ВВЕДЕНИЕ
Ныне, в эпоху научно-технической революции, когда вооруженный огромными знаниями человек все больше познает тайны природы, наивными выглядят представления наших далеких предков об окружающем мире.
Однако представления эти — объективный этап в процессе познания, они помогают нам глубже осознать историю родного края, нашего народа.Восточнославянская мифология до недавнего времени была мало изучена, поскольку православная церковь пыталась беспощадно вытеснить из народного сознания все, что не совпадало с ее догмами. Однако древнее фантастическое восприятие мира сохранялось в народе, выливалось в красочную обрядность.
Языческим богам восточные славяне поклонялись задолго до введения на Руси христианства. Об этом свидетельствуют упоминания на страницах древних памятников письменности. Остатки религиозных представлений наших предков живут в легендах и сказках, летописях, художественной литературе, народных обычаях, в церковных произведениях. Однако таких сведений очень мало, и поэтому каждый факт, проливающий свет на языческую религию восточных славян, представляет научный интерес. Кроме письменных и этнографических источников, на помощь ученым приходит археология. Постепенно земля открывает свои тайны, и археологи обнаруживают остатки языческих капищ, предметы поклонения древних, относящиеся к различным историческим эпохам.
Религиозные взгляды древних славян, отражая мировоззрение наших предков, развивались и усложнялись. Они не отличались от аналогичного развития религий других народов. Фридрих Энгельс дал общую картину возникновения и развития религии в известной работе «Анти-Дюринг»:
«Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни,— отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. В начале истории объектами этого отражения являются прежде всего силы природы, которые при дальнейшей эволюции проходят у различных народов через самые разнообразные и пестрые олицетворения...
Но вскоре, наряду с силами природы, вступают в действие также и общественные силы, — силы, которые противостоят человеку в качестве столь же чуждых и первоначально столь же необъяснимых для него, как и силы природы, и подобно последним господствуют над ним с той же кажущейся естественной необходимостью. Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил. На дальнейшей ступени развития вся совокупность природных и общественных атрибутов множества богов переносится на одного всемогущего бога, который, в свою очередь, является лишь отражением абстрактного человека. Так возник монотеизм...» КНа начальном этапе истории Киева язычество представляло собой сложную смесь пережитков глубокой древности, то есть пришедших еще от родового строя воззрений, с новыми их формами, вырабатывающимися в процессе разложения родовых и образования классовых отношений в славянском обществе. Например, широко сохранялось обожествление сил природы, животных и растений. В Новгородской летописи отмечено, что поляне, в том числе и киевляне, были язычниками, почитали озера, колодцы, рощи и приносили им жертвы.
Однако очень скоро стихийные силы в представлении славян начинают оформляться в человекоподобные божества. Появляются русалки, берегини, рожаницы. Одновременно развивается культ предков. Дальнейшее развитие человеческого общества приводит к тому, что на первый план постепенно выступают божества, олицетворявшие силы природы, от которых зависел труд земледельца.
1 Маркс КЭнгельс Ф. Соч., т. 20, с. 328—329.
ЯзычёсТво — это огромный комплекс первобытных верований, взглядов и обрядов, который складывался на протяжении многих столетий. Спецификой языческого комплекса, как отмечает академик Б. А. Рыбаков, является своеобразный характер его эволюции: новое не вытесняет старое, а наслаивается на него, добавляется к старому. Исследования убедительно показывают, что в сумме религиозных представлений позднейших эпох обязательно присутствуют в том или ином виде представления предыдущих эпох.
Для изучения мифологии восточных славян особо важной является археология, в частности киевская, исследующая погребальные обряды древних киевлян, святилища на территории древнего города, различные материальные предметы, сохранившие для нас символику языческих образов и представлений дохристианской эпохи.