<<
>>

МАСЛОУ Абрахам Харолд

МАСЛОУ (Maslow) Абрахам Харолд (1 апреля 1908 — 8 июня 1970) — американский психолог, автор наиболее известной теории мотивации.

Родился в Бруклине (Нью-Йорк, США). Был самым старшим из семи детей. Отношения Маслоу со своими родителями, эмигрировавшими из Киева русскими евреями, не отличались ни близостью, ни любовью. Среднее образование он получил в бесплатных нью-йоркских школах. Когда ему было девять лет, семья переехала из еврейского района города в другой, и поскольку у Маслоу была ярко выраженная еврейская внешность, то он узнал, что такое антисемитизм. Он сам говорил о том, что до двадцати лет был чрезвычайно стеснительным, нервным, подавленным, одиноким, погруженным в себя и страдающим от жестоких неврозов человеком. В школе он был в изоляции, семью свою не выносил, и поэтому его настоящим домом была библиотека. Он был одним из лучших учеников в школе. Потом, по совету отца, поступил в юридический колледж. Быстро утратив интерес к учебе, он даже не закончил первого курса. В конце 1928, когда ему было двадцать лет, он женился на Берте, своей двоюродной сестре, за которой долго ухаживал. Они поступили в Мэдисонский университет (Висконсин), где М. стал бакалавром (1930), магистром (1931) и доктором (1934) психологии. Учась в Мэдисоне, М. оставался стеснительным и скромным человеком, но преподаватели очень любили его. Увлекшись бихевиоризмом Уотсона, который тогда был в моде, М. сосредоточил свои усилия на классических лабораторных исследованиях с собаками и обезьянами. Первые его доклады и статьи были посвящены анализу эмоциональных проявлений отвращения у собак и особенностям протекания процессов обучения у приматов.

Получил степень доктора психологии в университете штата Висконсин. Преподавал психологию в Висконсинском университете, Бруклинском колледже и университете Брандейса.

Его самой знаменитой работой является изданная в 1954 книга «Мотивация и личность» (Motivation and Personality).

В иерархии потребностей высшее место отводил потребностям в творчестве и самоактуализации личности.

В 1967 и 1968 избирался президентом Американской психологической ассоциации.

М. определил мотивацию как «изучение предельных целей человека». Он утверждал, что всем людям, в сущности, свойственны одни и те же цели, но различные культуры оказывают свое влияние на те пути, посредством которых эти цели достигаются. При этом он исходил из трех допущений относительно человеческой природы: люди могут классифицироваться как существа, потребности которых до конца никогда не могут быть удовлетворены; частичное или полное неудовлетворение потребностей побуждает человека к действию; человеку всегда свойственна иерархия потребностей, в рамках которой основные, базисные потребности находятся на нижних уровнях такой лестницы, а потребности более высокого уровня — на верхних уровнях.

Согласно теории М. в основании иерархии потребностей лежат врожденные, генетически передаваемые и наследуемые потребности — потребности физиологического свойства, удовлетворение которых связано с потребностями выживания на биологическом уровне (потребности в пище, питье, кислороде, физической активности, сне, защите от экстремальных температур, сенсорной стимуляции) (рис. 1).

ПОТРЕБНОСТЬ'

в

' САМОАКТУАЛИЗАЦИИ:' реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ: гармония, порядок, красота

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ: знать, уметь, понимать, исследовать

ПОТРЕБНОСТЬ В УВАЖЕНИИ (ПОЧИТАНИИ): компетентность, достижение успеха, одобрение, признание

ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И ЛЮБВИ: принадлежность к общности, быть принятым, любить и быть любимым

ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ: чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ (ОРГАНИЧЕСКИЕ) ПОТРЕБНОСТИ: голод, жажда, половое влечение и другие

Рис.

1. Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу

По мере того как человек налаживает удовлетворение своих физиологических потребностей, у него возникает необходимость удовлетворения потребностей следующего уровня — потребностей в безопасности, в защите от опасностей (неспособности зарабатывать по причине нетрудоспособности, неопределенность будущего и пр.). Сюда включены также потребности в стабильности, в организации, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Удовлетворение этих потребностей направлено на долговременное выживание.

Следующий уровень потребностей — это потребности социальные: человек нуждается в причастности к какому-либо делу, деловом общении, работе в коллективе и любви. Потребность в установлении отношений привязанности с другими, к своей семье или референтной группе. Групповая принадлежность становится доминирующей целью человека. Потребность в любви также является одной из фундаментальных.

М. выделяет два вида любви: бытийная любовь — тип любви, в которой человек ценит другого за то, что он есть, без какого-либо желания изменить или использовать этого другого; дефицитарная любовь — эгоистический тип любви, когда человек больше хочет получить, чем отдать другому.

Удовлетворение потребностей принадлежности и любви — основа формирования здорового чувства достоинства, а их фрустрация — формирование враждебности, страха быть отвергнутым и душевной пустоты.

Далее следует потребность в уважении. Такая потребность чаще всего связана с признанием; ощущением того, что имеет смысл все, что делается с нами; ощущением своей личной полезности и результатов своего труда для других людей — близких, родственников, знакомых и общества. Эти потребности подразделяются: на потребности самоуважения (компетентность, уверенность, достижения, независимость, свобода); потребность уважения другими (престиж, признание, репутация, статус, оценка и принятие).

Удовлетворение потребности самоуважения порождает чувство уверенности в себе, осознание своей причастности к происходящему и чувство собственного достоинства.

Ее фрустрация приводит к формированию низкой самооценки, чувству неполноценности, ощущению пустоты, бессмысленности существования, пассивности и зависимости.

Высший уровень потребностей — это потребность в самореализации, самовыражении. Люди стремятся к реализации свойственных им и потенциально им присущих способностей, талантов, возможностей. Именно на этом, высшем уровне иерархии люди сильнее всего отличаются друг от друга. Реализация этого потенциала рождает духовно богатых, творческих личностей.

Фрустрация этой потребности приводит к «экзистенциальному вакууму» и потере смысла жизни.

Согласно концепции М. потребности никогда не бывают полностью удовлетворены. Первоначально удовлетворяются физиологические по-

требности, и только после их (хотя бы частичного) удовлетворения реализуются все последующие. Средний человек удовлетворяет свои потребности примерно следующим образом: физиологические — 85%; в безопасности и защите — 70; принадлежности и любви — 50; самоуважении — 40; самоактуализации — 10%.

Потребность в самоактуализации удовлетворяется реже всего. По мнению М., менее 1% населения реализуют свой потенциал. Он объясняет это несколькими причинами: а) сильное негативное влияние потребности в безопасности. Самоактуализация требует постоянной готовности рисковать, преодолевать традиционные установки, опровергать укоренившиеся взгляды, что угрожает психологической (а иногда и физической) безопасности человека; б) необходимость преодолевать социокультуральные нормы и стандарты. Например, еще в начале XX в. для самоактуализации женщинам-ученым приходилось преодолевать массу препятствий социального характера и предрассудков; в) комплекс Ионы — страх и сомнение в своей способности достичь самоактуализации.

Каковы же характеристики самоактуализирующихся людей? Для ответа на этот вопрос М. проанализировал биографии 48 психически здоровых лиц, которых, по его мнению, можно было отнести к самоактуализирующимся личностям. В эту когорту вошли выдающиеся люди: Авраам Линкольн, Альберт Эйнштейн, Элеонора Рузвельт, Джордж Вашингтон, Уолт Уитмен, Олдос Хаксли и другие столь же незаурядные люди.

В результате анализа полученных данных М. пришел к выводу, что для самоактуализирующихся личностей характерны следующие признаки: более эффективное восприятие реальности; приятие себя, других и природы; непосредственность, простота и естественность; сосредоточенность на проблеме; независимость — потребность в уединении; автономия — независимость от культуры и окружения; свежесть восприятия; вершинные или мистические переживания; общественный интерес; глубокие межличностные отношения; демократичный характер; разграничение средства и целей; философское чувство юмора; способность к творчеству; сопротивление окультуриванию.

Интернет-ресурсы: Мотивация и личность (http://www.psylib.ukrweb. net/books/masla01/index.htm); глава из книги «Мотивация и личность» — «Теория человеческой мотивации» (http://flogiston.ru/library/maslow); Психология бытия (http://bookz.ru/authors/maslou-abraham/maslow01/1- maslow01.html).

<< | >>
Источник: Румянцева Е.Е.. Мировая экономическая наука в лицах. — М., 2010. — 456 с.. 2010

Еще по теме МАСЛОУ Абрахам Харолд:

  1. МАСЛОУ Абрахам Харолд
  2. СОДЕРЖАНИЕ