<<
>>

Перун.

После Сварога и Рода главное место среди языческих богов Древней Руси занял Перун — бог грома и молнии. По своим функциям Перун напоминает греческого бога Зевса, римского Юпитера, скандинавского Одина.

Из текстов договоров руссов с греками известно, что княжеские дружины Олега, Игоря и Святослава неизменно присягали именем Перуна. Присяга постоянно присоединялась к традиционной клятве оружием. Так, повествуя о заключении мира греков с Олегом, летописец отмечает: «а Олега с мужами его водили в клятве по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном их богом». Еще более эффектна клятва 945 года: «Если же кто-нибудь из князей или людей русских, христиан или нехристиан, нарушит то, что написано в хартии этой, — да будет достоин умереть от своего оружия, и да будет проклят от бога и от Перуна за то, что нарушил свою клятву».

\ -Л^І те -              -*«S^              »*              *              *              »              В*              Ш              і

ГКй,€М*ГГ«*«'.

Князь Олег и его дружина клянутся богом Перуном. Миниатюра Радзивилловскои летописи.

              .              *******

Князь Олег и его дружина клянутся богом Перуном. Миниатюра Радзивилловскои летописи.

Клятвопреступника ожидала грозная и страшная месть неумолимого бога, о чем сказано в договоре Святослава с греками в 971 году: «Если же не соблюдем мы чего-либо из сказанного раньше, пусть я (то есть князь Святослав. — Б. Я.) и те, кто со мною и подо мною, будем прокляты от бога, в которого веруем,— от Перуна и Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и пусть посечет нас собственное оружие».

Из договоров руссов с греками, записанных в «Повести временных лет», ясно, что Перун X века стал богом оружия, княжеской дружины, покровителем самого князя, то есть богом княжеско-дружинной Руси.

Идол Перуна стоял в Киеве на горе. Вот как об этом рассказывает под 945 годом «Повесть временных лет»: «На следующий день призвал Игорь послов, и пришел на холм, где стоял Перун; и сложили оружие

свое и щиты, и золото и присягали Игорь и люди его,             

сколько было язычников между русскими». По мнению исследователей, в частности Е. В. Аничкова, упомянутый здесь идол Перуна стоял в самом княжеском дворе Игоревичей, то есть в древнейшем городище на Старокиевской горе. Исследователи считают, что местом, где

стоял1 Перун, упомянутый в договорах с греками, было языческое капище, раскопанное в 1908 г. В. В. Хвойкой (напротив входа в нынешний Государственный исторический музей).

\

Когда же князь Владимир стал властелином Руси, то есть князь и дружина стали политической властью, тогда, по летописи, Перун был поставлен «за теремным двором» на холме, окруженный сонмом других богов. Основание языческого пантеона в Киеве было осуществлено с целью объединения различных племен в единое государство с единой верой. Перун — бог князей и дружинников — был превращен Владимиром в главное божество всей Русской земли.

Боги Владимира стояли, по летописи, на холме, «за двором теремным», то есть за пределами древнейшего городища и предназначались для всеобщего поклонения. Анализ летописных сведений позволяет локализовать названное капище в центре древнего Киева, на Бабином торжке, рядом с ансамблем княжеских дворцов X в. Остатки святилища были обнаружены П. П. Толоч- ко и автором этих строк в 1975 г. во время раскопок под домом № 3 по Владимирской улице.

Среди новопоставленных богов (Даждьбога, Хорса, Стрибога, Симаргла, Мокоши) летописец на первое место ставит Перуна. Этот всемогущий бог имел человеческое подобие. Тело его было высечено из дерева, голова отлита из серебра, а усы из золота. Густынская летопись дополняет образ Перуна: ноги у него были железные, глаза из драгоценных камней. В руке он держал каменное подобие стрелы, осыпанной яхонтами.

Перед Перуном всегда горел огонь, который жрецы под страхом смерти обязаны были поддерживать.

Культ Перуна был установлен также в Новгороде. Тем самым два главных пункта пути из «варяг в греки» объединялись единым культом. Новгородское святилище разместили на левом берегу Волхова, на высоком холме. В центре стоял кумир Перуна. Он держал тяжелый дубовый посох и смотрел на восток, а вокруг него постоянно горело восемь костров.

Перун — божество всепобеждающее и карающее. Он олицетворял грозные силы природы, вызывающие страх и трепет. По представлениям белорусов, это бог высокого роста с черными волосами и длинной бородой (борода— символ туч, покрывающих небо). Вооруженный

Князь Игорь и люди его (язычники) присягают идолу Перуну. Миниатюра Радзивилловской летописи.

Князь Игорь и люди его (язычники) присягают идолу Перуну. Миниатюра Радзивилловской летописи.

луком її стрелами мчался он по небу во время грозы на пылающей колеснице и поражал нечестивых. Древние считали, что гром — это грохот его колесницы, а слепящие молнии — его стрелы. Как божество, посылающее дожди, Перун считался подателем земных урожаев, покровителем земледелия. Ведь дождь крестьяне называют кормильцем. Недаром все живое радуется первому грому и спешит умыться дождевой водой. Именно в такое время, по представлениям наших предков, облачное небо озарялось громовержцем Перуном.

Введение христианства на Руси привело к уничтожению всех идолов того времени, в том числе и Перуна. Владимир приказал свергнуть кумиров, одних изрубить, других сжечь. По летописи, первым был низвергнутый главный бог Киева и Руси. Его привязали к хвосту коня и волочили с горы по Боричеву взвозу к Днепру, а 12 сильных мужей колотили бога жезлами. И сбросили Перуна в Днепр, и поплыл он, а язычники бежали следом и кричали: «Выплывай , боже, выплывай». Прошел Перун пороги и выбросило его ветром на берег. С той поры и называется то место Перуновой отмелью.

Не менее жалкой была участь и новгородского Перуна. Легенды рассказывают, что новокрещенные новгородцы сбросили идола в Волхов. Один из новгородцев бросил Перуну, что тот «досыта поел и попил», издеваясь над его позорным отплытием Волховом из Новгорода. Разгневанный Перун будто замахнулся на него дубовой палицей и забросил ее на мост, крикнув людям: «Вспоминайте меня и бейтесь на мосту сем». Так в старину объяснялась причина частых столкновений новгородцев на мосту через Волхов, причем палки их назывались перуновыми палицами.

Язычество еще долго уживалось с христианством. По сведениям проповедников, народ тайно поклонялся языческим богам, и в первую очередь Перуну. Его приметы позже были перенесены на святого Илью, который у славян и греков связан со старым культом небесного божества.

<< | >>
Источник: Я.Е. БОРОВСКИЙ. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ МИР ДРЕВНИХ КИЕВЛЯН КИЕВ НАУКОВА ДУМКА 1982. 1982

Еще по теме Перун.: