<<
>>

Заключительный этап (автоматизация процесса голосообразования)

Трудно провести резкую границу между II и III этапами логопедических занятий по восстановлению и развитию голоса у детей, так как автоматизация процесса голосообразования начинается уже на II этапе — закреплении звучания голоса.

Основная задача этапа — ввести голос в повседневную речевую практику ребенка, научить его пользоваться громким, звонким голосом легко, свободно, без напряжения, утомления и форсирования звука.

Занятия с детьми необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Они должны быть эмоциональными, яркими, живыми, образными, наглядными, доступными и разнообразными.

Примерный перечень упражнений:

1) счет с усилением и ослаблением, повышением и понижением звучания, убыстрением темпа речи;

2) произнесение пословиц, поговорок, загадок, скороговорок с изменением высоты, силы, модуляций голоса, использованием различных интонаций, сменой темпа речи (постепенным убыстрением темпа);

3) разучивание стихотворных текстов с постепенным усложнением рифмы и удлинением строфы:

А.С. Пушкин. Вступление к поэме «Руслан и Людмила», отрывки из романа «Евгений Онегин», «Осень», «Зима», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Полтавский бой»;

В.А. Жуковский. «Жаворонок», «Птичка», «Мальчик с пальчик»;

Н.А. Некрасов. «Мороз — Красный нос», «Крестьянские дети», «Саша», «Генерал Топтыгин», «Зеленый Шум»;

А.Н. Плещеев. «Сельская песня», «Осенью»;

А.Н. Майков. «Летний дождь»;

Ф. Тютчев. «Весенняя гроза»;

И.З. Суриков. «Зима», «Детство»;

А.В. Кольцов. «Косарь»;

А.А. Блок. «Ветхая избушка»;

С.А. Есенин. «Береза», «Поет зима — аукает», «С добрым утром»;

В.В. Маяковский. «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Майская песенка»;

С.Я. Маршак. «Вот какой рассеянный», «Почта», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Первое сентября», «Про все на свете», английские детские песенки: «Кораблик», «Три мудреца», «Пирог», «Доктор Фауст»;

К.И.

Чуковский. «Мойдодыр», «Муха Цокотуха», «Тараканище», «Айболит», «Федорино горе»;

С.В. Михалков. «Дядя Степа», «Песенка друзей», «А что у вас», «Фома»;

А.Л. Барто. «Девочка-ревушка», «Помощница», «Игрушки», «Вовка — добрая душа»;

4) чтение и разучивание басен И.А. Крылова, С.В. Михалкова в лицах с элементами драматизации;

5) чтение и пересказ русских народных сказок, литературных сказок в лицах, подражая голосам героев сказок: «Три медведя», «Лисичка-сестричка и серый волк», «По щучьему веленью», «Девочка и лиса», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», «Красная Шапочка», «Три поросенка», «Сивка-бурка» и др.

Сказки вызывают у детей радостное настроение, положительные эмоциональные реакции, что улучшает звучание голоса.

Особенно мелодичны литературные сказки, обработанные писателями:

А.С. Пушкин. «Сказка о медведихе», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»;

П.П. Ершов. «Конек-горбунок»;

С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек»;

В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»;

Л.Н. Толстой. «Три медведя», «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах»;

Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки»: «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; «Сказка про Комара Комаровича»; «Сказка про Воробья Воробеича»;

М. Горький. «Про Иванушку-дурачка»;

К.И. Чуковский. «Путаница», «Топтыгин и Лиса»;

В.В. Бианки. «Приключения Муравьишки», «Лис и Мышонок», «Сова»;

С.Я. Маршак. «Не так», «Сказка про двух лодырей»;

П.П. Бажов. «Серебряное копытце»;

6) чтение вслух стихотворений и текстов по выбору логопеда, пересказ прочитанного;

7) свободный рассказ по заданной теме (времена года, явления природы и др.), составление рассказа по картинке, по серии картинок, придумывание необычной ситуации (это развивает связную, контекстную речь детей, способствуя преодолению той задержки речевого развития, которая является частым спутником тяжелого соматического заболевания, в данном случае заболевания гортани);

8) использование голоса во внутриклинической и внеклинической обстановке (беседы с медицинскими сестрами, врачами, товарищами, педагогами).

По окончании курса восстановительного обучения голос ребенка записывается, дыхание — на кимографе или электроэнцефалографе.

<< | >>
Источник: Алмазова Е. С.. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. под общ. ред. Г. В. Чиркиной , М.: Айрис-пресс, 2005. 2005

Еще по теме Заключительный этап (автоматизация процесса голосообразования):

  1. Заключительный этап (автоматизация процесса голосообразования)