Трупоположение.
В этом ритуале также отражено представление о том, что умерший продолжает жить в потустороннем мире той же жизнью, что и на земле. Покойники имеют те же потребности, что и живые: они едят, пьют, им нужны рабы. Этим и объясняется обычай класть рядом с ними пищу, оружие и другие предметы, а также животных, рабов и рабынь.
Рядовые погребения киевских некрополей (их исследовано около ста) относятся к массовым могилам городского населения и характеризуются стойким обрядом погребения. Покойника хоронили в деревянном гробу, опущенном в могилу прямоугольной формы. Над погребением насыпался невысокий курган. В нескольких погребениях, открытых в усадьбе Трубецких, покойник в гробу был обильно посыпан золой и углем. В этом несомненно отразились пережитки трупосожжения. Отголоском еще более древних языческих представлений является обычай посыпания зерном в одном из погребений на Старокиевской горе. Погребенный был обильно посыпан льняным семенем, особенно около черепа и возле ног. Поджаренные зерна пшеницы и проса, расположенные слоями, обнаружены также на погребальном кострище в усадьбе Софийского собора.
Отголоском этого древнего обряда, зафиксированного в киевских могильниках, был обычай у болгар и поляков посыпать внутренность могилы зерном. Известен этот обычай на Киевщине и сегодня. Хлеб служил предметом хозяйства умершего или выражал символично мысль о его потусторонней жизни. Еще в XIX в. белорусы и украинцы посыпали жилье и место, где лежал покойник, зерном, имевшим очистительное значение.
Инвентарь в рядовых киевских погребениях несложный и незначительный.
Во многих погребениях (Старокиевская гора) встречается глиняная посуда или в виде целых горшков, в свое время содержавших, вероятно, ритуальную пищу, или в виде обломков, которые могли представлять остатки погребальной тризны (Старокиевская гора, Верхняя Юрковица).В мужских погребениях часто встречаются железные ножи, кресала и кремни для высекания огня, точильные бруски для заточки ножей и стрел. В двух погребениях возле скелета были найдены костяные острия с тупым концом в виде головы зверя с раскрытой пастью — обереги. В составе курганных погребений рядовых дружинников есть также предметы вооружения: боевой топор, железные наконечники копья, кинжалы, стрелы, боевой топорик и сагайдак (колчан) со стрелами (Старокиевская гора, Верхняя Юрковица).
Как среди рядовых, так и среди богатых, срубных погребений, часто встречаются кабаньи клыки. Более 14 их было найдено в усадьбе Кривцова (1892 г.). В сруб- ном погребении около Десятинной церкви находилось три клыка. Один клык найден в погребении с конем. Немало их обнаружено и в культурном слое городища на Старокиевской горе. Кроме кабаньих, в киевских курганах встречаются и медвежьи клыки.
Значительно богаче но инвентарю женские погребения, в которых встречаются перстни, височные кольца, ожерелья. Ожерелье состояло из различных бусин и подвесок типа монет, раковин, лунниц.
Составной частью раниекиевских некрополей являются погребения знатных дружинников в срубах — больших подземных деревянных сооружениях всегда прямоугольной формы (размерами от 1X2,5 до 2x2,8 м), перекрытых бревенчатым накатом. Дно срубов выстилалось деревом, на котором лежали умершие. Сопровождал их богатый инвентарь, характеризовавший социальное положение покойников — представителей военнодружинной знати Киева.
Погребальный обряд, как и при сожжении, преследовал цель обеспечить будущее существование покойников. Как уже упоминалось, понятие языческих славян о жизни в потустороннем мире было отражением земного быта и его условий.
Покойнику сооружали посмертное жилище, похожее на земное: могильную яму, напо-
МйнйвШую срубные конструкций, обкладывали колодами. Не исключено, что такие конструкции имитировали наземные жилища — срубы IX—X вв., которые были исследованы в 1972—1975 гг. на Подоле.
Срубные погребения киевских могильников по степени сложности обряда разделяются на несколько групп: в одном случае погребенный был богато вооружен, но без коня (Кирилловская ул.), в нескольких случаях его сопровождал боевой конь (Старокиевская гора, усадьба Софийского собора), в трех случаях дружинник похоронен в сопровождении рабыни (Старокиевская гора, Верхняя Юрковица) и в двух — в сопровождении рабыни и коня (Старокиевская гора, Кирилловские высоты).
И конь, и оружие неотделимы от воина-дружинника. Конь был еще и символом солнечного божества, он должен был сопровождать умершего на пути в рай — жилище солнца, страну блаженства и вечного покоя.
Во время раскопок киевских курганов обнаружены предметы богатого снаряжения боевого коня, разнообразное оружие: шпоры, стремена, удила, сбруя, мечи, боевые топоры, кинжалы, копья, колчаны со стрелами, шлемы и кольчуги.
Среди срубных захоронений определено несколько курганов военных вождей, где покойников сопровождали особенно дорогое и разнообразное оружие, драгоценные вещи, рабыни и боевые кони. Так, в погребении, раскопанном в 1936 г. неподалеку от Десятинной церкви, обнаружена насильственно убитая женщина (рабыня), украшенная драгоценными вещами. Она должна была служить в потусторонней жизни своему господину. Женщины-язычницы верили, что созданы для мужей и только через них, вместе с ними могут войти в рай и там блаженствовать. Обычай русских женщин или наложниц умирать на могиле своего мужа засвидетельствован в IX—X вв. арабскими и греческими авторами. Да и древнерусская былина прямо указывает на то, что после • смерти богатырь Михайло Поток был похоронен вместе с живой женой:
Его, Потока, похоронили,
А ево молоду жену Авдотью Леховидьевну С ним же живую зарыли во сыру землю.
\
Из других предметов, необходимых покойникам, по мнению древних киевлян, для будущего существования
можно назвать глиняные и деревянные сосуды (горшки, амфоры, миски), многочисленные деревянные ведерки с железными обручами, найденные как в массовых, так и в срубных погребениях. Глиняные и деревянные сосуды предназначались для пищи и питья, а деревянные ведерки — для хмельного меда, вина и пива. Возле последних иногда находили деревянные ковши с серебряной оковкой.
В дружинных погребениях, как и в массовых, часто встречаются обереги: упоминавшиеся уже кабаньи и медвежьи клыки, различные костяные подвески в виде двойного месяца, с изображениями зверей и птиц, серебряные крестообразные подвески с ушками, бронзовый ключик и бронзовые ложечки-подвески.
Срубные погребения знатных киевлянок сопровождались богатыми украшениями и различными предметами домашнего хозяйства. Из украшений типичными являются бронзовые и серебряные височные кольца, браслеты, золотые и серебряные серьги, перстни, серебряные фибулы. В состав ожерелий входили разнообразные бусинки и подвески, иногда восточные и византийские монеты. Встречаются здесь и крестообразные металлические пластины-подвески с отверстиями или ушками для подвешивания, украшенные орнаментом из мелких кружочков, иногда в виде ромба в центре, символизирующего солнце. Такие подвески в женском уборе часто играли магическую роль оберегов.
Женские погребения сопровождали и предметы хозяйственной деятельности: ножи, ножницы, глиняные сосуды, пряслица. Исключительный интерес представляет женское погребение, обнаруженное в 1968 г. на склонах Старокиевской горы. Оно находилось под полом жилища XI в. на глубине 0,6 метра. В области поясницы скелет был насквозь пробит большим железным гвоздем-костылем, конец которого оказался загнутым. Северная ориентация, пробитый гвоздем позвоночник и необычно глубокое залегание (до 1,8 метра) выделяют это погребение из ряда других исследованных на Старокиевской горе.
Авторы раскопок предполагают, что это мог быть случай, связанный с ритуалом умерщвления вампира.По народным верованиям, враждебными силами человека были женщины-ведьмы, вампиры. Их прокалывали терновымц цлц осиновыми колами, после чего они уже не могли творить людям зло. Есть и другое объяснение. Умерших не по-христиански (утопленников, самоубийц) хоронили по древнему языческому обряду, хоть и ослабленному: отдельно от остальных, часто под семейным порогом. А прокалывание колом в таких случаях имело цель обезвредить всякие природные бедствия: засуху, град, преждевременный мороз, которые приписывались влиянию погибших насильственной смертью. Описанное киевское погребение и является остатками языческого погребального обряда.
Важные сведения об обряде трупоположения у древних киевлян сохранила нам «Повесть временных лет». Описывая смерть Аскольда и Дира от руки Олега, она указывает, что киевские князья были похоронены на горе (и погребоша). Также ничего ие говорится о сожжении Олега: его похоронили (погребоша) на горе Щека- вице в могиле. Похоронили в земле (погребли) древляне и князя Игоря. Над его останками княгиня Ольга повелела насыпать высокую могилу (курган). Да и древлянских послов, которые пришли сватать ее за князя Мала и которых несли от Почайны в ладье, Ольга живыми похоронила в глубокой яме, вырытой на теремном дворе. Себя Ольга завещала похоронить наравне с землей (погрести).
Как видим, по отношению к погребению язычников Олега и Игоря употреблялся термин погрести, погребати, аналогичный термину погребоша, относящийся к христианке Ольге. Таким образом, «Повесть временных лет» подтверждает известные уже археологические данные: у полян и древлян в X в. существовал обряд трупоположения, который сосуществовал с трупосожжением.
На обряд трупоположения у руссов указывал еще араб Ибн-Даста. Он описал могилу в виде просторной комнаты, напоминающую киевские срубные погребения: «Когда между ними умрет какой знатный, для него вырывают могилу в виде просторной комнаты, кладут туда мертвеца, кладут туда также его одежду, золотые обручи, которые он носил, много яств, кружки с напитками и другие неодушевленные предметы — ценности.
Жена, которую он любил, живою помещается в погребальной комнате; затем затворяют двери, и она там умирает».Курган над могилой князя Игоря. Миниатюра Радзивилловской летописи.
Отдельные моменты древнерусского языческого погребального обряда, которые почти невозможно воспроизвести по археологическим источникам, сохранились в письменных памятниках нашей старины.
Особенно важные свидетельства встречаем в «Житии князя Константина Муромского» (вероятно, князя Ярослава Святославича, умершего в 1129 г.). Когда Константин хоронил своего сына по христианскому обряду, «неверные люди, видя это, удивлялись, что не по их обычаю творимо погребение сыну самодержца, взнак на восток лицом, а могилы вверх холмом не сыпали, но ровно с землей, ни тризны, ни дымы не делали, ни битвы, ни кожи кроения, ни плача безмерного». Далее в «Житии» рассказывается, что по обычаю на могиле убивались кони, закапывались в землю «ременные плетения древолазные».По мнению А. А. Котляревского, «Житие Константина Муромского» представляет нам очень древнее, может, даже современное введению христианства свидетельство о языческой погребальной старине восточных славян. Некоторые детали обряда по «Житию» находят прямые соответствия в киевских погребениях. Все языческие погребения в Киеве — курганы, насыпанные таким способом, как и в «Житии» (холмом над уровнем земли). В киевских могилах конь сопровождал умершего, как и в «Житии», где, кроме того, подчеркнуто: коня убивалй на Мбгйле с убеждением, что он необходим покойнику в загробной жизни. Символическое христианское погребение на восток лицом (в знак будущего воскрешения) в «Житии» противопоставляется языческому, хотя и не указывается, в чем заключается последнее. В киевских языческих некрополях зафиксирована ориентация головой на запад или с незначительным отклонением на юго- или северо-запад.
Такая ориентация покойника в киевских языческих погребениях связана непосредственно с древними верованиями славян. В каждодневном движении еолнца человек видел жизнь существа, подобного себе. Солнце рождалось (восход), постепенно старело и умирало (заход). Смерть человека уподоблялась солнечному закату, смерти солнца. Место, где исчезало солнце, представлялось человеку жилищем, которое ждет его после смерти и куда отошли ранее его родители, где они наслаждаются новой жизнью. И вот живые хотят помочь умершим близким скорее переселиться в эту блаженную страну. Они выбирают для возложения умершего ориентацию, связанную с заходом солнца, его прекрасным жилищем. Западная ориентация, таким образом, связана с религиозной идеей: потусторонний мир, куда отходят души умерших, находится в стороне солнечного заката. Эти взгляды восточных славян позднее совпали с канонами христианской религии, по которым покойника хоронили головой на запад, а лицом на восток.