии, как думает Милль, определяемое намерением практически регулировать познание[23]*
Ни в одной из многочисленных обработок логики, вышедших за это столетие, пйчти не был ясно поставлен и тщательно разобран обсуждаемый пункт разногласия. Ввиду того что практическое изложение логики легко согласуется с обеими точками зрения и обычно признавалось полезным обеими сторонами, многие считали весь спор о практическом или теоретическом (по существу) характере логики лишенным всякого значения.
Это происходило потому, что оставалось невыясненным различие между той и другой точкой зрения.
Для наших целей нет надобности входить в критический разбор споров прежних логиков о том, наука ли логика или искусство, или и то и другое, или ни то ни другое, и представляет ли она во втором случае практическую или умозрительную (spekulative) науку или же одновременно и то и другое. Сэр Вильям Гамильтон высказывается по этим вопросам и оценивает их значение следующим образом: «Спор этот... быть может, один из самых пустых споров в истории теоретических спекуляций. Для логики решение этого вопроса совершенно несущественно. Если философы спорили о том, каким именем назвать это учение, то это не потому, что существовало разномыслие в отношении его задачи и природы. В действительности спор шел исключительно о том, что собственно есть искусство и что — наука. И смотря по тому, какое значение придавали этим терминам, логику объявляли то наукой, то искусством, то тем и другим вместе, то ни тем, ни другим»[24]. Но надо заметить, что сам Гамильтон не очень глубоко исследовал содержание и ценность упомянутых различений и разногласий. Если бы существовало надлежащее единогласие относительно способа изложения логики и содержания относимых к ней учений, тогда вопрос о том, входят ли в ее дефиницию понятия art и science и каким образом они входят, имел бы гораздо меньшее значение, хотя все же не был бы только вопросом о ярлыке. Но (как мы уже говорили) спор о дефинициях есть спор о самой науке, причем не о завершенной, а развивающейся и лишь намечающейся науке, в которой проблемы, методы, учения — словом, решительно все находится еще под сомнением. Уже во времена Гамильтона и еще задолго до него различия во взглядах относитель-
но существенного содержанед|1огикиgt; ее объема и способа изложения были весьма значительньШЛостаточно сравнить произведения Гамильтона, Больцано, МилА и Бенеке. И как разрослись с тех пор эти разногласия! Сопоставим Эрдманна и Дробиша, Вундта и 5 Бергманна, Шуппе и Брентано, Зигварта и Ибервега — есть ли это единая наука, а не только./ единое название? Если бы всюду не встречались обширные груйпы общих тем, то можно было бы почти утверждать последнее; ведь среди всех этих логиков мы не найдем двух, которые могли бы столковаться насчет содержания уче- ю ния и даже постановки вопросов! Во введении мы уже указали, что в дефинициях сказывается лишь различное понимание существенных задач и методологического характера логики и что соответственные предрассудки и заблуждения в такой отсталой науке, как логика, могут с самого начала направить исследование по is ложному пути. Кто согласен с этим, тот не скажет вместе с Гамильтоном: «Решение этого вопроса не имеет ни малейшего значения » (the decision of the question is not of the very smallest import).
Путанице немало содействовало то обстоятельство, что даже некоторые выдающиеся сторонники чистой логики как особой 20 науки, например Дробиш и Бергманн, считали нормативный характер этой дисциплины существенной принадлежностью ее понятия. Противники же видели в этом явную непоследовательность и даже противоречие. Разве в понятии нормирования не содержится указание на руководящую цель и соответствующую 25 ей деятельность? И не означает ли, следовательно, нормативная наука совершенно то же, что практическое руководство?
Способ, каким Дробиш вводит и понимает свои определения, может служить лишь подтверждением этого. В его все еще ценной логике мы читаем: «Мышление в двух отношениях может стать зо предметом научного исследования: во-первых, как деятельность духа, условия и законы которой подлежат изучению, во-вторых, как орудие для добывания опосредованного знания; тут возмож- gt;. но и верное, и ошибочное применение, и соответственно этому се верные и неверные результаты. Поэтому существуют как естест- ^ 35 венные законы мышления, так и нормативные законы мышления, $ предписания (нормы), которыми оно должно руководствовать- сяу чтобы вести к верным результатам. Исследование естественных законов мышления является задачей психологии, а установление его нормативных законов — задачей логики В пояснении 40 говорится еще: «Нормативные законы всегда регулируют ту или иную деятельность сообразно с определенной целью».
Противная сторона скажет: здесь нет ни одного слова, под которым не могли бы подписаться и которым не могли бы воспользоваться Бенеке и Милль. Но если признать тождественность по1 Drobisch М. Neue Darstellung der Logik. 4 Aufl. Leipzig: L. VoB, 1875. § 2. S. 3.
нятий «нормативная дисциплина» ^практическое руководство», то само собой понятно, здесь, как иф всяком прикладном учении, связью, объединяющей логические яртины в одну дисциплину, является не внутренняя сопряженность, а руководящая цель. Но тогда явно несообразно ставить логйке такие узкие границы, ка- 5 кие ей ставит традиционная аристотелевская логика, дальше которой ведь «чистая» логика не идет.
Бессмысленно ставить логике известную цель и вместе с тем исключать из нее классы норм и нормативных исследований, связанных с этой целью. Но представители чистой логики находятся еще под обаянием традиции; на ю них еще действуе^то удивительное колдовство, посредством которого в течение тысячелетий пленяло пустое крючкотворство (Formelkram) схоластической логики.Такова цепь ближайших возражений, вполне способных ослабить современный интерес к более точному исследованию реаль- is ных мотивов, которые заставляли великих и самостоятельных мыслителей считать чистую логику особой наукой и которые и теперь еще заслуживают Серьезной оценки. Превосходный мыслитель Дробиш, быть может, дал неудачное определение; но это не доказывает, что его позиция, как и позиция его учителя Гербарта, 20 а также первого представителя этого учения — Канта[25], по существу неверна. Ведь возможно, что за несовершенным определением кроется ценная мысль, которая лишь не получила логически g ясного выражения. Обратим внимание на излюбленное у пред- ставителей чистой логики сопоставление логики с чистой матема- 25 тикой. Математические дисциплины тоже обосновывают прак- о тические руководства, арифметика — практическое искусство о вычисления, геометрия — землемерное искусство. И к теоретическим абстрактным естественным наукам хоть и в несколько ином виде, но тоже примыкают практические руководства: к фи- зо _ зике — физическая, к химии — химическая технология. В связи с _о этим можно предположить у что и намечаемая чистая логика имеет значение абстрактной теоретической дисциплины, которая подобным же образом обосновывает особую технологию — именно логику в обычном практическом смысле слова. И как вообще в 35 случае практических руководств фундамент для выведения их §
норм предоставляет иногда® преимущественно одна теоретическая дисциплина, а иногда мфгие, также логика в смысле практического руководства могла одй зависеть от множества подобных дисциплин, располагая в ли$е той чистой логики лишь одним из 5 многих оснований, хотя, пожалуй, самым существенным. Если бы к тому же оказалось, что собственно логические законы и формы образуют замкнутую область отвлеченной истины, которую никоим образом нельзя уместить в рамки уже разграниченных теоретических дисциплин и на которую, следовательно, и должна рас- ю пространяться компетенция чистой логики, тр явилось бы дальнейшее предположение, именно что несовершенство понятийного определения этой дисциплины и неумение представить ее во всей ее чистоте и выяснить ее отношение к логике как практическому руководству способствует смешению ее с этим практическим руко- 15 водством и порождает спор о том, следует ли по существу отграничивать логику как теоретическую или как практическую дисциплину. В то время как одна партия имела в виду чисто теоретические и в узком смысле слова логические положения, другая обращала внимание на спорные дефиниции намечаемой теорети- 20 ческой науки и на ее фактическое осуществление.
Нас не должно здесь тревожить возможное возражение, что дело идет о восстановлении схоластически-аристотелевской логики, уже осужденной историей. Быть может, еще окажется, что эта дисциплина имеет далеко не столь малый объем и не так бедна 25 глубокими проблемами, как это подразумевает данный упрек. Быть может, старая логика была только весьма несовершенным и смутным осуществлением идеи чистой логики, но все же, как почин и первый шаг, она пригодна и достойна внимания. Это пре-, зрение к традиционной логике следует, быть может, считать не- зо правомерным отзвуком чуждых нам теперь настроений эпохи Возрождения. Исторически справедливая, но неразборчивая в существе дела борьба против схоластической науки, естественно, направлялась прежде всего против логики как принадлежащего к схоластике учения о методах. Но то обстоятельство, что фор- 35 мальная логика в руках схоластики (особенно в период вырождения) получила характер ложной методики, доказывает, пожалуй, лишь отсутствие настоящего философского понимания логической теории (на том уровне, на котором она уже была развита в то время). Поэтому практическое использование ее пошло по 40 ложному пути, от логики требовалась такая методическая деятельность, до какой она еще не доросла. Ведь и мистика чисел не есть аргумент против арифметики. Известно, что логическая полемика эпохи Возрождения по существу была бессодержательна и безрезультатна; в ней говорила страсть, а не разумное усмотре- 45 ние. Зачем же нам руководиться ее презрительными суждения-
ми? Теоретический творческий ум Жйбница, соединявший в себе пылкое стремление к преобразованamp;м, свойственное эпохе Возрождения, с научной трезвостью Нівого времени, ничего не хотел знать об этой антисхоластическар облаве. Он заступился теплым словом за поносимую аристотелевскую логику, хотя и считал, что ее необходимо расширить и исправить. Во всяком случае, мы можем не считаться с упреком, что чистая логика сводится к обновлению «пустого схоластического крючкотворства» до тех пор, пока не выясним смысла и содержания сложной дисциплины и правомерности открывшихся нам предположений.
Мы не станем для исследования этих предположений собирать все аргументы в пользу того или иного понимания логики в их исторической последовательности и подвергать их критическому анализу. Не этим путем можно обновить интерес к старому спору; но свой особый интерес, возвышающийся над эмпирической обусловленностью спорящих, имеют принципиальные разногласия, которые до конца не прояснились в этом споре, на них-то мы и остановимся.